В декабре 2004 года были подведены первые итоги второго трехгодичного этапа Программы международной оценки образовательных достижений учащихся, в котором приняли участие более 250 тыс. школьников и студентов из 41-ой страны, в том числе и из России.
Общая тенденция состоит в том, что более богатые страны показывали лучшие результаты, но были и исключения: например, национальный доход Кореи на 30% ниже среднего по ОЭСР, и, тем не менее, корейские школьники находятся сейчас среди лучших по показателям в области среднего образования. Первое место по результатам измерения, как и в 2000 году, получила Финляндия. Также лучшие результаты по математическим и естественнонаучным дисциплинам показала азиатская школьная система - Гонконг, Япония и Корея.
В общем рейтинге среди сорока стран-участниц исследования Россия уровню математической компетентности занимает невысокое место (в интервале от 29 до 31).
В части исследования, касающейся грамотности чтения, оценивались умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста: нахождение информации; интерпретация текста; рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.
По этим показателям результаты России немного ухудшились по сравнению с 2000 годом и оказались сопоставимы с результатами таких стран как Турция и Уругвай. В общем рейтинге стран-участниц по уровню грамотности чтения Россия заняла 32-34 место, оказавшись в числе стран, результаты которых статистически значимо ниже среднего результата для стран ОЭСР. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся Финляндии, они значительно превзошли учащихся всех других стран. За Финляндией следуют Республика Корея и Канада.
В естественнонаучной части исследования лидерами стали четыре страны: Финляндия, Япония, Республика Корея и Гонконг, - показавшие лучшие результаты по способностям школьников использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Достаточно жесткая предметная ориентированность общего образования в России, слабая связь школьных заданий с реальными жизненными ситуациями не позволили России получить результаты сопоставимые со средними по ОЭСР - в общем рейтинге она заняла 25-30 место. Лучшие результаты показали Республика Корея, Гонконг, Япония и Финляндия.
http://www.russcomm.ru/rca_news/2005/2005_09_05.shtml