Они сражались за Родину

May 14, 2010 19:22

Ну, это классика отечественного кинематографа, тут много объяснять не надо. Снято на два года раньше "Железного креста". Последняя роль Шукшина. Доснимали уже без него, с какими-то дублерами, со спины.



Кроме него, тут еще куча советских звезд - Тихонов, Никулин, Бурков, Иван Лапиков, сам Бондарчук, Ирина Скобцева, в эпизоде и в повязке, скрывающей лицо - Смоктуновский в роли хирурга. Хотя, конечно, запоминается в основном актерский дуэт Шукшина с Бурковым:

- И вот опять ты злисся!

Так получилось, что много раз я смотрел какие-то куски фильма и никогда весь целиком. От начала до конца посмотрел только на днях. Могу сказать, что фильм четко распадается на две части не только потому, что его искусственно на две серии разбили (фильм Пекинпы длиннее "двухсерийного" фильма Бондарчука). Вот все, что идет до главной батальной сцены, - включая саму сцену, естественно, - это очень хорошо смотрится. Но потом начинается какой-то адский тыздец.

Но сперва о хорошем. Совершенно потрясающие батальные сцены. Наверное, лучшие из всего, что я смотрел. Танки, самолеты, взрывы, все такое доподлинное. Сидишь вжавшись, сам как в окопе. Мастерски, мастерски снято. Хрестоматийно.



Шукшин с Бурковым, как я уже говорил, играют отлично. Никулин с Тихоновым не отстают. Несколько раздражает Иван Лапиков в роли страшины и непомерно, необъятно раздражает и бесит сам Бондарчук в роли Звягинцева. Уж очень у них, у Лапикова с Бондарчуком, физиономии брежневские. И интонации. И вот во второй части как раз Бондарчука с Лапиковым много. А Шукшина заставляют разыгрывать какой-то унизительный спектакль на пару с Мордюковой. Это как бы "оживляж". Напомню, кто давно смотрел - остатки полка остановились на постой на хуторе и, конечно, не нашли другого способа найти продовольствие, кроме как путем соблазнения какой-нибудь зажиточной селянки (это ж насколько зажиточной надо быть, чтобы накормить зараз несколько десятков человек). То есть никаких тебе контрибуций, на дворе как будто мирный тридцать восьмой (или семьдесят восьмой) год. Только через постель можно провианту добыть.
Я, конечно, понимаю, что так оно в первоисточнике, которого я не читал. Я не читал "Они сражались за Родину". Не читал "Поднятой целины" и "Тихого Дона". Попытки делал. Безуспешно. На мой взгляд, Шолохов - второстепенный писатель, ставший живым классиком буквально на безрыбье, поскольку "господа все в Париже" (ну, кто в Воронеже, кто в земле). Типичный представитель южно-русской школы - Бабель, Олеша, Ильф-Петров, вот примерно туда. Маленькие рассказы у него есть замечательные - "Нахаленок", к примеру. Натурализм такой ядреный. А большие формы у него получаются как у Горького - то есть много пафосу, много изобразительных средств, читать тяжело и скучно. Ну, есть охотники, я знаю.



Ну и вот. Поскольку диалогов писатель Шолохов писать не умел, у него герои изъясняются как в фельетонах и передовицах: "я все отчетливее понимаю, что произошла катастрофа"; "что же вы в живом теле роетесь, как у себя в кармане"; и так далее. Простонародный говорок - хорошо; чуть интеллигентнее персонаж - не говорит, а пишет.
Сюжет у фильма тоже, как бы это сказать, смахивает на глотающую себя змею. Отступали - отступили. Хватали баб за сиськи в первой серии - хватаем во второй. Контуженный Стрельцов вернулся в строй, издырявленный Звягинцев - не вернулся. Никто из главных героев не погиб. Зато, говорит в конце политрук, когда-нибудь наша армия-освободительница пойдет в обратную сторону, и содрогнется земля. Это МОРАЛЬ.
Конфликта нет - все герои хорошие, а немцев не видно.
В общем, на таком материале снять фильм, справедливо считающийся классикой - это надо было уметь. Так что Бондарчуку браво за режиссуру от меня и сожаление по поводу его актерских амбиций.
А фильм в целом - на твердую четверку.

немцы, кино

Previous post Next post
Up