авось проканает

Aug 28, 2008 16:12

хочу вот в газетке одной напечатать заметку
газетка правда официоз
поэтому написано с учетом данного обстоятельства

Схвачено на лету
Почему обанкротился альянс «ЭйрЮнион»

Вести с полей давно не радуют. На непонятный срок отложено строительство очередного знакового объекта - нового здания краевого онкоцентра. Привычно выяснилось, что у московской компании, выигравшей тендер на строительство, нет денег даже на оформление проектно-сметной документации, так что задешево заключенный контракт придется расторгнуть. Та же участь постигла ранее Ледовый дворец и кардиохирургический центр. Пора, пора вводить залоги за участие в тендерах и хотя бы таким нехитрым способом зарабатывать деньги в бюджет.
Очередное сокращение рабочих мест на Красноярском шинном заводе (всего планируется сократить 317 человек) вызывает прежде всего вопрос: «А там что, кто-то еще остался?» Но это у сторонних обывателей. Министр промышленности и энергетики края Денис Пашков считает, что, цитирую, «объем вложенных в модернизацию производства инвестиций (порядка 300 млн. рублей в течение двух лет) позволяет с оптимизмом смотреть на будущее предприятия». Здесь важен этот почти незаметный нюанс - не предприятию смотреть в будущее с оптимизмом, а Денису Геннадьевичу смотреть с оптимизмом на будущее предприятия. Со стороны, оно конечно, получается намного оптимистичнее.
Шинный завод издавна находился под опекой краевой власти. Впрочем, как многие другие предприятия. Например, компания АЛПИ, этим летом передавшая Сбербанку пять своих магазинов в счет оплаты задолженности. И это, похоже, только начало - задолженность большая, пяти проданных магазинов точно не хватит.
Наконец, краса и гордость Красноярского края - компания «КрасЭйр». В недалеком будущем - почти стопроцентно банкрот. С 28 октября полеты ей запрещены, как и всему альянсу «ЭйрЮнион». А в последние дни августа пассажиров «КрасЭйр» развозили по домам другие авиакомпании.
И вот, наблюдая и сопоставляя все это, поневоле задашься вопросом: развитие Нижнего Приангарья и Ванкорского месторождения - это, конечно, здорово, но означает ли наличие столь масштабных (по российским и даже мировым меркам) проектов, что город Красноярск и прилегающие к нему территории могут взять паузу лет на двадцать и заняться благоустройством дворов? А ну как с ванкорской нефтью и богучанским электричеством после многолетних и многомиллиардных вливаний что-нибудь не заладится, да еще и никель резко упадет в цене? Что тогда?
Было бы наивно и самонадеянно адресовать подобные вопросы непосредственно краевой власти. Не настолько Красноярский край обособлен от остальной России, где те же самые процессы проистекают с разной скоростью и мощностью, но в том же примерно направлении. Все чаще слышны панические возгласы: «Грядет новый дефолт!» Осмелюсь предположить, что грядет нечто такое, чему и названия-то пока нет. А отдельные банкротства отдельных компаний - это так, штрихи к будущему натюрморту.
Вот и давайте рассмотрим попристальнее ситуацию с «КрасЭйр», как наиболее типичную, масштабную и завершенную.

Люди не могут летать

Такого не видели давно, такого не видели нигде: тысячи пассажиров сутками сидят в аэропортах Красноярска, Москвы, Новосибирска, Барнаула и Владивостока по причине неспособности перевозчика заплатить за керосин. Подобное бывало - но не в таких масштабах. В 2005 году за неоплату топливных и багажных счетов в аэропортах Испании и Шотландии были задержаны рейсы бюджетной авиакомпании Air Scotland. Задержка составила 14-18 часов. Год назад аэропорт в Хабаровске отказывался заправлять самолеты государственной авиакомпании «Дальавиа» из-за неуплаты, сумма долга составляла 20-30 млн рублей. Однако тогда задержка коснулась лишь нескольких рейсов и составила несколько часов. Самолеты «КрасЭйр» в Хабаровске задерживали дольше, и без объяснения причин. Впрочем, задержки чужих самолетов случались и в других аэропортах - в том числе и в Емельяново. В основном же случаи длительных задержек касались чартерных рейсов.
За период с 20 по 28 августа были задержаны десятки рейсов альянса «ЭйрЮнион», пострадали тысячи человек. Период ожидания доходил до нескольких суток. Пищу и гостиницу пассажирам не предоставляли. Дети спали на полу. У многих пассажиров украли деньги, вещи. Бутылка воды в аэропорту «Домодедово» внезапно стала стоить больше ста рублей. Бутерброд - двести.
Как следует из официального заявления компании «КрасЭйр», долги за топливо есть у всех перевозчиков - керосин внезапно подорожал, а билеты продавались еще по старой цене. Поэтому не долги причина происходящего, а то, что госпакет акций альянса в настоящее время передается в корпорацию «Ростехнологии»: поскольку контрагенты альянса не получили от нового владельца гарантий по погашению задолженности, составившей около миллиарда долларов, они решили «прибегнуть к крайним мерам». Официальное сообщение компании приятно читать - там пассажиров называют «заложниками нецивилизованного конфликта» и «невинными людьми». Такую бы заботу - да в зал ожидания.
Впрочем, не будем требовать невозможного. Мы все еще недавно жили в Советском Союзе и помним, как там заботились о людях. Пассажир по-прежнему не имеет ровно никаких прав в случае задержки рейса. Гостиница и еда - по доброй воле перевозчика. Упущенная выгода? Не смешите. Теоретически можно подать в суд, и после многих месяцев мытарств вам присудят 600 рублей за каждые сутки опоздания. С билетами «ЭйрЮнион» и вовсе интересно получилось - «Транспортная клиринговая палата», которая продает 90 процентов билетов, распорядилась не принимать их обратно и не возвращать деньги, даже если билеты куплены на следующий месяц. Это решение было отменено как незаконное только после вмешательства прокуратуры - но ведь и задержки рейсов абсолютно незаконны, однако прокуратора не вмешивается.
В печати появились сообщения об ужесточении требований к перевозчикам в следующем году. В частности, предусматривается, что штраф за задержку рейса составит не 25 рублей за час, как прежде, а по европейским стандартам - 350-500 евро. В этом случае, правда, будут подняты и цены на билеты, без того недешевые.
Кстати о ценах. С начала года авиакеросин подорожал на 70 процентов. И до 1 сентября топливо стоило 34 тысячи рублей за тонну. С 1 сентября - 43 тысячи. Традиционно стоимость топлива в стоимости перевозки составляет немалую долю - еще недавно треть, сейчас уже половину. Кто-то говорит и о 70 процентах. Опять-таки - беда коснулась не нас одних. Уже несколько десятков авиакомпаний по всему миру объявили себя банкротами из-за роста цен на топливо. Один маленький нюанс: это мелкие компании, иногда с парком из трех самолетов.
Так что «ЭйрЮнион» станет первой крупной авиакомпанией, обанкротившейся из-за цен на авиатопливо. И это справедливо, поскольку у нас тонна керосина стоит больше, чем где-либо еще. А ведь Россия - один из крупнейших экспортеров нефти в мире… Это не вариант «сапожник без сапог», это скорее вариант «цирюльник режет себе горло бритвой».

Руки брадобрея

В разгар кризиса ситуацию прокомментировал председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс. Он рассказал о многолетних усилиях краевой власти «сделать работу авиакомпании более эффективной». Были созданы предпосылки для создания крупного транспортного узла на базе аэропорта Емельяново. Была профинансирована реконструкция взлетно-посадочной полосы. Были предоставлены налоговые льготы на приобретение в лизинг новых самолетов, поскольку от этого существенно зависит стоимость полетов - чем современнее воздушное судно, тем меньше расход топлива. Стоит отметить, кстати, что компания распорядилась предоставленными льготами довольно своеобразно: приобретаемые компанией воздушные суда учитывались на забалансовых счетах, в результате чего бюджет недополучил более 110 миллионов рублей. Еще в январе этого года представители Счетной Палаты Красноярского края отмечали, что компания, «ставя перед собой амбициозные задачи… наращивает просроченную задолженность по кредитным ресурсам, которая в настоящий момент составляет уже более 1 млрд рублей».
По мнению Александра Усса, меры по оздоровлению деятельности компании не были достаточно эффективными, поскольку не было сделано главного: «Очевидное средство для того, чтобы подобных ситуаций не возникало - это развитие конкуренции». А для этого необходимо было окончательно разделить аэропорт и авиакомпанию, «чтобы полеты могли осуществлять и «КрасЭйр», и «Сибирь», и «Аэрофлот», и кто угодно еще».
Компания «КрасЭйр», составляющая костяк альянса «ЭйрЮнион», долгие годы была монополистом на местном рынке, активно противодействовала попыткам проникновения компаний-конкурентов и диктовала неадекватно высокие цены, а в результате заслужила дружную нелюбовь очень многих людей, вынужденных пользоваться ее услугами. Это сильно сказалось в дни кризиса, поскольку местному перевозчику было попросту отказано в моральной поддержке. Напротив, сообщения о возможном банкротстве альянса были встречены чуть ли не с ликованием. Конечно, перспективы строительства мультимодального узла на базе аэропорта Емельяново после ухода местного перевозчика несколько затуманиваются - но они и до того были только перспективами, а летать приходится сегодня. Да и смысл строительства мультимодального транспортного узла в условиях новой холодной войны, к которой мы, по словам президента, «готовы», чем далее, тем более неясен.
Конкуренция - ключевое слово для определения ситуации, в которой мы оказались. Уже и премьер-министр вспомнил о существовании этого понятия и дал распоряжение антимонопольщикам проверить законность установления наценок на керосин компаниями-заправщиками. Так может дойти и до нефтяных компаний, устанавливающих отпускные цены в расчете на мировой рынок, а не на внутреннего потребителя. А как можно учитывать (и обсчитывать) внутреннего потребителя, если нефтяной биржи внутри страны практически не существует? После того, как «Ростехнологии», забравшие «ЭйрЮнион» «за долги», постепенно подомнут под себя рынок авиаперевозок, не станет конкуренции и здесь. Вряд ли стоит ожидать, что на российские маршрутные сети пустят финских или немецких перевозчиков. А это значит, что можно и дальше повышать цены, летать на старых самолетах и обходиться с пассажирами как с рабочей скотинкой.
Кризис не миновал - он только начался.

ЗС

Previous post Next post
Up