Кабардино-Балкария. Нальчик. Арт-пространство Периметр

Oct 24, 2021 22:32




Что вы знаете о неформальной Кабардино-Балкарии? Готов спорить, что немногое.


К сожалению, неформального и правда мало, но тем слаще остатки.


Для меня Кабарда это Кантемир Балагов, молодой и крутейший режиссер, которому еще и тридцатника не было, когда ухватил свой первый приз Каннского кинофестиваля за "Тесноту". (Позже ухватит еще один, за "Дылду").
"Теснота", в свою очередь, один из самых страшных, реалистичных, жутких фильмов, которые я вообще когда-либо видел. И действие происходит в Нальчике, что доставляет. И задумка реализована полностью - фильм действительно создает физическое ощущение тесноты и безысходности.


Кабарда - это плеяда крутейших музыкальных групп, таких как Jrpjej или Hagauj, которые берут черкесскую традиционную музыку, перекладывают на современный инструментарий и стилистику, и получается обалденно.


image Click to view



image Click to view



Ну и Кабарда - это Периметр, первое и, увы, пока что и последнее арт-пространство республики.


Это пока что очень наивно, робко, неуверенно - но надо понимать контекст. Это Кавказ, это сильнейшая патриархальная инерция, сильнейший отток талантов, душный и - вот, вновь это слово вслед за Балаговым просится - тесный традиционализм.

Поэтому чванливо с кем-либо сравнивать - по меркам Нальчика это прорыв, и он достоин уважения и поощрения.

Нет, нельзя сказать, что Нальчик это одно большое упадничество - город как город. Бывают и хуже, а Нальчик сейчас и спокоен, и зелен, и горы на горизонте.


Полон своих неформальных памятников - таких как монумент добровольцам-защитникам Абхазии на площади Абхазии.


Или мемориал Кавказских войн. (В простонародье глумливо зовется "бараньи ребра").


Ездят артисты, причем, надо понимать местную специфику - одноплеменцы из Турции, из Иордании.


Вы знали, например, что черкесы, ушедшие с Кавказа во время колониальных войн Российской Империи, обосновались по всему Ближнему Востоку, и до сих пор помнят свои корни.
Я встречал черкесов в Турции - уже в каком-то несчетном поколении там родившихся и выросших, но распрашивающих меня о своей далекой Родине так, словно они ушли оттуда только вчера.
В Израиле под Иерусалимом есть крупное моноэтничное черкесское село.
А в Иордании черкесы исторически зарекомендовали себя дисциплинированными, верными, отважными воинами, и до сих пор личная охрана короля Иордании, королевский спецназ, самые доверенные стражи, традиционно состоят исключительно из этнических черкесов.


Чтобы вам не путаться, а то многие этого тоже не знают - кабардинцы, черкесы, адыги - это все разные названия одного, по сути своей, коренного кавказского народа, имеющего внутри себя не шибко принципиальные, больше клановые, нежели национальные, отличия.


Арт-пространство Периметр - это по сути двор, сворот с Кабардинской - местного Арбата, улицы внешне опрятной, но бездушной, не очень молодежью любимой и чаще всего оттого пустой.


Тут, как это водится, идут разные культурные мероприятия - концерты, выставки, мастер-классы.

Это не только к Кавказу применимо, это вообще на всю Россию распространяется - везде власть относится к народу с огромным подозрением, как извечному смутьяну, который как бы чего не натворил, и оттого ему вечно нужно всё запрещать. На всякий случай.


Народ в свою очередь к любой власти относится как к оккупационной, и хитро, с фигой в кармане, пережидает, когда ж она наконец нажрется и сдохнет.


А на Кавказе эти тенденции еще и усиливаются, так как помимо чисто политических недовольств подспудно спрятаны национальные обиды - та же незамутненность, с которой те же черкесы упрямо помнят, кому раньше принадлежал хоть весь тот же нынешний Краснодарский край.

image Click to view



И это еще народ, который целенаправленно не репрессировали - что уж говорить о карачаевцах-балкарцах, чеченцах-ингушах.


Вот и когда я вижу какие-то культурные инициативы, я все время по косвенным признакам чую исходящую от чиновников тревогу - "мы им сегодня разрешим арт-пространство организовать, а эти джигиты завтра вспомнят, чьего они рода, да нашу же культуру ввернут нам же стилетом в бок".


Вот и Периметр - есть, функционирует, но с каким-то беспокойством, с какой-то неуверенностью - а стоит ли? А как бы чего не вышло.


Ладно, арт-пространства - лишь верхушка айсберга.


А внизу айсберга культура. А культура - как газ, найдет любую щель.


image Click to view



Арт-хаус, Путешествия, Rosseûško-Matuško

Previous post Next post
Up