Она совершенно неочевидная и ускользающая от массового восприятия, и это естественно.
Заслуга Зеленского в том, что он, как актер мастерски, мгновенно сориентировался, проявил спонтанность (уж воистину - опыт клуба веселых и находчивых), и расставил моральные акценты. Сделал из войны истинную драму, в которой Украина - это добро, а Россия - зло.
Кому-то кажется, что это было ясно по умолчанию и так? Кому-то кажется, что это "и так всем понятно"?
Нет. Это не по умолчанию. И это отнюдь не понятно.
Люди циники. Люди трусы. Люди малодушны.
Кроме того, на переднем плане мировых обществ выступают политики, а у них цинизм это и вовсе профессиональное качество.
И я сейчас не обвиняю - да, есть профессии, в которых цинизм необходим - иначе работать не сможешь. Сердобольный врач, как известно, оперировать не умеет, так как все время тратит на переспрашивания.
Для колоссальной части мира конфликт России и Украины - пустой звук.
Ну представьте, приходит новость - Уругвай с Парагваем ведут кровопролитную войну: вы на чьей стороне? Кого поддерживаете?
Для большинства людей мира Россия и Украина до 24 февраля были малоотличимы. И, украинцы знают, как много следовало последующих вопросов за границей, на заявление, что ты из Украины: "Украина - это где-то в Сибири, да?", "Украина - это где-то в России?", "Украина - это где?".
И не будь морального-нравственного акцента - это был бы просто очередной "спор славян между собою", а мир вяло наблюдал бы, чья возьмет. Чья возьмет - с теми и будем жить дальше.
Собственно, не секрет, что к этому и шло. Мир готовился Украину слить, выразить глубочайшую озабоченность, после того, как российские войска возьмут на третьи сутки Киев, после чего цинично продолжать с Россией торговать.
Но, как мы теперь знаем, две вещи выбились из этого стройного циничного ряда. И эти две вещи - украинская нация и Зеленский.
Украинская нация выбрала свободу, а не постыдное, ублюдочное рабство. А Зеленский, как хороший актер, мгновенно понял лучший способ сыграть роль героя - стать им.
Зеленский мастерски ввел в военный конфликт драматургию. По актерски изящно раскрыл характеры: это Украина, страна смелых и непокорных людей, встающих навстречу безжалостной Орде. Это Россия - страна-захватчик, страна-деградант, страна-лжец.
Это украинцы - с очередями в военкоматы, с ошеломляющей отвагой, с вчерашними менеджерами среднего звена и баристами, сегодня в теробороне творящими истинные воинские подвиги. Это русские - кучка оборванцев, блеющих в плену, что "а мы, дяденьки, ничего не знали. А нас обманули. А мы бедненькие-несчастненькие, плак-плак".
Это Украина - она защищает Европу и будущее. Это Россия - она воюет за насилие, шовинизм и непредсказуемое прошлое.
Это Украина, и это добро. Это Россия - и это зло.
Опять же, вам кажется, что это было ясно по умолчанию? Нет! Не было ясно.
Пример простой - чтобы далеко не ходить, вспомним Украину же, но 2014 год. Что произошло тогда, кроме проигрыша военного? Произошел проигрыш моральный - Украина не смогла привлечь к себе массовые симпатии. Не смогла окончательно доказать свою правоту.
Циничный мир рассудил - о, эти славяне, вечно они что-то там собачатся, поди их пойми. И Украину слил.
Простой обыватель, в Германии или Штатах, Австралии или Греции, не чувствовал в себе общность именно с украинцем. Ему проще было себе сказать - "не всё так однозначно" - и забить на это. Что и было сделано.
Но в 2022-м актер Зеленский оказался ровно на том месте, где он и должен был оказаться. И реализовал то, что на языке актерского искусства называется эмоциональное вовлечение.
После чего простой обыватель, ведомый рукой драматурга, сразу эмоционально ощутил, где добро, где зло. Смог примерить ситуацию на себя.
Смог ощутить, что если я сплю дома, спит моя семья, спят мои дети, а на наши мирные, бедовые головы вдруг начинают падать ракеты - тот, кто их запускает - это зло. А сострадать нужно тем, кто под этими ракетами оказался.
Тот, кто вторгается в чужую страну, убивая ее жителей - это зло. А тот, кто храбро и отчаянно защищает свой дом - тот добро.
Люди ленивы, но люди не мерзавцы сами по себе, если только из них целенаправленной пропагандой и языком ненависти не вытравливали годами сострадание и эмпатию.
Есть те, кто будет на стороне негодяя, убийцы, насильника, оккупанта - но их мало. Большинство будет на стороне того, кто слабее, но стоит против страшного удара. Того, кто стал жертвой - но не сломался. Того, кто в самый страшный миг успевает не только спасаться, но и спасать других. Забыв о всем бренном, работать волонтером, помогать чем может, брать оружие и идти на линию фронта.
Политики остаются циниками, но у Украины есть серьезный союзник - условный западный обыватель. Который сочувствует, и который имеет при этом рычаг влияния на своих политиков.
В этом плане, кстати, российский обыватель, даже настроенный глубоко проукраински, в целом бесполезен, потому что на политику он давно никак не влияет.
Да, ну так вот - Зеленский безошибочно определил, кто у него, как у актера, главная чувствующая аудитория - и обратился именно к ней.
Каждое его выступление в парламенте какой-то страны, университете, на встрече с журналистами - прекрасно слаженные, точные, выверенные речи. Он обращается к самым чувствующим, самым сострадающим, на их языке, с учетом их культурных особенностей. И, что особенно контрастирует с ублюдочной российской риторикой, апеллирует к самым человечным, самым тонким, самым красивым сторонам личности.
Он как бы приглашает, оставаясь вроде как в зрительном зале, разделить восторг истинного человеческого единства, почувствовать себя частью борьбы добра против зла. Внести в эту битву свою лепту.
И, собственно говоря, именно эти люди главную лепту и вносят.
Это именно они давят на своих политиков. Это именно им невыносимо заправлять свою машину бензином, из нефти российского происхождения, ощущая себя соучастником и спонсором очередной Бучи.
Это именно эти люди работают волонтерами, помогают беженцам, дают им еду, кров и работу.
Или просто жертвуют деньги - что немало, ох как немало.
Зеленский дал прекрасную возможность обывателю в любой точке земного шара почувствовать себя ценным, почувствовать себя воином света, значимым, важным, созидающим. Помощником в трудном, страшном, но благородном деле.
И он продолжает это делать - да, эмоциональные подъемы сменяются спадами. Да, порывы могут сменяться разочарованиями. Да, не все быстро, не все гладко, периодически попадаешь под груз усталости и уныния.
Но борьба добра и зла продолжается, и опустевшие ряды в этой борьбе занимают другие бойцы.
Сейчас всем ясно - у Украины есть будущее. Вне зависимости от того, как будут идти дела на поле боя. А у России будущего нет. Опять же, вне зависимости от военных дел.
Это легко понять по странам-союзникам, когда Украине помогают Штаты, Европа, передовые страны Азии, а России Северная Корея, Эритрея и террористическая организация Талибан.
Но штука в том, что изначально так не было. И здесь, опять же в противовес пропагандистским штампам, можно лишь в очередной раз опровергнуть диктатора и палача - незаменимые люди есть.
А в Украине и мире, средь сражающихся на стороне добра, сейчас все люди таковы.