Есть такое мнение, что фильм "Мечтатели" это картина "неочем". Короткая история блядства в атмосфере революционного Парижа 1968 г. Должен сказать, что после второго просмотра этого фильма и я был согласен с этой трактовкой. (После первого просмотра я находился под впечатлением неэрегированного члена Майкла Питта и соображать вообще не мог, а вся моя реакция сводилась к глупому "хи-хи")
Однако старик Бертолучи не так прост. Ведь это фильм о встрече двух культур - американской и европейской. Мэттью, это весьма типичный американский пай-мальчик 1960-хх. Он носит библейское имя (возможно в Штатах он еще и добрый христианин), благовоспитан и закомплексован. Парочка Тео-Изабель, это декаденствующие на грани инцеста молодые буржуа, чья респектабельная сущность глубоко скрыта, и проявляется лишь в личной комнате Изабель (так похожей на комнату сестер Меттью), а так же в страхе разоблачения их забав родителями.
Встреча Европы и Америки естественно приводит к сексу, и Америка в лице Меттью имеет красавицу по полной программе. Только эти отношения бесплодны, а удушливая атмосфера Западного мира может привести только к вырождению и смерти. И тут Бертолучи, хочет сказать, что только революция 1968 г. спасла Западную цивилизацию от этого печального конца. В фильме это показано через камень брошенный с улицы, который разбивает окно в квартире Тео и Изабель и не дает героям задохнутся. А вот дальше пути героев расходятся. Меттью выбирает путь хиппи - «революцию цветов», «нет насилию - да любви». Тео берет Изабель за руку и отправляется воевать с полицией. Дальнейшее - история. Действительно, очень умный фильм о «красном мае».