Зимой по железной дороге ездить рискованно.
Не так рискованно, конечно, как на автобусе. Не вопрос жизни и смерти.
Рискованно в том смысле, что никогда не знаешь, что тебя ждет. Начиная с того, будет ли в вагоне тепло или холодно. Понятие климат-контроль к российской железной дороге неприменимо.
Вот я в начале ноября проехался по России туда и обратно. В плацкарте. Пока ехали туда - задыхались от жары. Даже дверь в тамбур пытались приоткрыть для спасительного сквозняка, но зловредные люди из первого отсека закрывали ее обратно. А когда ехали обратно - билеты попались в первый отсек, и было дико холодно, да еще люди из середины вагона то и дело норовили «проветрить». Пришлось спать в шапке - от нового окна, поставленного на старый вагон, почему-то нестерпимо дуло.
Уже давно писатели сравнивают нашу жизнь с железной дорогой, с поездом. Я продолжу традицию.
Тем, кто едет в середине плацкартного вагона - комфортнее, чем тем, кто возле туалетов. Зато они менее конкурентоспособны в силу удаленности от рынков кипятка и туалетной бумаги.
Проводники сатанеют от противоречивых и непримиримых пожеланий пассажиров - одним холодно, другим жарко, а про существование кондиционеров руководство РАО РЖД узнает еще лет через двадцать от своих коллег-украинцев. Поэтому проводники ссылаются на официальную статистику в виде термометра, который показывает 22 градуса - и вероятно, в какой-то точке вагона и есть эти 22 градуса, ни больше ни меньше. То есть даже сказать, что проводники врут, нельзя - они оценивают ситуацию в общем, наплевав на субъективизм.
Модернизация выражается, как я уже упоминал, в применении инновационных вин к консервативным мехам, то есть установке новых окон на старые вагоны. Между инновацией и традицией остается щель, в которую дует. Летом это даже приятно, в ноябре несколько напрягает.
Ну и метафора была бы незаконченной, если бы я не упомянул, что обратно в Красноярск возвращался в вагоне, полном китайцев. Милые люди, со своим особым запахом. А что вы хотите от рабочего класса? Наш рабочий класс еще и не так пахнет. То есть еще и не тем.
Вернулся я аккурат к оглашению послания президента. Все, что касается констатирующей части - просто блестяще. В точку. Все наши беды и проблемы - как на ладони. Что касается предлагаемых мер - тоже многое понравилось. Широкополосный интернет - да! Модернизация - да! Вопрос - как, кто, с кем… Вот с интернетом смешной был случай - в новом общежитии СФУ его не оказалось. Компьютеры есть, интернета нет. А зачем? Пасьянс «Паук» и так можно раскладывать. А СФУ, если кто еще не в курсе, это флагман нашей модернизации. Понятно, что спохватились (поди не спохватись, когда губернатор спрашивает). Понятно, что исправят. Но история сама по себе показательная с точки зрения автоматизма восприятия. Есть люди, которых приучать бесполезно - сознание заизвестковано, новое не воспринимается. Как в одной миниатюре Александра Незлобина - он отцу интернет поставил, когда домой на побывку приезжает, вместе читают письма, отправленные месяц назад. Ситуация-то более чем распространенная. И не только в быту.
А если капитаны флагмана модернизации плохо представляют себе, зачем нужен интернет, да и, прямо скажем, пишут с ошибками - куда мы приплывем в итоге? Какую модернизацию проведем? Или - проводим? Пошумели месяцок - и хватит. Долгие проводы - лишние траты.
Еще более показательная история - принятие бюджета края на следующий год. Денег мало. На все не хватит. Надо хотя бы часть потратить на то, чтобы у нас что-то развивалось, строилось. То есть, опять же, на модернизацию. Что можно сократить? Социальные расходы. Без вариантов. По этому поводу идет дискуссия. О чем тут спорить?
Может, все-таки не стоит отапливать улицы и ставить новые окна в ветхие вагоны?