Nov 08, 2018 01:48
Можно сказать, что философия экзистенциализма вскрыла гнойник эмпиризма и материализма, обращенных на плотское и земное и апогей которых пришелся на начало XX века. Только нельзя сказать, что она пробила брешь к истине, а, разве что, со всяческим усердием замаячила и засигналила перед гибнущим миром, что в жизни есть нечто более важное и ценное. Это воззвание из глубины человеческого сердца, не лишенного чувства божественного (sensus divinitatis): «Из глубины воззвах к тебе, Господи...»
Надо отдать должное христианским философам-экзистенциалистам, что несмотря на всю духовную и этическую проблематику вокруг «существования» (экзистенции), которая заключается в том, что человек сознает свою беспомощность перед миром, несущим ограниченность, конечность, зло, боль и опасность, они пытаются найти возможность показать присутствие Бога в этом мире. Достойное мужество. Ведь это искушение постигает и «верных», в мышление которых проникает дух вопрошания о «существовании» (что выражает отчаяние, неудовлетворенность, опустошение перед «молчащим» Богом, когда никакая теодицея, как кажется, не способна помочь). Беда в том, что в этом случае христиане поступают не как христиане, а как беспризорные дети на шестеренках мировых часов. Христиане, не знающие Бога...
Онтологические доказательства бытия Бога кажутся в прошлом, теперь актуальны доказательства экзистенциальные. «И свет во тьме светит...» Чем больше мир уходит от Бога, тем больше человеку тоскливо без Него. Это чувство - порой единственное опытное доказательство бытия Бога.
Модернизм,
Время,
Бог,
Теодицея,
Христианство,
μετάνοια,
Философия,
Экзистенциализм,
quod scripsi