Once Upon A Time in Rostov

Jul 13, 2012 10:25

Посмотрел мини-сериал (ну, как мини - больше тысячи минут) "Однажды в Ростове". Действие начинается с событий в Новочеркасске 1-2 июня 1962 года и получает несколько неожиданное развитие в бандитскую сагу.



Посыл авторский такой - мол, мелкий мошенник Слава Толстопятов, став свидетелем расстрела безоружных рабочих, переквалифицировался в ярого антисоветчика и начал убивать.
Формально весь сюжет крутится вокруг Нины Полетаевой - этакой тургеневско-чеховской барышни, которая весь сериал ходит и смотрит большими доверчивыми глазами, "а кому бы тут дать". Папу Нины, старого рабочего, по доброте своей попавшего в тюрьму, а потом и под пули, играет Богдан Ступка. Авторы обращаются с ним как со старым, но красивым шкафом - почтительно передвигают из сцены в сцену, стараясь не поцарапать какой-нибудь сюжетной коллизией. На пару серий хватает и другого карамельно-положительного героя - диссидента Анатолия Порошина (седовласый Лавроненко). Зато все главные герои - исключая означенную Нину - в разной степени негодяи и мудаки, как я люблю. И бандиты, и противостоящие им (но и регулярно с ними выпивающие) siloviki - млицанер Карпухин и совестливый чекист Колесников (в этой роли продюсер сериала Жигунов, естественно, увидел себя).



Славу Толстопятова играет Владимир Вдовиченков.



Само собой, временами прорезается Костя-Кот из Бумера. Однако Толстопятов сложнее. Он по роли влюблен в Нину Полетаеву, но испытывает некоторые противоречивые чувства и к жене брата (Алена Бабенко), которую позже вовлекает в банду. Вообще тут каждый герой кого-то любит. Толстопятов-младший - Нину, Нина - чекиста Колесникова (взаимно) и писателя Порошина (взаимно), чекиста же Колесникова любит жена-истеричка, которую безумно любит брат, начальник Колесникова и соответственно всего ростовского КГБ Копыльцов. Даже в таком, понимаете, упыре много человеческого.



Ради любви к сестре он не женится, а забеременевшую любовницу выдает замуж за своего секретаря Юру. Юра же вступает в неформальные отношения с убийцей в белом халате, врачом психбольницы, которому все его злодейства также диктует любовь - к племяннику, которого посадили за участие в новочеркасских событиях... Приходит такой молодой амбициозный Юра к главврачу и спрашивает: "А что это за запах такой странный? - А это... такой табак. Помогает. Хотите попробовать?.." Ну и понеслась - Марь Иванна, Галич, душевные разговоры...



В общем, все, как Высоцкий пел, "по-своему несчастные". Это, конечно, прием, и даже нехитрый - но, к сожалению, его так редко используют в кино, а уж тем более на телевидении. Как правило, вешки расставлены предельно четко - вот мерзавец, вот человек не совсем пропащий, а вот рыцарь без страха и упрека, но с одесским акцентом и трехдневной щетиной. Герои "Ростова" в своих слабостях и приверженностях убедительны и органичны, поэтому симпатии авторов скорее угадываются, чем читаются. Вдовиченков, у примеру, вообще считает своего героя жертвой системы и гением (Толстопятов сам собирал пистолеты, автоматы и даже гранаты в кустарных условиях - впрочем, гранат в сериале не показали). В то же время бандитов тут ни разу не идеализируют - убивают они без раздумий всех, кто встает на пути.



Очень хорош капитан Карпухин. Способен от обиды на дочь осужденного, которая ему в глаз кулаком засветила, залететь позже в камеру с этим самым осужденным и разбить ему нос. Без объяснений. Третирует блядовитую кассиршу. Взмывает коршуном над непричастными, ходит гоголем после поимки невиновных. Периодически пытается прищучить братьев Толстопятовых, но те неизменно оказываются хитрее или просто удачливее (в жизни, говорят, так и было). Иногда это начинает напоминать "Тома и Джерри". Иногда вызывает вопросы типа - а что, в большом городе Ростове других милицанеров нет, кроме Карпухина? Но я понимаю, что это условность, сериал все-таки. В жизни и бандитизм начался не сразу после Новочеркасска, а в 1968 году.



Жигунов куда менее изобретателен в обрисовке своего героя. Бухает, болеет с похмелья, бухает, болеет с похмелья. Это - натурально. Редкие стычки с реальностью удаются хуже. Но в целом сериал не портит. А еще странным образом Жигунов, постарев, стал жутко напоминать Виктора Арго.





Есть в сериале еще один чекист - Милованов. Добросовестный служака, карьерист, патриот, редкая сволочь и профессионал. Стопроцентное попадание в образ.



Ну, вообще персонажей там хватает, начиная с Хрущева, Микояна и Брежнева и заканчивая генералом-диссидентом Шапошниковым и писателем Шолоховым.
Интересно придумано с контекстом - главного бандита делают художником в кинотеатре, брата его - киномехаником, жену брата - певицей в фойе. Соответственно, отрывки из фильмов и пропагандистских роликов и песни того времени достаточно ненавязчиво комментируют действие.

Сериал в целом - некий ответ "Ликвидации", однако в России его не показывали, купил украинский канал "Интер", и понятно, почему - чекисты не сказать чтобы молодцы, даром что банду помогли обезвредить. Хотя и там, говорят нам авторы, попадались хорошие люди! Ну да, ну да...

Но на торрентах есть. Жигунов против скачиваний не возражает.

сериалы, кино

Previous post Next post
Up