Обзор 8-го тура ИЧБ-12 (Переверзева / Иткин)

Mar 31, 2023 12:45

Здесь собраны только те задания, к которым есть вопросы. Если какие-то номера пропущены - значит, это было хорошо ;-)
Полный обзор (с 96% утверждений которого я не согласен) можно почитать у blum1956: https://blum1956.livejournal.com/3874.html

1.
В те годы по росе шагал Песков,
Ещё боролась за канал Панама,
Гонял за "Буревестник" [...
...] Яшин главным был в "Динамо".

Ответ: Колосков, // А Лёвка
Источник: название украинского футбольного клуба.
Комментарий: речь идёт о 1960-х годах. Книга Василия Пескова "Шаги по росе" вышла в 1964 году, будущий знаменитый спортивный функционер Вячеслав Колосков действительно играл за команду "Буревестник", а до соглашения о передаче Панаме контроля над Панамским каналом было ещё далеко.
Автор - Илья Иткин.

Почему это задание первое? Потому что первый блин комом ;-)
Тут плохо практически всё. И крыло - не крыло. И Колосков, вопреки комментарию, за команду "Буревестник" не играл, "ввиду отсутствия таковой". Команда "Буревестник" и команда ГЦОЛИФК, входящая в ДСО "Буревестник" - всё-таки не совсем одно и то же. И называть Лёвкой обладателя "Золотого мяча" Льва Ивановича Яшина - очень большой перебор. И слово "гонял" отсылает к совсем другим видам спорта - авто/мото/велогонкам, парусному спорту, конькам или лыжам. Про футболиста говорят "играл", "бегал", "пылил", а если уж гонял - то мяч.

2.
Я прочитал о детских подвигах Папена
И целиком всю биографию Фонтена.
Теперь всегда могу я вставить в разговор:
"[...]!".

Ответ: Как много миру дал голов французский двор
Источник: В.С. Высоцкий, "Палач".
Комментарий: авторы бескрылки не столь эрудированы, как её герой, но вполне допускают, что и Жан-Пьер Папен, и Жюст Фонтен начинали с дворового футбола.
Авторы - Илья Иткин и Светлана Переверзева.

Явная недоработка, логическая связь между телом и крылом практически отсутствует.
Во французcком футболе вполне реально найти пару игроков, действительно пришедших в профессиональный футбол из дворового. А про упомянутых достаточно было прочитать хотя бы начало статей в Вики, чтобы понять, что к французским дворам они не имеют ни малейшего отношения.
Папен: играть начал в 6 лет в клубе "Жёмон".
Фонтен: в свой первый клуб пришёл в 14 лет, поэтому таки да, есть вероятность, что начинал во дворе. Только двор тот был марокканским и находился в Марракеше.
И зачем читать "целиком всю биографию Фонтена", чтобы узнать, что начинал он во дворе? Тут скорее ищешь какой-то факт, который у Папена был в начале биографии, а у Фонтена - в конце (перелом ноги).
В общем, логикой это не берётся, только откровением свыше и впихиванием крыла вопреки очевидной логике.
UPD: найти двух забивных "дворовых" французов оказалось не просто, а очень просто. Один - сын эмигрантов, другой переехал во Францию в раннем детстве с родителями. Обе семьи были, мягко говоря, небогаты, так что ни о каких футбольных школах речи не шло. Парни гоняли мяч во дворах и таки догонялись =)))
Моя жена по части спорта неглупа:
Она читала про Зидана и Копа -
И с умным видом может вставить в разговор:
"[...]!"
А теперь даём подводку и снижаем сложность ;⁠-⁠)
Моя жена по части спорта неглупа:
Про детство нищее Зидана и Копа
Прочтя заметку, повторяет с этих пор:
"[...]!"

3. 1977-1992
[...]:
Не допущу, чтоб пропустил "Милан"!

Ответ: Брат, не финти, не дамся я в обман
Источник: А.С. Грибоедов, "Горе от ума".
Комментарий: реплика знаменитого защитника "Милана" Франко Барези, обращённая к его брату, почти столь же знаменитому защитнику "Интера" Джузеппе Барези, волею судеб в одном из эпизодов миланского дерби оказавшемуся на позиции нападающего. Заголовок бескрылки - годы, когда эта реплика могла быть произнесена.
Автор - Илья Иткин.

Третье подряд задание про футбол (начинаешь чувствовать себя участником спортквиза).
После #1, где листать Википедию было бесполезно, и #2, где это делать было вредно, появляется логика и следование историческим фактам.
А дальше натыкаешься на уверенность авторов, что любая строчка из ГоУ (как и из ЕО) может стать крылом. Плюс архисложно уйти от рифмы "братан", плюс одно крыло из ГоУ в пакете уже есть... в общем, снимаю шляпу перед взявшими.

4.
- Арбуз высок, прекрасный вид
[...].
Окапи чуть побольше льва...
- ("Биолог", блин.) Идите. Два.

Ответ: с его ветвей. Уж ядовит
Источник: А.С. Пушкин, "Анчар".
Комментарий: кажется, в нашем туре опять не обошлось без нерадивого студента на экзамене...
Автор - Илья Иткин.

Взмахи крыльев были бесполезны,
Кровь с утёса смыл солёный душ...
И не помнил даже старый [*
...].
Задание оставляет двойственное впечатление. Вроде бы и логично, и смешно, и поэтически неплохо. Но есть обыгрыши, которые уже как-то неприлично вставлять в ИЧБ-шные бескрылки, - и антигерой Горького лидирует тут с большим отрывом.

13.
Ни днём и ни ночью не знаю покоя...
Увы! Не окончу [...]:
Ведь от той андаманки (мне нет оправданий!)
Лишь сто слов записал я и пару сказаний.

Ответ: грамматику бо я
Источник: М.А. Светлов, "Гренада".
Комментарий: язык бо - один из языков коренных жителей Андаманских островов. К несчастью, признаётся вымершим: последняя известная носительница бо, андаманка по имени Боа, умерла в 2010 году. О ней и идёт речь в бескрылке.
Автор - Светлана Переверзева (редакция Ильи Иткина).

Неплохое задание с элементами ЧГК. В отличие от "Лёвки" и особенно "Папена", берётся логикой.
Но определённая недопиленность и тут присутствует. Можно (и нужно) было всё выдержать в одном размере. Например, так:
От той андаманки (мне нет оправданий!)
Сто слов лишь осталось да пара сказаний...

16.
По аллее он идёт
[...].

Ответ: И Кокошечку ведёт
Источник: К.И. Чуковский, "Муха-Цокотуха".
Мотив: К.И. Чуковский, "Мойдодыр".
Комментарий: ...а Тотошечка оставлен дома в наказание за полученную двойку.
Автор - Людмила Угольнова (редакция Ильи Иткина).

Лаконизм сыграл явно не на руку бескрылке. Мало того, что Крокодил "достаётся" не столько из аллеи (почему не Бунин?), сколько из меты к предыдущему номеру, так ещё и сюжет отсутствует как класс. И Тотошечка, оставленный дома, из тела никак не вытекает ("мой рояль, куда хочу, туда и ставлю").
Лучше было бы добавить пару строк, например, таких:
А братишка заболел
(Знать, резины много съел).
Тут и обоснование одинокой Кокошечки, и какая-никакая история, и отсылка к третьему произведению Чуковского.
В общем, ещё одно "недопиленное" задание.

17.
"К Вам Темза, сэр! - он говорит. -
[...]!"

Ответ: Там в комнате вода стоит
Источник: А.С. Грибоедов, "Горе от ума".
Мотив: анекдот.
Автор - Светлана Переверзева.

Как я уже говорил в комментарии к #3, не все строчки из ГоУ одинаково хороши как крылья. Я сам обожаю это произведение, но оно всё-таки слишком длинновато, чтобы знать его наизусть. А неточная глагольная рифма (что и в стихах не очень допустимо) ещё осложнила задачу, хотя анекдот наверняка знают все.
Мы нашли крыло совершенно случайно, ища брутфорсом строчку с окончанием "облит/залит/налит". А Александр Сергеевич, милый, срифмовал с "налит" искомое =)

20.
Наш городок, [...],
От века Господом храним...
В гербе кувшин означен цельный
И пара плошек вместе с ним.

Ответ: Сосудск удельный
Зачёт: только такой ответ.
Источник: библейское выражение.
Автор - Илья Иткин.

Ещё одна жемчужина в коллекции "ягениев" и "дождиков пуще".
Впрочем, это скорее хорошо. И против крыла лично я ничего не имею, и разбивка прикольная. Одно задание в жанре "авторского ЧГК" на пакет - вполне допустимо.
В обзор я его поместил скорее для того, чтобы взять назад свои слова о допустимости крыла "сосуд" скудельный. Изначально, в пылу "гона", был уверен, что словом "скудельный" (как "ремесленный") можно охарактеризовать город в смысле "город скудельников", т.е. город гончаров. Но в изначальном смысле "скудельный" - глиняный и ничего более, а город скудельников скорее "скудельницкий" (как "ткацкий") или "скудельничий".
UPD: впрочем, с таким же успехом сам город может быть выстроен из глины, и тогда его можно назвать "скудельным" по аналогии с "белокаменным". Город Килик, выстроенный из глины = "сосуд" скудельный (и обыгрыш в возврате к первоначальному значению слова, от "смертный, хрупкий, недолговечный" - к "глиняный"). В общем, на месте авторов я бы делал максимально либеральный зачёт в этом задании.

21.
- Чтоб у "врагов" попыток пару
Отнять, я всё же отдаю
Предпредпоследнюю свою;
Не слишком дорого? - Да ну...
[...! ...] -
По-моему, почти что даром.

Ответ: Так их! Две "жизни" за одну
Зачёт: можно и без кавычек, но мы призываем всех не путать реальную жизнь и игру.
Незачёт: без разбиения "Так их".
Незачёт: Так их две "жизни"! За одну
Незачёт: Так их две жизни за одну
Источник: М.Ю. Лермонтов, "Мцыри".
Комментарий: обсуждение на форуме любителей компьютерных игр.
Автор - Илья Иткин.

В авторском варианте разбивки задание подлежит снятию в соответствии с п.1.3 Регламента (несовпадение ритма). Ударение в "тАк их" - на первый слог и не может быть смещено без потери смысла. Совершенно непонятно, как авторы могли это не заметить.
В подобной ситуации корректно было бы как минимум пойти навстречу всем, кто сдал нужный прообраз крыла (из трёх "незачётов" лично я согласен только с последним, восклицательный знак в крыле обязателен, раз уж он есть в задании в явном виде).
А для использования строго "тАк их" нужно несколько другое тело. Например:
Как камикадзе, в ходе боя
Смело пожертвовав собою,
Пару врагов пущу ко дну -
[...! ...]!
Это тоже неидеально (ритм первой строки слегка искусственный), но хотя бы между 3 и 4 конфликта нет.

23. (AABCBCX)
Уже Вы начали кричать...
Да, все хотят попасть в печать,
Отказывать жестоко,
[...
...].
Но дать в журнал весь этот вздор?
Нет-нет.

Ответ: И я приму Ваш, Пригов, ор // Без гнева и упрёка
Источник: Б.Л. Пастернак, "Лейтенант Шмидт".
Комментарий: короткий нерифмованный "хвостик" в конце монолога возмущённого редактора-традиционалиста - подсказка: этот приём настолько характерен именно для творчества Д.А. Пригова, что даже получил название "приговская строка".
Автор - Илья Иткин.

(Филолог, блин...) Садитесь. Два. =)))
Достаточно прочитать буквально несколько вещей Д.А.Пригова, чтобы понять, что "приговская строка" выглядит несколько иначе. Она не обязательно короткая, а главное - продолжает начатое в предыдущей строке предложение (А в Риме - чистым Хокусаем // Был бы).
Пригову как феномену присущ также самовозрастающий Логос отказ от препинаков, особенно в конце строки. А вот сложное чередование рифм не присуще: ABAB, иногда AABB.
Плюс тавтологические рифмы, плюс коверкание слов ради впихуемости в размер:
А нам-то что - ну, Президент
Ну, Съединенных Штатов
А интересно все ж - Прездент
Соединенных Штатов
И это всё (или хоть что-то) неплохо было бы учесть.
В общем, в авторском виде задание ни разу не отсылает к Пригову, а "хвостик" заставляет разве что искать историю о дадаистах и "Да-да" в крыле. Неудивительно, что получился гроб.
Если уж писать "приговское" с этим крылом, то что-то типа:
Вольно же вам начать кричать
Как будто это я вас
Не допустить хочу в печать
Да если мог бы я вас
Не под сукно, а в коленкор
Но действенность жестока
[...
...]
А что мне остаётся

24. КОФЕЙНЯ НА СКЛОНЕ
- Труслива власть и воровата...
- Да, тошно от неё порой...
- А ведь у нас [...
...], воин и герой!

Ответ: царём когда-то // Сослан был
Источник: А.С. Пушкин, "Цыганы".
Комментарий: кофейня находится на склоне горы Мтацминда. Когда состоялся приведённый разговор и о какой власти идёт речь, редакторам тура неизвестно. Осетинский царевич Давид-Сослан был мужем царицы Тамары и действительно проявил себя как доблестный воин и мудрый государственный деятель.
Автор - Илья Иткин.

По идее заголовок ("КОФЕЙНЯ НА СКЛОНЕ") должен дополнять тело и помогать взятию - но не в этом случае. Сколько тех склонов, сколько тех кофеен? Уж Мтацминду-то можно было отдать ("КОФЕЙНЯ НА МТАЦМИНДЕ"). Впрочем, и Мтацминда уводит скорее к рифме "Дата" (Туташхия).
Тело тоже не выводит на Давида-Сослана, уж очень большое поле перебора. В рифму, кроме "Даты", просятся "Румата" и "три брата" (которые гипотетически перечислены в последней строке).
В сочетании с проходной строкой из не самого известного произведения Пушкина - закономерный гроб.

26. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ (см. преамбулу)
"[********,
А шпиц - вот ключ к задачке", -
********
...].

Ответ: Она одна, и я один // Подумал этот господин // И свистнул он собачке
Источник: Ю.П. Мориц, "Собака и артист".
Мотив: А.П. Чехов, "Дама с собачкой".
Комментарий: знакомство Гурова и Анны Сергеевны действительно началось с того, что Гуров поманил к себе её белого шпица.
Автор - Светлана Переверзева (при участии Ильи Иткина)..

Поскольку задание экспериментальное (и эксперимент действительно новаторский), неплохо было бы указать суть эксперимента точнее. А именно - что рифма при изменении 2-й строки не пострадала (т.е. 4-я строка рифмуется и с оригинальной, и с изменённой 2-й). Стихотворение Мориц, как и песня Никитиных, далеко не самое популярное (80 ссылок в Гугле), поэтому даже те, кто докрутил до сюжета и рифмы "...собачке", на этом и остановились, либо стали искать во 2-й строке негатив или кубраечку. В итоге "русское поле экспериментов" вышло слишком широким почти для всех.
Справедливости ради, мы (не только наша команда, но все участники) ССЗБ - могли бы и переспросить.

28. (ДВУКРЫЛКА С ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ КРЫЛЬЯМИ)
Неплохо [*[***]***]:
Он был четырёхкратный чемпион.

Ответ: жил [Висенте] Кальдерон
Источники: 1) имя и фамилия знаменитого португальского драматурга, а также название, присвоенное в его честь футбольному клубу; б) имя и фамилия президента футбольного клуба "Атлетико" (Мадрид), а также название, присвоенное в его честь (бывшему) стадиону "Атлетико".
Комментарий: в эпоху правления Висенте Кальдерона "Атлетико" четырежды становился чемпионом Испании. Невозможно не добавить, что Кальдерон (правда, Педро) - фамилия ещё более знаменитого испанского драматурга.
Автор - Илья Иткин.

Комбо из названия очередного малоизвестного ФК и крыла без обыгрыша. Возможно, следовало отдать в теле Кальдерона, сделав двукрылку однокрылкой.
И очередная подтасовка фактов: сам Висенте Кальдерон чемпионом не был, чемпионом был его клуб, что не одно и то же.

29. (ДВУКРЫЛКА С ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ КРЫЛЬЯМИ)
Одежда в клочья, лохмы, вид дурацкий,
Но мысли - не сыскать порой таких
У мудрецов... Мне кажется, [*[**]
***] нас, и вовсе он не псих.

Ответ: принц [Датский] // Динамит
Источники: 1) титул Гамлета; 2) название коктейля, а также прозвище сборной Дании по футболу.
Мотив: В. Шекспир, "Гамлет, принц Датский".
Комментарий: размышления Клавдия, изложенные ну очень не академически.
Автор - Илья Иткин.

Ещё одно комбо из крыла без следов обыгрыша и названия коктейля либо прозвища сборной (то и другое "широко известно в узких кругах", коктейль по популярности ни разу не "Секс на пляже", а сборная - не "Красная фурия"). Как и в предыдущем случае, несколько лучше было бы отказаться от двукрылки и отдать "принца" (который и так был "секретом Полишинеля") в теле задания.

30.
Публика смотрит афишу, вконец изумлённая:
"Экологичная опера - [...]!"

Ответ: "Тоска" зелёная
Зачёт: только при наличии кавычек.
Источник: устойчивое выражение...
Комментарий: ...которое, как хотелось бы надеяться редакторам, всё-таки не относится к нашему туру.
Автор - Илья Иткин.

Не худшее задание испорчено драконовским зачётом.
Тут зачёту подлежат все варианты, где "Тоска" с большой буквы. Потому что Тоска - имя главной героини. И вариант Тоска зелёная (а ещё лучше - Тоска "зелёная") означает, что роль Тоски исполняет условная Грета Тунберг, активистка движения "зелёных". Такой обыгрыш ничуть не хуже (если не лучше) авторского.

В целом пакет производит впечатление собранного "на коленке" за минуту до дедлайна в условиях нехватки исходного материала. Некоторых "крыльев" вообще не должно было оказаться в ИЧБ, часть заданий можно было привести в куда более привлекательный вид.
Отдельно хочется отметить небрежность оформления: каждой новой строке предшествует пустая (на ноуте и то устаёшь скроллить, а игроки со смартфонами-то как радовались).
Отсутствие ставшей уже традиционной публикации ответов по номерам также оставляет некий неприятный осадок (очевидно, авторы не хотели видеть комментариев к каждому заданию отдельно?)

бескрылка, ИЧБ-12, ну что бы вам сказать такое

Previous post Next post
Up