Я вышел из дома Ноги...

Apr 07, 2013 21:24

Оригинал взят у kulanov в Я вышел из дома Ноги...
Пильняк Борис. Корни японского солнца
"Я был в доме маршала Ноги, в том доме, где он вместе с женою сделал себе харакири, - в том доме, около которого теперь храм маршала Ноги.


Этот дом теперь - достояние музеев, - храм около дома - достояние молящихся, - Ноги - национальный герой. Имя Ноги известно в России, ибо это один из маршалов, побивших Россию. - Таинственная, непонятная история! - перечитайте Гончарова. Маленькая страна, населенная смешными людьми с веерами, живущими в домах без столов и стен, поедающими рис и кузнечиков палочками, отождествляющими душу мужчины с цветком вишни, - страна, которая на глаз европейца всей и своими красивостями кажется театральной декорацией, да еще такой, которую видишь сквозь бинокль, приставленный к глазам той стороной, которая уменьшает.


У Японии была фантастичнейшая эпоха, когда с начала семнадцатого века на два с половиной столетья до средины девятнадцатого - Япония заперлась для внешнего мира. те столетья, когда Земной Шар пошел колесить океанами, Япония жила при двух монархах, при бессильных и божественных микадо и при всесильных и земных сегунах Токугава, запертая на своих островах, консервируя свои тысячелетья, свой феодализм, свои храмы и своих самураев. Все это было семьдесят лет тому назад, когда американский коммодор Перри пушками, а русский адмирал Путятин страхом своей эскадры (с Путятиным был и Гончаров) впервые «отперли» для мира Японию. Эпоха затворничества называется Эпохой Токугавы, - эпоха выхода в мир называется эпохой Мэйдзи. Императором Муцухито был уничтожен сьогунат и феодализм, была дана конституция, были построены дредноуты, были побиты мы. Эту эпоху японцы называют - эпохой реставрации, - в плане западно-европейских понятий ее следует считать революционной эпохой.


Одним из ближайших сподвижников микадо был маршал Ноги. дни, когда умер император Муцухито, переименовавшись после смерти в Мэйдзи, накануне похорон, - маршал Ноги совместно со своей женой сделал себе харакири, это было в 1912 году. - Утром в тот день, вышел со своего Акасака, Хинокитьо, року бантьо (мой токийский адрес), я пошел на выставку флагов, бестолковую, по-моему, выставку, ибо - какой интерес смотреть бумажные флаги всех национальностей мира, которые я помню еще с детских рождественских елок -?! - Обратно я проходил мимо парка и переулочка, ведущего в парк, так же, как у нас на Пречистенках в особняки.


Я пошел туда. Там стоит небольшой домик, по-нашему вроде тех, где по уездам живут земские врачи и агрономы. Там вокруг дома проложена галлерейка, откуда видна внутренность дома. На взгляд европейца - это пустой дом: ни одного стола ни одного стула, пол покрыт татами (циновками), какэмоно на стене, туалетный столик в комнате жены, такой, перед которым надо одеваться, сидя на полу, - письменный стол маршала, такой, за которым надо писать, сидя на полу, - и все, больше ничего. угловой комнате указаны места, где сидел маршал и его жена в момент, когда они сделали себе харакири. Там в углу трубкой свернуты циновки, залитые кровью маршала и его жены. Они перед смертью сидели на полу посреди комнаты, около хибати. - Маршал и его жена перед смертью написали танки. Быль жизни маршала Ноги и его смерть - суть экстракт понятий японского парода о чести и правильности жизни, - маршал Ноги - национальный герой, патриот и гражданин своей родины.


Обстановка его дома, тот быт, в котором он жил, - до аскетизма просты: и до аскетизма проста его смерть, ставшая над смертью. Вокруг дома маршала Ноги растут тенистые деревья, те деревья, которые дают покой нервам, - вишневые деревья (они в Японии величиной с березу), цвет которых есть символ души мужчины: вишневые цветы в Японии делают себе харакири, то-есть особым таким ножом разрезывают себе живот… Я ушел из дома Ноги, из парка, где приютился храм его имени, - малость обалделым".

Previous post Next post
Up