Cинонимы - понять израильскую душу

Aug 26, 2019 07:31




Французские богемные парочки любят подбирать валяющихся на дороге симпатичных иностранцев, а затем использовать их как любимых домашних зверюшек и секс-игрушки. Это мы уже знаем еще по фильму Бертрано Бертолучи «Мечтатели». Теперь в фильме израильского режиссера Надава Лапида в лапы юных буржуа, Эмиля и Каролины попадает их сверстник из Израиля - Йоав.

История, которая привела Йоава в Париж, примечательна, хотя и не уникальна. Как мы знаем, ключ к израильской идентичности это еврейская самоненависть. Быть евреем порой доходно и почетно, порой смертельно опасно, но всегда непросто. Заложенное в еврейскую культуру стремление к знаниям, стремление быть лучшим это тяжелое психологическая нагрузка, от которой в периоды кризиса хочется освободиться как от непосильной ноши. Подобно тому, как хороший мальчик вынужденный сидеть у окна и забрить уроки завидует хулиганам бегающим по улице с мячом, так и евреев порой охватывает неукротимое чувство самоотрицания, желание быть как все.

И сионизм удовлетворяет эту потребность - отправляясь в Палестину, будущие израильтяне радикально порывают со своим языком, культурой, ментальностью. В Израиле «галутные» ценности подвергаются осмеянию, а на их место выдвигаются диаметрально противоположные израильские добродетели - грубость, культ силы, невежество, легендарная «хуцпа». Когда пользователи рунета дивятся проклятиям, которыми новоиспеченные израильтяне поливают «совок» и «рашку» следует понимать, что прежде всего эти несчастные люди проклинают самих себя.

Однако, в эту игру можно сыграть и по-другому. Разумеется, абсолютное большинство израильтян, малообразованных, запуганных и находящиеся под постоянным прессом пропаганды верят, что они живут «в самой безопасной для евреев стране», что здесь они спаслись от ассимиляции, что только в Израиле (ну или еще в США) можно достичь материального благополучия.

Исключением является небольшой образованное меньшинство, преимущественно из обеспеченных слоев, имеющих доступ к частным учителям, расположенным в Тель-Авив, Иерусалиме и Хайфе культурным центрам. Они достаточно хорошо знают прошлое свое страны и понимают, что официальная история Израиля и сионизма это такой же миф как «Краткий курс» Сталина. Они знают, что Израиль обречен, и весь круговорот насилия и интриг это лишь попытка оттянуть неизбежный драматический финал. Путешествуя по миру, они видят, что евреи во всех странах живут гораздо богаче и безопаснее чем израильтяне. Выросшие в унылых городах застроенных блочными домами, они испытывают шок, прикасаясь к памятникам мировой культуры. Им не нравится служба в армии на оккупированных землях и превращение Израиля в «Государство Галахи». И в како-то момент у этих людей пропадает желания быть израильтянами.

Любопытно, что они не хотят вернуться, к корням, стать евреями. Нет, они мечтают превратится в американцев, канадцев, французов. Йоав, главный герой картины Лапида, типичный пример такого персонажа. Он родился в знатной по израильским меркам семье, чьи предки эмигрировали в Палестину еще до Второй мировой войны. Он хорошо знает, что Израиль обречен, говоря «я переживу эту страну». Пройдя через психологический кризис во время военной службы, он бежит во Францию.

В отчаянно попытке бежать себя, герой фильма отказывается говорить на иврите, прерывает общение с семьей и проводит дни блуждая по Парижу зубря французские слова. Но происхождение не отпускает Йоава.

Франции он не интересен в качестве француза. Израильтяне нужны западу лишь в качестве карикатурных экспертов по безопасности, вроде Эррана Морада из фильма Саши Барона Коэна. Герой находит сначала работу в компании по безопасности, в окружение типичных израильтян, бравирующих свой идентичностью и провоцирующих парижан на конфликты. Когда же Йоав отказывается принять навязанную ему роль, он оказывается на улице. У художницы Зои Черкасской-Нидаль есть картина «Алия», где эмиграция из СНГ изображена в виде голой блондинки стоящей в локтеколенной позе. В фильме Лапида в такой же позиции оказывается израильтянин.

В итоге попытка бегства заканчивается неудачей. Йоав осознает, что является только игрушкой в руках своих пересыщенных друзей. Фантастическая Франция, в которую он бежал оказалась пустой оболочкой. В финале он возвращается домой со словами вы «посылаете меня на смерть».
Previous post Next post
Up