Посмотрел тут фильм
"Матч", а также рекомендованные кинокритиком С. Мезеновым фильмы "Третий тайм" и "Победа".
Если вкратце - все три фильма о "матче смерти" в Киеве 9 августа 1942 года. "Матч смерти" есть миф типа "28 панфиловцев", порожденный лучшей в мире пропагандистской машиной того времени. Изначально миф звучал так: мало было немцам оккупировать Киев и устроить Бабий Яр, им для полноты ощущений хотелось еще и в футболе уделать русских. Для чего они собрали две команды - свою, состоящую из жестких профессионалов, и советскую - из узников концлагерей, истощенных, изможденных, среди которых как-то затесалась пара профессиональных игроков.
Сперва наши проигрывали, но потом взяли себя в руки, вспомнив, что за ними Москва, и наголову разгромили оккупантов.
Впрочем, до финального свистка доиграть им не дали - матч остановили, футболистов схватили, увезли и той же ночью расстреляли.
В действительности все было если и не наоборот, то очень сильно по-другому, о чем можно прочитать
здесь и
здесь.
Но кто сказал, что нельзя экранизировать легенды? Их экранизировать можно и нужно. Главное - учитывать требования текущего момента.
Вот почему так интересно сравнивать версии.
Итак, "Третий тайм" 1962 года.
Узники концлагерей - в наличии. Немцы в касках с автоматами в волосатых руках - на месте. Матч - первый и последний (на самом деле матчей было много). Немецкая команда носит гордое название "Кондор" и известна в Европе. Что касается нашей команды, то капитан вроде бы точно футболист в прошлом и капитан (в армейском смысле) в настоящем. В фильме целое созвездие актеров - Куравлев, Невинный, Юрий Назаров, Владимир Кашпур. Футбол показан очень хорошо, я бы сказал - новаторски. Сам матч занимает значительную часть фильма. Финальный кадр - белый футбольный мяч, катящийся в бессмертие. О судьбе футболистов зрителю предложено догадаться самому.
Важно: футболисты до последнего пытались бежать, но не срослось, не получилось, потому и пришлось умереть на поле. За нашу советскую Родину.
"Победа".
Очевидная попытка повторить успех "Большого побега" - неудачная, конечно. Хотя снимался фильм, кажется, прямо в тех же декорациях и ландшафтах.
Действие перенесено, для начала, с Украины во Францию. Там в концлагере для военнопленных некто Колби по предложению немецкого френда сколачивает футбольную сборную из игроков стран Сопротивления - за основу Англия, также наличествуют Франция, Голландия, Дания, "несколько восточноевропейских стран" и внезапно Тринидад. Последний понадобился для того, чтобы органично ввести в состав (кого бы вы думали) Пеле.
Собственно матч проходит в Париже. Смелые парижане на трибунах распевают Марсельезу. Герои Сопротивления обнаглели до того, что сидят на трибуне прямо в военной форме. Немцев корежит. Несмотря на наличие Пеле, союзники умудряются пропустить четыре гола, прежде чем врубать ответку. Но таки врубают - и добиваются ничьей! По какому поводу ликующие парижане выносят игроков на свободу вместе с воротами стадиона. Хотя казалось бы, ничья это всего лишь ничья.
Режиссер фильма - Джон Хьюстон. В ролях - Майкл Кейн, Макс фон Зюдов, Сильвестр Сталлоне и уже упомянутый Пеле. Сочетание сколь ослепительное, столь и обескураживающее. Что касается французского подполья, оно, мне кажется, прямиком перекочевало отсюда в шедевр "Совершенно секретно!"
Подозреваю, что фильм снимался к какому-нибудь футбольному чемпионату. Мотив гестаповца, давшего добро на игру: "До сих пор Германия ни разу не выигрывала у сборной Англии". Ну так и в этот раз никакой Англии на поле не предусматривалось. Это не единственная неувязка в фильме, он вообще преисполнен лучезарного идиотизма, казалось бы, не очень свойственного такому мрачному типу, как Джон Хьюстон. Но в данном случае оная лучезарность как раз и есть главная идеология фильма: мы всечеловеки, нам доступно любое чужое горе, любая трагедия, мы из всего сделаем good story. И даже Англию мы вовсе не ненавидим.
Футбольные сцены поставлены неплохо (еще бы, постановщик Пеле), а вот сняты довольно заурядно, если сравнивать с советским фильмом. Добросовестно, но иногда ощущение, что смотришь прямую трансляцию. А где полет мысли, где экспрессионизм?
Ну и, наконец, "Матч". Вот уж где с экспрессионизмом полный порядок - но, к сожалению, не в футбольных сценах.
Фильм зримо воплощает все основные черты сурковско-мединской идеологии, чем и интересен.
То есть ситуация-то у нас, товарищи, какая? С одной стороны, кругом наши партнеры, с другой - Россия в кольце оранжевых революций. С одной стороны, мы часть всеевропейского сообщества и разделяем ценности, с другой - против иностранных агентов, агентов влияния и еще каких-нибудь других агентов до кучи. С одной стороны - мы за правду, с другой - мы за такую правду, которая полезна нашей стране, нашей нации. Кровь, так сказать, и почва.
Идем дальше. Под реализацию установок выделяются миллиарды денег. Дураком надо быть, чтобы не взять! Поэтому находятся люди, которым в общем все равно про что - главное, технично. Режиссер Малюков - как раз из тех, кто фишку рубит и понимает, что военный патриотизм есть тема благодатная в плане бабла. Ну, исполнитель главной роли Сергей Безруков - человек вообще гуттаперчевый в творческом смысле. Сыграет все! А Лиза Боярская здесь потому, что ее предыдущие фильмы с Безруковым оказались коммерчески успешными. Это феномен того же ряда, что популярность Пэрис Хилтон. "Это невозможно понять, нужно просто запомнить".
Далее берется полувзвод сценаристов, вместе они пишут сразу же полный метр и сериал для Первого, канэшно, канала. Что объясняет некоторую дерганость сюжета. Вот Безрукова контузило, а вот он уже в концлагере привлекает внимание охранников, пиная с приятелем импровизированный мячик.
Говорит Безруков почему-то с отчетливым одесским акцентом, как бы пародируя своего коллегу-единоросса Машкова в "Ликвидации". Хотя дело происходит в Киеве, и его фамилия не Гоцман, а как раз Раневич (на самом деле Трусевич, но это ладно).
Вообще еврейская тема в фильме активно наличествует - она отвечает за "всеевропейские ценности". Раневич спасает приятеля-еврея, выдавая его за поляка и католика (довольно цинично, учитывая, сколько поляки-католики оставили евреев в живых). Его возлюбленная, бывшая жена "иуды Шевцова" и нынешняя жена бургомистра, спасает еврейскую девочку - прячет ее в просторном подвальном помещении метражом с элитную квартиру. Бабий Яр как таковой занимает в фильме больше времени, чем собственно матч. С одной стороны, напомнить нашим европейским партнерам, что у них тоже рыльце в пуху, с другой - подчеркнуть активную роль этнических украинцев в уничтожении еврейской диаспоры. Это не единственная, конечно, оплеуха самостийной Украине. Жителям бывшей союзной республики ненавязчиво напоминают, что фрицев они встречали с хлебом-солью (хотя и вынесенными почему-то из сортира), ну и вообще проститутки. Когда невесть кем и за что назначенный бургомистр Киева произносит здравицу на украинском, его грубо прерывает переводчик: "ми вас не понимаем! Говорьите по-русски!" ну и так далее... Очень удивлялись наши киношники, почему это на Украине не захотели показывать фильм "Матч" в разгар чемпионата...
Футбол? Да будет вам футбол, будет.
С точки зрения фактологии фильм Малюкова сильно ближе к правде, чем два предыдущих. Матч был не один, матчей было много. Во всех команда "Старт", состоявшая из профессиональных футболистов, начисто уделывала венгерских, румынских и немецких любителей. Даже счет последней игры с "Флакельфом" правильный - 5-3. Правда, и тут по законам, так сказать, жанра немцы сперва ведут в счете, а после перерыва команда собирается и дает супостатам отлуп. На самом деле в первом тайме вели как раз динамовцы (3-1), а после перерыва немцы догнали, но потом им закатили еще два гола. Но вы же понимаете, это не очень выигрышно в киношном смысле.
Герои тоже никакие не герои, Раневич, к примеру, не позволяет какому-то юнцу распространять подпольные листовки. Мол, из-за этого люди могут погибнуть.
И даже то, как взрывали Крещатик, показали - кажется, впервые в отечественном кинематографе. "Что, немцы, взяли Киев?!" - торжествуют по этому поводу заключенные концлагеря. Реакцию самих киевлян в фильме не показывают.
Главная составляющая мифа, впрочем, осталась в неприкосновенности - героям якобы угрожают расстрелом в случае победы над немецкой сборной. Наши сценаристы еще усложняют задачу - Раневича предупреждают, что убьют не только его, но и его возлюбленную, жену бургомистра Анну. По какому поводу усовестившийся бургомистр вывозит жену из города, но она упрямо лезет на стадион и слепит улыбками и ямочками улыбчиво-слезливого Безрукова (в зале обмороки, паника, рыдания).
Финальный титр сообщает, что после того матча футболистам было отпущено семь дней. Нет, не так, надо читать с выражением: "Семммь дне-еей!" А потом, типа, всех убили.
Резюмируем: методы промывания мозгов значительно усложнились с 1962 года. Однако при этом произошла определенная потеря качества в чисто кинематографическом отношении. Возможно, для большей художественной убедительности следует врать более беззастенчиво.
Это я репетирую аналитическую записку для министерства культуры.