Очень интересный текст (по ссылке от Пайдиева):
http://budyon.org/budy_files/articles/ail.htm Кусочки оттуда:
"первый груз помощи СССР отбыл из Ливерпуля в Архангельск 22 июня. Понятно, что загрузить судно за 1 день невозможно, оно заранее было наготове. А вот что было на судне - тайна за семью печатями. Вряд ли там были вооружения. Зачем? У Сталина - своего горы. Я думаю, что там была информация. Документы. Чертежи военной техники, возможно - опытные экземпляры авиационных двигателей, артиллерийских систем и т.д. А может быть данные на немецкую армию. Планы, сведения о германской промышленности, характеристики немецких генералов и пр. Но уже на 2-3 день войны, когда стало ясно что Красная Армия попала в катастрофу, англичане решают не дожидаться прибытия своего транспорта в СССР, а посылают самолет набитый военспецами. 27 июня 1941 года в Москву прибывает целая миссия во главе с генерал-лейтнантом М. Макфарлэйном и контр-адмирал Дж. Майлсом. В 1941-42 гг. английская военная миссия в Москве будет непрерывно расти.
Есть даже информация, что именно англичане готовили все основные операции Красной Армии в это время, одновременно организовав курсы повышения квалификации для советских генералов и маршалов, но, думается, это неправда. Они, в лучшем случае, давали советы. Впрочем, англичане будут владеть инициативой недолго. В самое ближайшее время ее перехватят американцы. Надо же как-то оправдать строительство полутора тысяч заводов! А то еще иди, знай, промедлишь и все достанется совсем не тем для кого строилось и обернется против тебя.
***
А американцы знали, ибо они 8-10 годами ранее ее создали. Их задачей было не допустить перемирия между Сталиным и Гитлером ни на каких условиях и они с ней справились, не повторив ошибок Первой Мировой. Именно этим объясняются «пожарные» вояжи в Москву всех этих гарриманов и гарри-гопкинсов после каждого сокрушительного поражения непобедимых сталинских армад. Как они там убеждали Сталина, о чем с ним говорили, как его успокаивали (а может угрожали?) мы никогда не узнаем. Но фронт стоял и перемирия не было. Брест-2 не случился.
Сталин смог наконец-то наладить контрнаступление по всему фронту. С каждым днем он получал все больше и больше, превращая свою армию в обычный американский иностранный легион.
Никого же не удивляет, что в Семилетней войне армия Елизаветы Петровны выступала в роли австро-французского легиона, в наполеоновских - английского, а в Первой мировой - англо-французского".