Продолжаю свои кинохроники.
Я вообще смотрю фильмы так: или по какой-то теме, которая меня в данный момент занимает, или классику, или недавние премьеры, когда они появляются на торрентах в приемлемом качестве. Должен сказать, очень редко жалею, что тот или иной фильм не посмотрел на большом экране. Ну вот разве что "Супер 8" неплохо было бы.
А сегодня у нас в гостях Карен Шахназаров, автор трогательного "Курьера" и ряда менее убедительных фильмов, со своим последним хитом "Белый тигр".
Ну я вообще люблю про войну, про немцев...
В последнее время мировой кинематограф уже маленько задолбался снимать про вторую мировую в классической реалистической манере, в итоге появились норвежские зомби-нацисты, финские нацисты на Луне, михалковские жучок и паучок и тарантиновские истинно арийские евреи. Вот и Шахназаров, находясь по уши в тренде, снял постмодернистский мистический триллер про то, как обгоревший и практически мертвый советский танкист охотится за нацистским танком, который бьет без промаха, прячется в болотах и давно пережил свой экипаж.
При этом, судя по обильным, но все-таки туманным, намекам можно догадаться, что танкист - это Андел Господень, а уловляемый им Белый Тигр - воплощенное Зло. И пока, дескать, одно не покончит с другим, между землей и небом - вайнаааа!
Согласно постмодернистским канонам, Шахназаров ничего своего не выдумывает, равно как и автор книги "Танкист", поскольку и без них уже написано немало хороших пьес. Для чего же им трудиться?
Поэтому начинается кино с того, что некий обгоревший танкист с 90-процентным поражением кожных покровов быстро очухивается, приводя полевых эскулапов в легкое недоумение, при этом все свои военные навыки он помнит, а как зовут и сколько лет - забыл. Для простоты будем считать, что это Джейсон Борн.
К этой сюжетной линии - линии, прямо скажем, невиданного ЧУДА, которое почему-то никого не заинтересовало - вскоре примыкает другая, с белым немецким танком, который ездит сам по себе и убивает все живое, сам оставаясь неуязвимым для вражеских снарядов за счет, как полагают наивные советские атеисты, особо прочной и толстой брони. Черный прапор и гроб на колесиках в одном корпусе.
Вести о чудо-танке доходят до маршала Жукова, и тот повелевает создать инициативную группу по поимке нечисти в составе трех человек и одного танка Т34 улучшенной конструкции. Кстати, непонятно, почему средний танк Т34 по логике Жукова лучше всего подходит для дуэли с тяжелым немецким танком. Выпустили бы тогда КВ-2, допустим, или "Иосифа Сталина".
Видимо, тяжелых танков у Мосфильма нету, а Т34 есть.
Это ладно. Чего мы требуем достоверности от фильма, в котором танкисты оживают и даже не просят сиськи показать, а пленные немцы произносят фразы типа "Этот белый дьявол вам не по зубам, потому что он воплощает величие германского духа". Для тупых объясняю: немецкий дух - это от дьявола. Русский дух - наоборот. И мы еще посмотрим, чья возьмет!
Убив двумя выстрелами бесхозный сарай (возможно, вместе с совокупляющимися там парочками), экипаж машины боевой убеждает в своей профпригодности невыясненного командарма и сразу же следующего за ним по званию майора-контрразведчика и садится в засаду на прячущегося в болоте Тигра. А надо вам сказать, что Мертвый Танкист, он же Джейсон Борн, он же Иван Иваныч Найденов (тут этимология примерно такая же, как с Ненашевым, то есть опять про дьявола) не просто хороший водитель танка, но и слышит их голоса. Танки рассказывают ему, кто их подбил, а он использует эту информацию в своих узкокорыстных целях личной мести. Товарищи командиры для проформы не верят Найденову и считают его сумасшедшим, но отчего-то позволяют ему действовать согласно собственной параноидальной логике. Казалось бы - если танкист умеет разговаривать с побывавшей на полях сражений военной техникой (в том числе вражеской), его бы в разведку отправить, а не на Тигра охотиться. Сколько информации мог бы принести!.. Но нет. Т34 в засаде, второй Т34 в качестве приманки ездит туда-сюда, а майор ЧК задумчиво позирует под березой.
Болотные трясины способны издавать неожиданные звуки. После серии таких звуков мимо майора задумчиво проплывает дуло, а затем и весь танк. Майор, как всякий порядочный хипстер, тут же бросается фотать экую диковину на винрарный пленочный фотик, но у него ничего не получается, и он с досады выбрасывает камеру куда-то в траву - авось черные археологи подберут. Завязывается бой. Засада, оказывается, была нужна для того, чтобы Тигр расстрелял сперва один советский танк, а уж потом принялся за другой. Ааа! Эээ! А вы думали!
По законам жанра ( а это у нас, как вы помните, триллер) вражина в пиковый момент оказывается у тебя за спиной, причем как он туда попал, никогда не уточняется. Попал и все. Вот и Тигр попал - но не попал. То есть попал, но не убил. Видимо, Господь не попустил, а может, просто мертвому танку захотелось поиграть в догоняшки с мертвым танкистом.
Провал, одна машина уничтожена вместе с экипажем, другая повреждена, враг не захвачен. Маршал Жуков огорчается, что нет повода кого-нибудь наградить, а он это так любил... Командарм предупреждает майора ЧК, что если при наступлении что-нибудь такое повторится, будет плохо. И вот наступление, и белый Тигр снова возникает из Гримпельской трясины и хреначит весь танковый полк точными одиночными. Найденов бросается в погоню, и где-то в заброшенной деревне среди пылающих домов у них таки происходит более-менее перестрелка. Да вот досада - у наших неожиданно разрывает пушку, а горящий Тигр меланхолично убывает к себе в преисподнюю.
И опять никто не расстрелян, не допрошен, а майору ЧК командарм предлагает взять отпуск суток этак на десять, а то вид у него больно усталый. Между тем, танкист Найденов рассказывает охреневшему руководству, что танковый бог ездит в золотистой тридцатьчетверке, хотя все мы знаем, что танковый бог ездит на розовом фанерном танке и зовут его Федя Бондарчук.
Внезапно (именно так) начинается совершенно другой фильм, про капитуляцию Германии. Снят он в дотошно реалистической манере, безо всяких там закидонов. Пресс-конференция по поводу окончания ВОВ, толпы журналюг с говнозеркалками, один потешно валится на пол в поисках удачного ракурса. Жуков и Кейтель подписывают бумаги. Вот уже после пресс-конференции нацистские бонзы получают сытный и вкусный обед и начинают гадать, из какого ресторана блюда. Добивает ситуацию советский солдат, который ставит перед каждым клубнику со сливками. И тут Кейтель понимает, что не за тех он воевал...
Вот эта сцена - снята просто отлично. От и до. Никаких педалей, никакого пафоса, никто не говорит про дух. А какие эмоции. А какого режиссера-реалиста мы потеряли...
И опять нарисованный Берлин, неизменный морячок на броне (откуда в Берлине морячок?! Из другого фильма, вестимо), Найденов смотрит вдаль и на майора ЧК, и оба ПОНИМАЮТ.
Наконец, бонус - камера скользит по интерьерам, которые грубо провоцируют процитировать Ильфа и Петрова: "Предводитель жил в обстановке пошлой роскоши". У камелька некто с усиками и челкой объясняет, что Германию уже оболгали и еще больше оболгут в будущем, придумают какие-нибудь там лагеря смерти или типа того, "а мы-то всего лишь хотели сделать то, о чем мечтала вся Европа". Тот, кому Алоизий Могарыч толкает свои человеконенавистнические телеги, отмалчивается в тени, но судя по смутному сходству с Джеффом Голдблюмом, это не кто иной, как Загадочный Мистер Фрост, сиречь дьявол. Здесь приведенный, как я понимаю, более для шутки. Ну или для актуального политического выпада.
Что могу сказать... Мне кажется, война с миллионами жертв - не самый подходящий повод для мистического триллера с явно выдуманной интригой. Или уж отмораживаться по полной, как авторы "Гитлер капут" и "Бесславных ублюдков", или все-таки пытаться сделать что-то новое в традиционной "серьезной" манере. Что самое обидное - судя по заключительным сценам, Шахназаров вполне потянул бы. Но вместо этого снял нечто аллегорическое на уровне старшеклассника, открывшего для себя Булгакова. С таким же примерно знанием деталей и людей.