Армянская церковь Киева. И армянский вопрос Украины

Jan 04, 2024 13:16




Армяне - самая широко расселенная по свету диаспора. Не евреи, как многие огульно думают.


В Украине армянское влияние особенно исторически велико, и многовекторно - еще с дремучего средневековья во Львове есть свой крупный отдельный Армянский квартал.


Был аналогичный в Каменце-Подольском. Сейчас, увы, осталось от него только Армянское кладбище.



Помимо "европейских", условно назовем, армян современной Западной Украины, был сильнейший поток влияния из Крыма, куда другими плутовыми путями попала иная армянская ветвь.
После они пошли, как это водится у единоверцев, вновь воссоединяться и вторыми волнами смешиваться - Иван Айвазовский, например, самый известный из армян Крыма, по происхождению, как раз, из львовских армян.
Не говоря уж про советское время, когда именно армянин Сергей Параджанов снял самый (заслуженно) именитый украинский фильм, "Тени забытых предков", по одноименной повести Коцюбинского, о мифах, легендах и красоте гуцульского края.
Не будет большим преувеличением сказать, что именно он, пожалуй, в Украине на сегодня самый чествуемый армянин.


Его единственный сын, Сурен, кстати, всю жизнь прожил в Киеве, скончавшись не так давно.


Собрав все это воедино, удивительно, что если в современном Киеве задаться целью собрать армянское наследие на тематическую экскурсию, то экскурсия получится очень минималистичной.
Несмотря на то, что армян в Киеве много, было, есть и остается.
Даже армянская церковь, так и то всего одна.
Причем расположена в окраинном, спальном районе Левого берега, и головной храм превратился в непрезентабельного вида долгострой.


Можно попытаться объяснить все конспирологическими версиями, в духе газеты "Мухосранский комсомолец" - тем, что азербайджанцы победили, и изничтожили своих недругов: а если судить по распространению азербайджанских шашлычных, в ущерб мало представленным армянским, то так можно подумать.
Но я, вы знаете, не люблю никаких конспирологических версий, считая их уделом людей прежде всего темных - не обязательно при этом бедных. Класса мещан во дворянстве, нуворишей, наварившихся на лихих временах, никто не отменял.

Я думаю, что все проще, и сошлись два фактора.
Первый - киевские армяне, в своем большинстве, как это свойственно столицам и просто крупным городам, люди светские. К своему армянскому происхождению относятся ровно, просто как к факту биографии, зная на армянском несколько слов, от бабушки, а в остальном ведя городской образ жизни, не акцентированный на национальных особенностях, не привязанный к национальным ритуалам.
А второй фактор - армянской диаспоре Киева просто не повезло.
Да, ненаучное объяснение, но в жизни так бывает.


Ну, сами судите, как с этим храмом вышло - собиралась община построить себе свой небольшой городок. Разместить Большой Храм, резиденцию патриарха, парк, монументы.
Нашли себе под эти цели землю - да, на городской периферии, но чем плохо? Даже напротив, свои плюсы - много места, сразу приобретаешь статус районной достопримечательности, метро недалеко.
Началось строительство, но грянул 2014-й год, захвачен Крым, где армянская диаспора имела широкий бизнес, обвалилась экономика, страна провалилась в войну - а любая, самая что ни на есть национальная диаспора, она неотделима от текущих дел государства.
Стройка встала.


Поскольку запрос на армянский культурный центр по прежнему был актуален, решили по быстрому довести до ума хотя бы малый храм - оттого построили буквально за год церквушку рядом.


За пяток лет ситуация понемногу начала выправляться. Диаспора вновь изыскала ресурсы, постройка Большого Храма возобновилась.
Но - сперва ковид, а потом и полномасштабная война, и вновь армянский минигород на Левобережье повис в безвременье.


А наскоро выстроенная церквушка, предполагавшая быть лишь промежуточным, временным вариантом, стала основной.
Нет ничего более постоянного, чем временное - мы, выходцы из СССР, это знаем получше многих других.


Но, несмотря на разобранное, промежуточное состояние, оно все-таки замороженное, а не заброшенное.
Во дворе вертеп.


В вертепе поселились котики. (Пожалей хоть котиков).
Видите тут котиков?


Хороший знак, котики в плохом месте не поселятся.


В церкви идут службы, любезный и очень интеллигентный священник Арташес любым зашедшим рад, и если захотите от него экскурсию - спрашивайте, вряд ли откажет.
А насчет перспектив - ну, за диковинную и древнюю армянскую историю каких только войн не бывало. Пережили, однако. Не все, и не без потерь, но пережили.


И то, что армяне по прежнему продолжают в Киеве обживаться, с перспективой на дальнее, для меня это однозначно очень обнадеживающий, не меньше котиков в вертепе, знак.


Армения, Украина, Путешествия

Previous post Next post
Up