(no subject)

Feb 04, 2008 11:54

Моя северная страна

Мы приехали с опозданием на 15 минут. По расписанию фильм уже шел. В фойе было прохладно, на улице - адская жара. «А можно, мы пройдем?» - спросили мы взволнованно. «Будете смотреть?» - удивилась женщина, изображавшая билетершу, и отправилась за киномехаником.
Для нас двоих летом 2007 года в красноярском кинотеатре «Родина», что на Красрабе, шел фильм «Однажды в Америке».
Это было дикое зрелище. Огромный пустой зал кинотеатра. Очень громкий и очень монозвук из пробитых динамиков. Нестерпимый и нескончаемый телефонный звонок. По желто-коричневому экрану летали черные нити. Склейки вместо эротических сцен. Перевод читал Олег Борисов.
Я начал понимать Тарантино, который собирает прокатные копии. Видеокассеты, говорит начинавший с видеокассет Тарантино, это как травка. Дивиди - это кокаин. А прокатные копии - это героин.
А сразу после этого кинотеатр «Родина» закрылся.
Он был таким советским, что это отдавало древним Римом. В туалете «Родины», отделанном зеленоватым мрамором, под десятиметровыми потолками летало эхо. Что такое советская власть? Это огромные пустые пространства правильной кубической формы плюс электрификация…

Вторая попытка

Журнал «Афиша», который чрезвычайно моден сейчас среди продвинутой аудитории (среди самой продвинутой моден уже Empire, но не суть), имеет свои приложения, отделения, вкладочки, странички во многих городах России - но не в Красноярске. Трудно сказать, почему это так. Театры есть, клубы есть, галереи. То есть темы не нужно высасывать из пальца.
Одна из таких тем - это отсутствие нормального кинотеатра повторного фильма.
Конечно, мне возразят, что кинопарк «Пикра» уже года полтора позиционирует себя как кинотеатр повторного фильма. Но стоит изучить их репертуар за все это время, чтобы убедиться: вранье. Голимое вранье. Да и кто ходит в «Пикру»? Иногда хожу я и кто-нибудь со мной. Но это, кажется, и все.
Печальна судьба кинопарка. Он процветал вплоть до открытия «Луча» - «одного из лучших кинотеатров России». «Луч» сжег «Пикру» дотла. Публика хлынула туда, где море огней, кофейня «Ваниль», три кинозала и многоугольно-зеркальное фойе. «Пикра» пыталась демпинговать по цене - безрезультатно. Кинопарк купили и вынули из него самолет, чем добили окончательно - все равно что душу вынули. В «Пикру» не ходят за двадцать рублей, в «Пикру» не ходят даже бесплатно. Несмотря на удобные кресла и хороший звук…
Недавно «возродился» Дом кино. Обещали, что это будет событие. Дом кино планировал начать кинопоказ с «Крестного отца» Копполы. Это обнадеживало. Но премьера «Крестного отца» дважды переносилась, а затем о ней просто забыли. Зато в Доме кино начали показывать ретроспективу иранского кино. Затем наступила очередь корейцев. В связи с 70-летием Владимира Семеновича Высоцкого откуда-то из закромов вытащили «Короткие встречи» Киры Муратовой - фильм достаточно спорных художественных достоинств и уж точно не рассчитанный на массовую аудиторию. А недавно там прошел «Параноид парк» Гаса Ван Сэнта. Эстеты, наверное, удовлетворены. Я - нет. Я хочу Копполу.

Тряпки жжем, смеемся

Как-то на одном местном форуме я провел опрос - вот предположим, открылась такая кинокофейня. Люди приходят, пьют кофе, курят, выпивают, смотрят хороший фильм в небольшой компании. Сколько бы вы лично отдали за билет? Мне отвечали: за такое и 500 рублей не жалко. Опрос, конечно, не репрезентативный. Но подобные кофейни реально существуют в Екатеринбурге, в Перми и в куче других городов. Что смотреть - определяют постоянные посетители. В базе - огромное количество фильмов. Недостаток в том, что это не совсем кинозал - там все-таки крутят не прокатные копии, а диски. Но черт с ним, главное - можно смотреть то, что хочешь, а не то, что привезут с кинорынка добрые дяди-прокатчики. Наш прокат - это эрнстизация кинозрителя. Это «Письма с Иводзимы» без «Флагов наших отцов» - и удивительно, как мало народу сходило на продолжение, не имея возможности посмотреть начало. Это тайком идущие драмы типа «Хозяев ночи» и бурно рекламируемые комедии с Гошей Куценко.
Начиная где-то с августа прошлого года, в красноярских кинотеатрах - всех без исключения - взрослому культурному человеку смотреть просто НЕЧЕГО. Ну да, вот «Монстро» был забавный. Но только на фоне тотальной бурундуковости всего остального.

Восстание an mass

И ведь не сказать, что аудитория поголовно отупела. Или вкусы предельно упростились. Или какой-то особый маркетинг нужен, чтобы завлечь людей в кинозалы на то, что им, очень возможно, понравится, поскольку нравилось поколениям до них. В КИЦе прошлой зимой прошла ретроспектива японского кино - японцы все-таки не иранцы, снимать умеют - зал битком в буквальном смысле, люди СТОЯЛИ в проходах. Ну да, бесплатно; но в «Пикру» не идут и бесплатно. А зал в КИЦе для кинопоказа предназначен примерно в той же степени, что биотуалет - для секса втроем.
Нужна просто выстроенная цепочка, включающая в себя следующие звенья.
Первое - РЕКЛАМА. В Красноярске сегодня найдется несколько тысяч человек, действительно любящих кино - я в этом уверен. Этих людей никто не представляет, никто не ориентирует и не воспитывает. А многих надо воспитывать! И вот эти люди должны откуда-то узнать о том, что происходит. Из телепередач, из журналов, из газет. Оптимально было бы взять на себя выпуск приложения к «Афише». Это дорого? Аренда «Пикры» - миллион рублей в год. Это - не дорого?
Второе - специализированный кинотеатр, в котором НЕ идет то, что идет везде, и НЕ идет то, что будет смотреть полтора десятка человек с тремя высшими образованиями и нетрадиционной сексуальной ориентацией. Просто нормальное кино, обычные блокбастеры, самая тривиальная классика - тот же «Крестный отец», та же сага «Однажды в Америке», да хотя бы, я не знаю, «Касабланка» или «Тутси».
Ну и третье - продуманная политика кинопоказа. Отсутствие метаний. Стратегия. Не случайный набор фильмов, а тематика и ретроспективы. И уж если анонсировали ретроспективу фильмов Тони Скотта - так будьте добры, покажите и «Голод», и «Последнего бойскаута». Не надо искать страны, где только вчера появился первый художественный фильм. Пусть они сами сперва свыкнутся с этим фактом. Не надо - о, пожалуйста, не надо - артхауса! И народ к вам потянется.
Самое плохое, что может случиться в результате - народ перестанет ходить в обычные кинотеатры. Поскольку новейшее кино, КАК ПРАВИЛО, не выдерживает конкуренции с фильмами семидесятых-восьмидесятых.
Но кто об этом знает, кроме нас с вами?..

Крск, креатив

Previous post Next post
Up