Обе станицы, что друг от друга недалеко, связаны недурной гравийкой, основаны в 1825-м году, по приказу не абы кого, а самого генерала Ермолова.
Как и большинство здешних станиц - для защиты рубежей, ибо земли беспокойных горцев, несмотря на обманчиво ровные места, здесь рядом, рукой подать.
Население - терские казаки, гремучая смесь откочевавших на Кавказ донцев и запорожцев - лютый украинский говор, гонор и фуражка набекрень.
Сто лет спустя, в дни поражений и побед Гражданской войны, эти места станут отчетливо и подавляюще белогвардейскими.
А Боргустанскую даже назовут казачьим Верденом - потому как красные будут безуспешно ее осаждать целых семь месяцев (!).
Кавказ не был основной ареной Гражданской войны, но так получилось, что армия Деникина завязнет именно тут, не сумев эффективно соединиться с армией Колчака и Врангеля, и тактически это определит поражение.
Но очень символично, что терское казачество в своем большинстве со своей позицией определилось с первых же дней.
И очень интересно, что несмотря на 70 лет Советской власти, когда историю писали победители, осталось, упрямо передаваемое шепотом из рода в род, предание, кто есть кто.
"Казачий Верден" задавили в итоге просто живой силой, устроив мясорубку.
Так получилось, что на Боргустан бросили отдельную 2-ю Южно-Осетинскую бригаду, сформированную в
Цхинвале, состоящую практически полностью из симпатизировавших большевикам осетин.
Они Боргустанскую и взяли, но какой ценой - посреди станицы братская могила 545-ти осетинских бойцов. Сколько пало белогвардейцев - не считали.
И знаете, что очень символично - вот было, как сказал, 70 лет Советской власти, во время которых все расклады растасовали - красные это наши, белые - это плохие бяки, наймиты Запада и презренные негодяи. 545 осетин, пошедших на человечий фарш - наши. А фарш из белых - так им и надо.
И вот, читаешь статью в Википедии, про станицу Боргустанскую: "Памятник истории - братская могила 545-ти КАРАТЕЛЕЙ из 2-й Южно-Осетинской бригады, убитых в сентябре 1920 года при подавлении восстания терского казачества".
Хы-хы-хы! Пропаганда пропагандой, но терского казака так просто не облапошишь.
Современные станицы, как и следовало ждать, вполне себе зажиточные.
Русская деревня помирает, как известно, но все-таки надо различать - деревня в виде станицы на Ставрополье, и деревня в виде деревни где-нибудь в
Тверской области - это очень-очень разные, мягко скажем, деревни.
Станицы на Ставрополье живут, нечего прибедняться, в целом неплохо.
Потому как земля благодатная, хлеб родит, с сельским хозяйством народ знаком, и при удачных урожаях поднимают весьма недурную маржу.
У меня, так получилось, большая родня в
Волгоградской области, все заняты в сельском хозяйстве, в промышленных масштабах. Об отрасли знаю не понаслышке.
Конечно, работка - не синекура. Труд хлебороба всегда дорог.
Но и лаптем щи тоже не хлебают - у всех свои дома, детям помогают строиться, сельхозтехника, машина. А то и не одна.
Так и станицы формата Бекешевской да Боргустанской - живут, хлеб жуют.
А если движухи захочется, так сел в машину (свою собственную), минут 40 - и уже в курортном Пятигорске, Кисловодске или Ессентуках.
В общем - каратели карателями, но победила жизнь.
И слава богу.