История офтальмологии Азербайджана с 1860 по 1960 годы (монография)

Dec 24, 2020 19:05



До XYIII века офтальмология была в составе хирургии. В конце 18 века офтальмология приобрела права гражданства.
Одна из самых древних книг по офтальмологии это книга Гиппократа. У Корнелий Цельса 50 лет до нашей эры вышел труд, описывающий помутнение роговицы и хрусталика. Он же и предложил хирургическое лечения катаракты.
Знаменитый Гален в своей жизни по аналогии писал о глазе. 12 рукописей до сих пор не утратили своего значения и сохранились у арабов.
История офтальмологии Азербайджана неразрывно связано с общей мировой историей офтальмологии, со своими нюансами.

Немного общей истории

Письменные памятники древних цивилизаций Египта, Вавилонии, Индии, Китая, Греции и Рима свидетельствуют о том, что медикам и жрецам уже тогда были известны такие болезни глаз, как катаракта и фистула слезного мешка, и способы их лечения.
На рубеже нашей эры величайшие врачи античности Гиппократ и Гален определили развитие европейской медицины на несколько столетий вперед. Вплоть до VIII-IX вв. во многих странах пользовались их рекомендациями по лечению заболеваний глаз.

В период расцвета культуры арабских халифатов (IX-XIV вв.) появились первые фундаментальные руководства, в которых был обобщен опыт выдающихся арабских врачей времен античной медицины в области офтальмологии: «Сокровище оптики» Ибн Аль-Хайсама (Альгазена) и «Книга о глазе в 10 беседах» Хунаины бен Исхака.


Ибн Аль-Хайсам (Альгазена)

Большую роль в развитии офтальмологии сыграл «Медицинский канон», написанный в начале II тыс. нашей эры выдающимся таджикским философом, ученым, поэтом и медиком Ибн Синой (Авиценной). Ему удалось изложить офтальмологию той эпохи в наиболее полном и систематизированном виде.


Книга "Канон", ставшая на многие тысячилетия основным учебником медицины

В течение пяти веков «Канон» являлся важнейшим руководством для медиков. Он был переведен на латинский язык, а с появлением книгопечатания выдержал более 30 изданий.
В Средневековье авторитет выдающихся ученых древности оставался непререкаемым, поэтому вплоть до XVIII в. медицина в Европе развивалась крайне медленно.


Ибн Сина (Авицена)

В этот период исключительно важную роль в развитии офтальмологической науки сыграли работы выдающегося астронома Иоганна Кеплера,заложившего к 1604 г. основы современной экспериментальной оптики.
Ученый впервые стал рассматривать глаз как оптическую систему, позволяющую получать на сетчатке обратное уменьшенное изображение объектов внешнего мира. И. Кеплер определил сущность близорукости и дальнозоркости, объяснил действие не только положительных, но и отрицательных линз. Результаты его исследований опровергли вековые заблуждения ученых, утверждавших, что органом зрения и световосприятия является только хрусталик глаза.

Так, в 1708 г. Королевская академия наук в Париже на основании доклада Бриссо официально признала возможность зрения без участия хрусталика. Спустя 40 лет соотечественник Бриссо Жак Давиэль впервые доказал возможность восстановления зрения после удаления из глаза больного помутневшего хрусталика (катаракты). Следует уточнить, что до этого на протяжении многих веков помутневший хрусталик не извлекали из глаза, а проталкивали (реклинировали) в стекловидное тело.

Зачатки офтальмологии также стали развиваться в 18 веке в Азербайджане. Эта история уже неразрывно связано с историей офтальмологии Европы и особенно России, но со своими нюансами.
Одним из первых офтальмологов в Азербайджане был Абдулхалыг Ахундов, у которого вышла книга в 1898 году «Колобома окули» в Эрлангене (Германия) (мы подробно поговорим о его интересной биографии и о этой работе).

Из Архива М.А. Аббасова (1 директор института Офтальмологии).



Первый директор Института Офтальмологии Мирали Аббасов

До 60-80 годов позапрошлого столетия (1860) в Азербайджане, как вообще и в других частях бывшей царской России, медицинская помощь населению была ничтожна даже в городах, что же касается населения сельских местностей, то оно было вообще без всякой медицинской помощи. Были врачи только в городах.
Они оказывали не очень-то квалифицированную и не особенно специализированную помощь только тем, у кого были деньги.
Вопрос о необходимости иметь сельских врачей для сельского населения - крестьянства в европейской части России возник впервые только в последней четверти XIX столетия и был окончательно разрешен 26/II-1880 года.
С этого времени в уездах, округах были открыты по одному сельскому приемному покою с одним врачом, двумя фельдшерами и одной бабкой.
Аналогичный проект в Закавказье стал работать только через 8 лет, в 1904 году. До этого он постоянно путешествовал из одной канцелярии в другую.
Когда он наконец, был разрешен, все же приведение в исполнение этого проекта было растянуто еще на три года. (см. Протоколы и труды общества врачей в городе Батуми за 1905, 1906 и 1907 годы издание 1908 года)
Открывшиеся после этого сельские приемные покои в сущности только формально носили это название. В действительности же дело обстояло совершенно иначе.
Приемные покои для сельчан находились в городах, так называемые «сельские врачи» без исключение все жили тоже в городах, находящихся иногда на расстоянии 20-25 км от сельского участка.
Они весьма редко бывали на своих сельских участках. Они там появлялись при чрезвычайных обстоятельствах, например, при разборе криминальных случаев и убийствах.
Сельских фельдшеров и бабок тоже редко можно было встретить в нужные минуты на своих местах: им тоже гораздо выгоднее было жить в городе, недалеко от своего врача. Все зарабатывали хорошо.
На одного человека в год царским правительством тратилось 3-4 копейки, несколько больше там, где было организовано земство. На территории Азербайджана, земств не было.
Что касается специальной глазной помощи, то она совсем отсутствовала до 90-х годов позапрошлого столетия.

Трахома

Трахома в России начала регистрироваться лишь с 1902 года. Раньше она показывалась в отчетах как глазные болезни (П.И. Бочковский - 1907) С этого времени в России окулисты разделились на две группы: на большую - дуалистов, считающих трахому как инфекционную болезнь, как особую нозологическую единицу.
И на меньшую часть - унитаристов, считающих трахому не инфекционной болезнью, а особой формой фолликулеза. Вторую группу представляла главным образом киевская школа во главе с А.В. Ходиным и Шимановским.
Хорошо сохранилось в моей памяти (воспоминания М. Аббасова), как однажды на коллоквиуме в 1917 году проф. Шимановский остался очень доволен следующим ответом одного студента, когда ему был задан вопрос, что такое трахома: «Трахома - это тот же фолликулярный конъюнктивит, только несколько резче выраженный и потому имеющий несколько иное течение. Никакими инфекционными свойствами она не обладает, в противном случае сотрудники глазной клиники, имея каждый день дело с трахомными больными, сами страдали бы трахомой».
А мой вопрос, «если сотрудники глазной клиники не заразились до сих пор острым конъюнктивитом, то следует ли отсюда, что и острые конъюнктивиты не заразительны»? профессору Шимановскому не понравился. Даже в 1926 году на 1-съезде Российской федерации были среди делегатов унитаристы, пытавшиеся выступать с защитой своих взглядов.

Проф. Шимановский свои воззрения на трахому особенно отчётливо  выразил в 1904 году в своей монографии « О сущности трахомы», где он мечтал, что «трахомы, как особой болезни нет», что она есть лишь более тяжелый вид общего заболевания - фолликулярного конъюнктивита и что термин «трахома» должен быть изъят из обихода».
Итак, о трахоме, как об особой опасной глазной болезни, впервые в России стали говорить лишь с 1902 года.
Борьба с трахомой.
Для борьбы с трахомой были организованы глазные отряды в 1894 году по инициативе профессора Л.Г. Белярминова.


Профессор Белярминов, один из организаторов "летучих отрядов"
Данные Я.К. Варшавского, С. Крауза, глазных отрядов за 1909-1910-1911 годы

Процентное соотношение трахомы среди населения

г. Кутаиси   (Варшавский)           -1,3%
Бакинский нефтепромышленный район         (Ростовцев)     - 18,6%
г. Баку   (Крауз)                      - 29,8%
Иреванская губерния Азербайджана (по данным глазного отряда) - 29,7%.
В странах Западной Европы насчитывалось 7-8 слепых на 10 000 населений, на Кавказе - 15. В Азербайджане - 24,6%, на территории нынешней Нахичеванской области - 31,27%
Данные получены из докторской диссертации П.И. Бочковского на тему «Географическое распространение трахомы в России», 1907 год.


Взятие Иревана Российскими войсками (картина)
Многие больные трахомой не обращались к врачу. Мирали Аббасов вспоминает как они втроем уговаривали состоятельного юношу лечиться. Он говорил «зачем?». «Что глаза мне хлеб дают, мясо»
У некоторых не было доверия врачам, многие ходили к моллам.
Интересны данные, приведённые в докторской диссертации П.А. Крион-Папа-Никола «К географическому распространению резко выраженных форм трахомы в европейской России», 1912 год. Наибольшее число трахомных больных было в Эриванской губернии, особенно в двух ее уездах - Шаруро-Даралагзской (Норашен) и Нахичеванской. Он называет их «резким пятном трахомы на лике Кавказа».
В то время в Нахичевани было 4 школы:
  1. Нахичеванское русско-татарское 2-х классное училище, в котором обучались исключительно мальчики-азербайджанцы.
  2. Нахичеванское 3-х классное городское училище для мальчиков всех национальностей со всего уезда.
  3. Нахичеванская 2-х классная женская школа для девочек-азербайджанок
  4. Армянская церковно-приходская школа для девочек и мальчиков.
Учились там в основном дети обеспеченных родителей.
Каждый раз летучие отряды устраивались в Нахичевани во дворце Джафар Кули хана Нахичеванского - брата корпусного командира и там в особо отведенном для них месте принимали больных. Дворец хана был явно не подходящим местом для огромного большинства глазных больных, даже городских.
Бедные люди не привыкли с детства туда ходить. «как пойдешь в ханский дворец? Там еще тебя выругают или вытолкают вон» - рассуждали бедняки и поэтому многие из них вовсе на ходили лечиться.
Иногда врачи сидели без больных. Однажды был такой случай. Врачи сидели без больных. В это время пришёл к ним в качестве пациента крупный помещик Насир Ага Кенгерлинский. На вопрос врача на что он жалуется, тот ответил, что об этом должен ведать врач, на то он и доктор, чтобы знать что у кого болит.
Врач осмотрел глаза Кенгерлинского и через переводчика передал ему, что он в глазах «пациента» никакой болезни не находит. Тогда Кенгерлинский потребовал отпустить ему какие-нибудь глазные капли.
Врач удивился и сказал, что раз глаза не болят, то о каких глазных каплях может идти речь. Тогда пациент встал и возмущенно сказал: «раз лекарства отпускают бесплатно, то зачем врач жадничает?» А действительно нуждающихся в этих каплях кругом было сколько угодно.

Литература

  1. Отчет о 15 летней работе Бакинской Центральной Глазной больнице, Баку, 1940, типография №2, Азполиграф 147 с.
  2. Медицинский отчетъ Балаханской Промысловой больницы Съезда за 1906-1907 годы. Баку, 1909, тип. Кавк леч дъло «Каспий», 300с
  3. Семейный Архив Мирали Аббасова
  4. Семейный архив Адыгезаловой-Полчаевой. Записи интервью.
  5. Семейный архив режиссера Кулибекова, сына Абдулхалыга Ахундова. Личное интервью.
  6. П.И. Бочковский  «Географическое распространение трахомы в России», докт. диссертация 1907 год
  7. П.А. Крион-Папа-Никола «К географическому распространению резко выраженных форм трахомы в европейской России», 1912 год.
  8. Протоколы и труды общества врачей в городе Батуми за 1905, 1906 и 1907 годы, 1908 г, 48с.
  9. Отчет особаго отдъла по предупреждению слъпоты 1900  Попечительство императрицы Марии Александровны С.-Петербургъ, 212с.
  10. Труды Первой Азербайджанской конференции глазных врачей, 1937 год, 230с.
  11. Письмо дочери Абдулхалыга Ахундова, жившей в Канаде своему брату Эдхему Кулибекову (копия, оригинал мною отдан в архив Национального Офтальмологического Центра.   
  12. (Продолжение следует) Перепечатка только с указанием источника
  13. Автор докт. мед наук, профессор, заслуженные врач республики Расим Гаджиев

история офтальмологии Азербайджана

Previous post Next post
Up