Синдром дракона

Feb 10, 2013 07:46

Сюжет. Трое партбоссов высокого полета - главный партийный идеолог, анонимный маршал и еще какой-то мутный тип - в 1953 году решают объединить свои коллекции произведений искусства, "собранные" в основном в Германии, и спрятать их в укромном месте, где-нибудь в Кировограде. Операцию осуществляет особист Еремеев (Гуськов). За коллекцией следят двое - особист поменьше рангом Терехов (Мерзликин) и извлеченный из застенков бывший полицай Нилин (Муляр), который только и разбирается во всем этом антиквариате досконально.
В шестидесятые годы коллекция растет за счет икон. Иконы добывают лихие люди из Одессы, которые выдают себя за фольклористов, ходят по украинским селам и душат бабушек подушками.
До последнего момента не ясно, с какой собственно целью эта коллекция вообще была создана. Но естественно, охраняющим ее чекистам быстро надоедает быть просто охранниками, и они начинают пожирать друг друга. Это и есть синдром дракона.
В 1991 году полицай-антиквар внезапно помирает, и коллекцию находят.
В 2008 году за дело берется ФСБ, и начинаются странности- матерого ФСБ-шного опера убивают экзотическим способом, и за дело берется заблаговременно вызванный из Иркутска молодой, наглый капитан Волков. Волкову приходится много ездить - Москва, Одесса, Кировоград, Прага... Всюду ему подкидывают трупы с намеком. Хотя на что намекают - непонятно...
Это я хронологически выстроил, а действие сериала начинается в 91 году, затем перескакивает в 53-й, оттуда в 2008-й, ну и дальше гуляет туда-сюда.
В принципе понятно, да, что история жырная. Тем более основана на реальных событиях. Золото партии, евреи - похитители икон, коррупция в ФСБ (да-да! там тоже может быть коррупция!). Есть где разгуляться. Мистический триллер с острополитическим оттенком. Сага о Форсайтах. Граф Монте-Кристо.
Но дальше начинаются нюансы.
Прежде всего в попытках нагнать жути авторы забрасывают слишком много крючков. Где-то с третьей серии мне стало интересно, как они собираются объяснить подоплеку некоторых событий, и не имеем ли мы дело с отечественным вариантом наебалова а-ля Лост. И таки да, имеем. И таки нет, никак не собираются.
Вот, к примеру, наш герой едет из Одессы в Москву, а из тамбура за ним следят еврейские мафиози, у которых приказ - если клиент в Кировограде не сойдет, хлопнуть его прямо в вагоне. В купе к Волкову подсаживается попутчик, Дмитрий Майков он же Пчела, рекомендует себя как офтальмолог. Выпили, уснули, ночью Волкова якобы случайно будит проводница и говорит - вы же в Кировограде сойти хотели? Волков думает - ну а почему бы и нет, и сходит.
Тут, казалось бы, и конец интриге. Но нет. Утром Волкова будят украинские особисты. Оказывается, кто-то зарезал шофера, который подвозил его до гостиницы. И двух еврейских мафиози из тамбура. Им еще и глаза выкололи.
Ну то есть понимаете, да - офтальмолог, глаза. Пчела постарался.
Только зачем он это сделал, так и осталось невыясненным.
Приходит наш герой к другому человеку, связанному с контрабандой редкостей из коллекции Нилина. Тот с кем-то говорит по телефону, а потом почему-то падает из окна. "Интересно, почему же он бросился из окна, - нарративно размышляет Волков. - На самоубийцу не похож, дверь была закрыта изнутри..."
Вот и мне интересно.
И там таких эпизодов и цельных сюжетных конструкций - десятки.
Вплоть до того, что какие-то мелкие, но узнаваемые злодеи вдруг теряются посредине сериала и больше уже не возвращаются. Вот просто так.
Можно, конечно, списать на временные ограничения. Всего десять часов на такой сюжет адски мало. Но в том-то и дело, что сериал растянут. Часто создается впечатление, будто авторы нарочно тянут резину, потому что не добирают по хронометражу. Особенно в этом смысле вымораживают бесконечные совещания у главного ФСБ-шного начальника, неприятного лысого дядьки, довольно комично изображающего слугу царю, отца солдатам.
Впрочем, неприятных героев здесь хватает. И главный из них - это главный герой, то есть капитан Волков в исполнении Леонида Бичевина. Больше похожий на гопника, чем на капитана ФСБ, неубедительный ни в любовных, ни в рабочих сценах, постоянно чешущийся, как будто у него перхоть, в попытке изобразить мыслительный процесс, он вызывает только одно желание - промотать сцены с его участием. С участием его и не менее ужасной Кристины Асмус. Его и лысого дядьки, изображающего шишку. Его и Екатерины Климовой, похотливой чекистки с садомазо-замашками, настолько пародийной, что это даже не смешно. Его и украинского коллеги-особиста, просто неприятного человека с кадыком и без подбородка.
Бичевин - это главный провал сериала. Это его, так сказать, камертон.



В отличие от Бичевина, не могу сказать ничего плохого об игре Мерзликина, Муляра и Гуськова. Особенно, конечно, Гуськова. Вот уж человек действительно купается в роли. И пусть это очевидный самоповтор, и Гуськов в энный раз играет самого себя, ну так ему хотя бы есть что играть.



- Человек он опытный и ничего нам просто так не скажет. Значит, придется пытать.

По роли Еремеев-Гуськов натаскивает Терехова-Мерзликина как своего подчиненного и в будущем делового партнера. Для чего он непрерывно и весьма остроумно (и тут же - грубо) над ним издевается. И эти сцены унижения все мотающего на ус Терехова - вообще едва ли не лучшее, что есть в сериале.
Терехов, в свою очередь, тиранит Нилина, который от души его презирает, но, как человек истинно православный, не может противиться злому, поскольку сам грешен. И эволюция их отношений на протяжении почти сорока лет - тоже очень интересна. Хотя, конечно, финальный горячечный монолог Мерзликин успешно провалил, но это вина не его, а сценаристов. Такую сцену и Оливье провалил бы. А Мерзликин, прямо скажем, далеко не Оливье.



Муляр в роли Нилина убедителен и хорош, хотя и не так хорош, как в роли амбициозного чекиста в сериале "Однажды в Ростове". Вообще Муляр мне сильно напоминает одного моего давнего интернет-знакомого, так что я к нему в целом тепло отношусь.



Ну и выходы грандов вроде покойного уже Льва Борисова и Юрия Назарова авторам удаются.



Где-то довелось прочитать о "волшебной камере Алишера Хамидходжаева". Наверное, она действительно волшебная, потому что снимает что хочет и как хочет, независимо от воли оператора, а хочет она, как правило, полежать. В итоге 80 процентов сериала снято по диагонали - я в курсе, да, так экспрессивнее выходит, только не нужна экспрессия в каждом кадре. Да еще такая экспрессия, при которой у одного из героев с головой все нормально, а у другого пол-головы отрезано, причем с глазами. И еще 10 процентов снято снизу, с земли. Чтобы значит разговаривали двое, при этом у них были огромные ручищи и пиджаки и маленькие головы, как в Битлджюсе. Тоже, видимо, ради экспрессии.

У Хомерики я раньше смотрел только "Сказку про темноту", вернее, пытался смотреть, но быстро выключил. Сериал же досмотрел до конца, хоть местами и на перемотке, что несомненный успех для нас обоих.
В общем и целом скорее нет, чем да.

сериалы

Previous post Next post
Up