За стеной Кавказа

Jan 21, 2010 14:44

Так уж сложилось, что я был на Богучанской ГЭС, когда вдоль плотины ползли первые грузовики с песком, а сверху за этим наблюдали сведенные вместе Дерипаска и Чубайс. Драматичная была сцена… И на Ванкор приходилось летать, когда там был еще палаточный городок, очень аккуратный, очень небольшой. Оранжевый. И в Игарке, и в Кодинске, и даже в молодежном лагере ТИМ «Бирюса» я присутствовал лично.
Не виноватый я, работа такая. Вот на IQ-балу - не был, но люди рассказывали.
Помню, как принимали бюджет на 2003 год, со страшной суммой доходов в 22 миллиарда рублей. В 2009-м страшном кризисном году мы принимаем краевой бюджет с доходами в 103 миллиарда и при этом продолжаем бурчать: «Ну и где этот ваш экономический рывок?»
Мне даже повезло присутствовать при рождении идеи СФУ. Идея была впоследствии реализована с учетом местной специфики, то есть довольно криво - но реализована же.
И еще я последние семь лет жил в Красноярске и более-менее в состоянии сравнивать то, что было, с тем, что есть. Это уже не по работе, это само собой произошло.
Я своими глазами видел, например, как в моем доме меняют лифт. Хотя много лет назад мне объяснили, что поменять лифты в жилых домах - невозможно, это очень дорого, нереально. Но лифт поменяли все-таки.
Я помню, сколько было кинотеатров, магазинов компьютерной техники, салонов красоты, кофеен и торговых комплексов в Красноярске в 2002 году и какие там были цены - и я вижу, сколько их сейчас. А у меня есть возможность сравнивать с другими городами. Это не очень типично на самом деле - то, что происходит в Красноярске. Происходило.
Поэтому я считаю себя вправе сказать - мне чертовски жаль, что Александр Геннадиевич Хлопонин нас покидает.
Мне любопытно, что теперь будет с IQ-балом и с ТИМ «Бирюса». А также с инвестпроектами, общей заявленной суммой в триллион рублей, и экономикой края в целом. А также с лифтами, подъездами и дорогами, особенно зимой. Хочется верить, да, что ничего страшного не случится, что все это продолжится, а то и преобразуется волшебно, и нового губернатора студенты тоже будут - ну не любить, но воспринимать как своего. Как воспринимали Хлопонина. И когда в следующий раз выпадет снег и станет холодно, найдется кому спросить у мэра - а что, собственно, происходит в городе? Негромко, но внушительно. Вот у московского мэра так и не нашлось кому спросить, кстати… Да, и высокие московские гости - будем надеяться - не забудут к нам дорогу, проторенную за последние годы до состояния автострады. С активным, кстати, обратным движением. Тоже значимая деталь, но не для всех.
Я, собственно, хочу сказать, что все эти университеты, Ванкоры, Богучанки, солнечные кластеры и прочие «красноярские форматы» отнюдь не были фантомами чьего-то воспаленного сознания (каковая версия имеет место быть в определенных кругах). Это именно реальность, данная нам - и в частности мне - в ощущениях. Практика - критерий истины и источник доходов краевого бюджета.
А фантомы - это как раз представления критиков о том, что они своей - критикой ли, апологетикой ли, гражданской, в общем, позицией - на что-то влияют. На самом деле - увы, нет. Даже в собственной жизни, что говорить о чужой. Их участь глубоко трагична. Однажды утром, не говоря худого слова (попросту не успев), взять и проснуться снова в провинции. «Темнее плюшевых штор, страшней чугунных оград - я вижу только себя, везде встречаю свой взгляд…»
Так и проходит жизнь - перед заплеванным зеркалом.
Что же касается Александра Геннадиевича (эта странная вечная буква «и» в отчестве - почему вдруг? Что за торжественность?), то Пятигорск - чудесный город. Там то ли жил, то ли умер поэт Лермонтов. Там море, горы, шашлыки, узкоколейный трамвай и рынок «размером с небольшой город». Пятигорск, правда, и сам небольшой. Зато округ приличный. Девять миллионов человек, сбитых на одном проценте площади страны. Натуральная гуща: 52 человека на квадратный километр. В пятьдесят раз плотнее, чем здесь. В тесноте, да не в обиде.

АГХ, НКК, политика

Previous post Next post
Up