Еврейская резервация в Эфиопии

Jun 11, 2020 09:38





На RRJ вышла моя статья посвященная малоизвестному проекту еврейской колонии в Эфиопии. Про Биробиджаны-Мадагаскары слышали все, а вот если бы публикация вышла в мае, то была бы первым текстом по данной теме на русском языке.

С конца XIX века и вплоть до основания в 1948 г. государства Израиль, в мире выдвигались разнообразнейшие проекты территориального решения «еврейского вопроса». Такие из них как «план Уганда» или создание еврейской автономии в Биробиджане, получили широкую известность, другие остались на периферии внимания общественности и научного сообщества. К последним, можно отнести и план создания еврейской резервации на территории Эфиопии, активно обсуждавшийся в фашистской  Италии в конце 1930-х гг.



Вторая итало-эфиопская война 1935-1936 гг. заставила итальянцев обратить внимание на наличие в Эфиопии еврейской общины, фалаша. В мае 1936 года влиятельная миланская еврейская газета «Israel» опубликовала цикл статьей, посвященных эфиопским евреям.  Итальянская еврейская организация Unione della Communita с разрешения маршала Родольфо Грациани 19 сентября 1936 г. открыла свое отделение в Адис-Абебе, где на тот момент проживало 54 фалаша, 61 йеменский еврей, 25 итальянских еврея и еще 38 евреев из других европейских странhttps://tezetaethiopia.wordpress.com/2005/04/20/plans-for-mass-jewish-settlement-in-ethiopia-1936-1943br-smallby-richarch-pankhurst/, (дата обращения 24.05.2020)." style="box-sizing: border-box; color: rgb(162, 181, 139); text-decoration-line: none; background-color: transparent; transition: color 0.2s ease 0s;" title="">1.

С 1937 года журнал «La vita italiana» под редакций Джовани Фрециожи, начал публиковать материалы, подчеркивающие связь между только что завоеванной итальянцами Эфиопией и евреями. Противоречивую реакцию международной еврейской прессы на оккупацию Абиссинии, газета объясняла ударом по еврейской гордости после свержения с трона «дальнего потомка царя Соломона»https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_28.2(1).pdf, (дата обращения 24.05.2020)." style="box-sizing: border-box; color: rgb(162, 181, 139); text-decoration-line: none; background-color: transparent; transition: color 0.2s ease 0s;" title="">2.

14 мая 1936 года директор представительства итальянского полуофициального страхового агентства  Instituto Nazionale delle Assicurazioni в Вене Роберт Ауэр встретился с доктором Е. Цвейгом, представителем сионистской организации, и предложил проект поселения «большого числа» евреев в Эфиопию. По его словам, итальянцам в Эфиопии требовался еврейский капитал для развития страны, и, хотя о независимом государстве речи не шло, итальянское правительство могло обещать переселенцам большую безопасность и более развитую инфраструктуру, чем предоставляли англичане в Палестине. Тоже самое сказал Цвейгу и австрийский журналист Бергер, тесно связанный с итальянским посольством в Вене. По его словам, дуче «готов разрешить 100 000 евреям приехать в Абиссинию в течение следующих трех лет»3.

Эти предложения были переданы лидерам сионистского движения Моше Шертоку и Хаиму Вейцману, но они не вызвали  большого интереса4. Дело  не только в том, что и Шерток, и Вейцман уже много лет ориентировались на сотрудничество с Великобританией, но и в том, что итальянские предложение выдвигалось на уровне чиновников средней руки с неопределенными полномочиями.

Спустя еще несколько недель директор Итальянского телеграфного агентства в Египте капитан Додона через одного из сотрудников Египетского телеграфного агентства Agence d’Orient предложил переселиться в Эфиопию еврейской общине Египта.  Представитель  Agence d’Orient отверг это предложение, поскольку, по его словам, итальянцы преследовали три цели: 1) Добиться симпатии евреев. 2) Привлечь в Эфиопию еврейский капитал для финансирования не только еврейских, но и итальянских проектов. 3) Создать сложности англичанам5.

Таким образом, проект итальянцев не вызвал отклика среди еврейских общин и политических организаций. Большинство евреев не рвались искать спасения в объятьях дуче, попутно осваивая африканскую саванну. В декабре 1938 г. нью-йоркское издание “Jewish Workers’ Voice” поместило саркастичную заметку С. Эсельсона, в которой в частности говорилось: «Могущественные нации, наслаждающиеся суверенитетом и свободой,  могут рассчитывать только на свои страны. Но еврейские беженцы имеют на выбор множество земель. Если кто-то предпочитает удушающую жару гвианских джунглей, его ждут там. Если кто-то другой предпочитает мух цеце и прочие похожие прелести Восточной Африки, то они к его услугам.   Воистину, хорошо быть беженцем»6.

Впрочем, небольшая группа евреев, решившая эмигрировать в Эфиопию, все-таки нашлась. В 1938 г. посол США в Румынии сообщил, что «деревня евреев из Бессарабии» обратилась к итальянскому послу в Бухаресте с просьбой разрешить им переселиться в Эфиопию7.

А что же происходило в самом итальянском руководстве?  В феврале 1938 г. Бенито  Муссолини заметил в интервью: «У глобальной еврейской проблемы есть только одно решение, это основание где-то в мире, не в Палестине, еврейского государства»8. В том же году в Италии начали вводится первые антиеврейские законыhttps://www.haaretz.com/jewish/.premium-italy-enacts-anti-jewish-laws-1.5262440 (дата обращения 24.05.2020)" style="box-sizing: border-box; color: rgb(162, 181, 139); text-decoration-line: none; background-color: transparent; transition: color 0.2s ease 0s;" title="">9.

29 августа 1938 г. Муссолини передал министру иностранных дел Галеаццо Чиано предложение по созданию на территории Северного Сомали резервации для иностранных евреев. Два месяца спустя, в ночь с 6 на 7 октября 1938 г., Высший фашистский совет постановил, что «…не исключает возможности для того, чтобы  перенаправить еврейскую эмиграцию из Палестины, разрешить контролируемую эмиграцию европейских евреев в как-нибудь район Эфиопии… в соответствие с отношением, которое еврейство займет по отношению к фашистской Италии»10.

В ноябре 1938 г. полковник Джузеппе Агами по поручению вице-короля Эфиопии герцога Акосты совершил инспекционную поездку в поисках региона, где могли бы разместиться 1400 еврейских семей. В своей инструкции герцог отметил, что дуче намерен реализовать проект еврейского поселения по договоренности с британским правительством и расселить в Эфиопии еврейских беженцев из Австрии, Германии и Чехословакии.

Агами отправился на юг, и в 100 километрах от границы Кении нашел территорию, которая по его мнению хорошо подходила под поселение. Она орошалась рекой Дава-Парма и хорошо подходила под выращивание касторового масла, хлопка, табака и других продуктов. Высота в 1200 метров над уровнем моря гарантировала здоровый для европейцев климат. Полковник подготовил свой отчет 5 декабря 1938 г. Этот документ герцог Акоста немедленно переслал дуче. Но к тому времени вождь итальянского фашизма уже склонялся к пересмотру своего решения.

Одним из самых ярых приверженцев идеи поселения евреев в Эфиопии был президент США Франклин Рузвельт. По мнению его еврейского советника Бернарда Баруха, президент таким образом хотел направить поток еврейской миграции прочь от Соединенных Штатов и создать «в Африке зону финансируемую частными фондами и открытую для всех беженцев»11.

В январе 1939 г., месяц спустя после того как отчет Джузеппе Агами был отправлен в Рим, Рузвельт обратился к  Муссолини с просьбой поддержать еврейскую эмиграцию в Восточную Африку, но получил отказ. По словам дуче, Италия страдала от избытка населения, и колонии требовались для размещения в них прежде всего самих итальянцев12.

Таким образом, проект создания еврейского поселения в Восточной Африке просуществовал не более трех лет, хотя голландский филантроп Франк ван Джил-Гилдемистер пытался заинтересовать правительство Третьего Рейха и Италии еврейской эмиграцией в Эфиопию до 1940 года13.

По мнению  историка Анджело дель Бока, исследователя итальянской колониальной империи, эфиопский проект Мусолини имел две составляющие: политическую и экономическую. С одной стороны, он хотел заручиться поддержкой арабского мира, предлагая альтернативу еврейской эмиграции в Палестину. С другой стороны, глава фашистского режима надеялся, что еврейская эмиграция привлечет в Эфиопию еврейские инвестиции. Эфиопский проект имел так же один примечательный юридический нюанс. Расовые законы, принятые в фашистской Италии в 1938 г., запрещали еврейскую эмиграцию в Ливию, но не препятствовали их переезду в Восточную Африку14.

К этим выводам стоит добавить, что как и во многих проектах  фашистских и нацистских режимов 20-30-х годов XX  века, в плане создания еврейского поселения в Эфиопии присутствовала заметная мифологическая и конспирологическая составляющая. Инициаторы эмиграции верили, что негус Абиссинии является потомком от союза царя Соломона и царицы Савской, и рассчитывали на капитал «мирового еврейства», который прольет золотой дождь над новой колонией.

Проект был поддержан частью либеральных кругов Запада (в том числе  американским  президентом Рузвельтом), не желавших принимать еврейских мигрантов и видевших решение «еврейского вопроса» в экспорте «источника проблемы» в колонии.

Еврейские политики и общины восприняли проект создания колонии в Эфиопии негативно. Несмотря на ухудшающиеся положение европейского еврейства, большинство из них справедливо рассматривали проекты переселения в удаленные районы Африки, Азии и Латинской Америки как форму ссылки, и предпочитали неустойчивое настоящее в Европе, сомнительному будущему в джунглях.

Проект создания еврейской колонии в Восточной Африке был одним из переходных этапов  антисемитской политики 1930-х годов,  начавшейся с  ограничения прав и гражданских свобод евреев в Центральной и Восточной Европе и завершившейся “окончательным решением”.
ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia (1936-1943), https://tezetaethiopia.wordpress.com/2005/04/20/plans-for-mass-jewish-settlement-in-ethiopia-1936-1943br-smallby-richarch-pankhurst/, (дата обращения 24.05.2020).
  2. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei  Etiopia,  https://www.ybz.org.il/_Uploads/dbsAttachedFiles/Article_28.2(1).pdf, (дата обращения 24.05.2020).
  3. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  4. Ibid.
  5. Ibid.
  6. Ibid.
  7. Ibid.
  8. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  9. Green D.B. 1938: Fascist Italy Announces Its First anti-Jewish Laws, https://www.haaretz.com/jewish/.premium-italy-enacts-anti-jewish-laws-1.5262440 (дата обращения 24.05.2020)
  10. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  11. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  12. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.
  13. Pankhurst R. Plans for Mass Jewish Settlement in Ethiopia.
  14. Trevizon Simi E. Kolonializm fashisti ve-Jehudei Etiopia.




Previous post Next post
Up