Приобщение к прекрасному в лошадиных дозах продолжалось у меня до конца прошлой недели. Посмотрел в Мариинке все части "Кольца Нибелунга" кроме "Золота Рейна".
Прежде всего распишусь в собственном невежестве относительно древнегерманской мифологии и творчества великого немецкого композитора. В целом я помню, что Вотан это Один, а Одином звали собачку моего друга Сережи Плотникова. Вагнер же понятное дело антисемит, но сражался с Бакуниным (тоже антисемитом) вместе на баррикадах. Его любил король Людвиг Баварский и Гитлер. На протяжение 15 часового оперного марафона (не Байрёт конечно, но тоже жестко) перед мной раскрылись бездны:
1. Слушайте, нибелунги это оказывается не какие-то нордические гиганты, а карлики-гномики, глядя на которых неизбежно вспоминаешь об антисемитизме композитора.
2. В "Гибели богов" небожителей примерно столько же, сколько вождей мирового пролетариата на картине "Ленин в Польше" ("А где же Ленин? - А он в Польше!")
3. В двух словах содержание "Зигфрида" и "Гибели Богов": Злобный карлик Миме (нибелунг!) хочет добыть золото дракона Фафнера, для чего черт знает сколько лет с пеленок растит героя Зигфрида. Как вы понимаете, все это заканчивает полным пшиком - Зигфрид расчленяет и дракона, и беднягу Миме, а под конец еще ломает посох богу Вотану, после чего поцелуем будит Белоснежку-Брунгильду. Та вместо благодарности еще минут двадцать, ломается, а потом отдается герою, и они вместе скандируют нацбольский лозунг - "Да смерть!" Дракона к сожалению не показали, но зато в оркестровой яме я увидел Гергиева, грустно размахившего смычком. Видно он вспоминал о Мюнхене и думал о неизбежной Гааге, которая его ждет.
"Гибель Богов" конечно лучше было бы переименовать в "Убить Зигфрида" (Так кстати опера изначально и называлась). Герой променял любимую на бутылку, потерял память и вообще плохо кончил. После смерти Зигфрида, все прочие персонажи незамедлительно последовали за ним, даже быстрее чем в финале "Гамлета". Хорошо видно, откуда разные плагиаторы, Толкиены и Сапковские, наворова... т.е. творчески переосмыслили свои сюжеты. Почему то древние германцы в постановке Мариинского театра, очень похожи на обитателей Ура и вообще древний Месапотамии. Кто художник по костюмам?
На следующий день, отоспавшись, начал изучать матчасть и все оказалось еще интереснее. Нибелунгская театралогия сплошные наезды на капитализм, скрепы, государство, о чем писал сам композитор. Молодец Вагнер, что тут сказать.