Сухой лист

Feb 23, 2010 12:08

18.04.04

Новая комбинация Хлопонина

Вот и завершился очередной рывок Александра Хлопонина. Форум кончился, кворум разъехался. Итоги радостные, но неутешительные.
Погода выдалась отвратительная на редкость. Как в произведениях Пушкина А.С., погода не просто жила своей жизнью, а символизировала, какой в Красноярском крае инвестиционный климат. Гости форума ежились у входа с сигаретками, рассыпали искры, возвращались обратно хватать друг друга за плечи и пуговицы и делиться впечатлениями от докладов, прений, фуршетов и канапе. В кулуарах признавались, что форум получился «весьма средненький». Что отсутствие всех министров - плохой знак лично для Александра Геннадиевича. Зато всем понравилось выступление Дерипаски. Доклад губернатора комментировали весьма сдержанно. Хотя казалось бы, такие перспективы. Свинцом и марганцем мы при желании можем всю Россию завалить. И вообще, где-то там в недрах края содержится разнообразного добра на неслыханную сумму - только в Приангарье оценочная стоимость природных запасов роскошно раскинулась в диапазоне от 230 до 460 млрд. долларов. Это если в пересчете на водку… Воображения не хватит.
Все-таки не зря злобствовала природа. У нас инвесторы какие-то кладоискатели получаются. Вот выроют все клады, увезут, расплавят, сольют - дальше что? Изымут у края его природные запасы, на эти деньги можно еще несколько поколений ничего не делать.
Одно утешает - все эти в высшей степени полезные ископаемые не так-то легко ископать. То есть затраты на добычу вполне могут превысить и на первых порах даже обязательно превысят доход от продажи. А поскольку живем мы в эпоху стабильности, никто не старается особо вперед заглядывать и в долгосрочные проекты не играет. Соответственно - марганец со свинцом как лежали во глубине сибирских руд, так и будут лежать. Даже по поводу Ванкорского месторождения нефти есть определенные сомнения. На разработку по оценке «Роснефти» нужно вложить 1,2 млрд долларов до 2007 года. Пока Богданчиков обещал вложить 45-40 миллионов, а остальное, мол, потом.
Вполне закономерно инвестиционный форум, задуманный как всесветное торжище, обратился в частный бенефис Олега Дерипаски. Единственный реальный результат форума - подписанный им и Александром Хлопониным инвестиционный меморандум, предусматривающий достройку Богучанской ГЭС и строительство нового завода по производству алюминия в количестве до 500 тысяч тонн в год. Внушительна сумма сделки: 1млрд 200 млн долларов. Сопоставимо и с освоением Ванкора, и с последними инвестициями «Норильского никеля» в Южную Африку.

Базовый инстинкт

Где умные люди прячут лист? В лесу. Если вы склоняетесь к популярному мнению, что инвестиционный форум получился дорогостоящим и абсолютно бесполезным мероприятием, вы не совсем правы. Над местом его проведения тоже можно долго хихикать - водевиль, мол, он и есть водевиль. А если в этом и состояла задумка организаторов?
Сотни участников, похожих, как пингвины (благодаря костюмам), сходных по социальному статусу, активно тусовались, ели, пили, обсуждали последние сплетни, веселились. Как в этой толчее заметить возникновение нового союза? Уж не знаем, тактический это союз или стратегический, то есть всерьез и надолго, но он состоялся - и это действительно сенсация. И Дерипаска вдруг поддержал идеи красноярского губернатора прилюдно, аргументированно, солидно. Да, говорит он, центр душит регионы, особенно доноров. Я, мол, не хочу ничем обидеть Туву, но она сидит себе, пишет заявочки, получает деньги. В то время как красноярский губернатор бьется как рыба об стенку, усаживает ФПГ за столы переговоров, заставляет их быть социально ответственными и платить налоги. И чем больше они платят, тем меньше оставляет центр свободы маневра региону-донору. А взамен - знаменитые хлопонинские «тридцать сантиметров взлетной полосы» по целевой программе.
Услуга за услугу. Очень долго губернатор не мог примириться с тем, что Богучанская ГЭС без боя, без тендера, уходит под «Базэл», что в принципе может считаться вопросом решенным. Но ситуация сложилась тупиковая - права предъявлены, реагировать как-то надо, а у государства ни в лице Чубайса, ни в лице Хлопонина не хватает встречных аргументов в виде денег. «Базэл» конкретен: не хотите отдать Богучанку нам, учтите - больше она никому не нужна. Рынок электроэнергии перенасыщен. А мы ее достроим под собственный заводик, 20 тысяч новых рабочих мест создадим.
Создание рабочих мест - это что-то вроде инвестиций в раскопки руды. То есть нечто само по себе настолько приятное и позитивное, что не стоит задаваться другими вопросами. Например, такими: а эти двадцать тысяч новых рабочих раньше что, нигде не работали?
РАО ЕЭС, однако, предприняло ход конем - предъявило ошеломленной публике нового, свежего инвестора строительства в Богучанах. Это - компания СУАЛ, изъявившая принципиальную готовность вкладываться в ГЭС. И, хотя письма от «Единых энергетических систем» (подразделение СУАЛа) в адрес Грефа и Чубайса достаточно легко идентифицировать как организованные, против факта не попрешь - инвестор явлен. Теперь за обладание контрольным пакетом акций Приангарья включается Виктор Вексельберг.

Титры и спецэффекты

Губернатор, говорят в кулуарах, лавирует. Нельзя сказать, что он отдал Богучанскую ГЭС «Базэлу». Там не должно быть одного собственника. И это правильно, считает Алексей Клешко. Но меморандум-то подписал.
Сенатор Вячеслав Новиков на вопрос о слухах касательно того, что в Москве Хлопонина просто-напросто списали, горячо возразил: да ничего подобного! Просто велик риск отлучиться на день из первопрестольной и в результате остаться без кресла. Улетал министром - прилетишь безработным. Ну и объективные обстоятельства, как всегда - коллеги Вячеслава Александровича, также обещавшие прилететь, вынуждены были отправиться в Кемерово на похороны. Любопытно, что удержало на месте Леонида Драчевского - вроде и хоронить некого, и полпредов никто не реорганизует пока.
Под занавес было еще раз вскользь упомянуто о «Корпорации развития Красноярского края», которая якобы не только будет создана, но и станет инвестиционным инструментом. Впрочем, было полное впечатление, что упоминание о КРКК - не более чем дань условностям. Что-то вроде - чем бы дитя ни тешилось.

разбирая архивы, очевидец, АГХ, КЭФ, политика

Previous post Next post
Up