Мозаика

May 12, 2008 22:47

То, что у меня проблемы со зрением стало понятно, когда мне исполнилось шесть лет. Мама проверяла зрение с помощью книги "Винни-Пух и все-все-все": закрывала мне один глаз и говорила, чтобы я читала строчки. Шесть лет -- еще не тот возраст, когда ты в полной мере осознаешь кто ты и зачем ты и помнишь все, что с тобой происходит. Но я прекрасно помню свои ощущения в тот конкретный момент: глаз закрыли -- все вижу, поменяли руку -- опа, а ничего не вижу, ну надо же, как страшно интересно. А мама очень расстраивалась. Я даже тогда не совсем понимала, чего это она. Это сейчас я со своими -2 и -8 страдаю, а кто в шесть лет знает страшное слово "диоптрии".

Но тогда стали активно принимать меры. Не то, чтобы меры помогли, но, наверное, это всегда так -- меры надо принимать, чтобы не произошло что-то еще хуже чем то, что в итоге произошло. Капельки, очки, заклееный глаз, процедуры, странные аппараты. Целый год я ходила в специальный детский сад, где меня заставляли смотреть на экран, где было два кружочка с палочками, торчащими в разные стороны. Видишь один кружок с одной палочкой -- плохо, два кружка с палочками -- уже лучше. Но в идеале надо было видеть один кружок с двумя палочками, торчащими в разные стороны. Сначала я видела только одну палочку, потом два кружочка. Но на этом все и закончилось. Правда, мне не хотелось расстраивать медсестру и на последней процедуре перед самым выпуском из садика я сказала, что вижу один кружок с двумя палочками. Девушка потом была очень горда за меня. Да, я уже тогда обманывала. Зато сколько радости принесла человеку.

Но самая любимая процедура была сборка мозаики. Обыкновенная мозаика. Разноцветные кусочки, из которых можно составить любой мир. Вообще, конечно, все гениальное просто. Мозаика и правда тренирует глаза, заставляя глаз ребенка выхватывать нужные мелкие детали. Кроме того, когда еще ребенку так будет хотеться идти к врачу? Только тогда, когда он знает, что после всех процедур его ждет игра. И это не просто игра -- это часть лечения! Это просто праздник какой-то, право слово. Кажется, пару раз я задерживалась в кабинете врача на час, чем изрядно злила родителей, не разделявшх моей любви к мозаике во врачебных кабинетах на ночь глядя.

Мозаика в то время была двух типов. Шестиугольная доска с шестиугольными же кусочками. Цвета исключительно яркие: желтый, синий, красный. Из такой мозаики можно было сделать только цветок. Или шестиугольную радугу. Или просто разноцветный шестиугольный кусочек счастья. Но это было исключительно что-то абстрактное -- и оттого оно могло быть лишь ярким, радостным и легким.

Вторая мозаика была более продвинутая, если так можно сказать. Чем-то она похожа на игру в тетрис. Или это тетрис был похож на нее? Неважно, в общем. Было большое белое поле, все в многочисленным квадратных дырочках. Кусочки были всех цветов, включая черный, коричневый и серый. Сами кусочки всевозможных форм: квадрат, длинный прямоугольник, короткий прямоугольник, уголок... В основном кусочки, составленные из мелких "пикселей" в разных сочетаниях. Были и круги и треугольники, но они настолько не вписывались в поле, что лучше их юыло вообще не использовать. К тому же они были исключительно черного цвета.

Из этой мозаики можно было сделать все, что угодно. Лица, деревья, пейзажи, фигурки животных. Для этого нужно было иметь хорошее воображение. Да нет, нет. Даже и этого не надо было. Ведь всегда на помощь могла прийти великая вещь -- инструкция, котороая всегда рада была рассказать, что и как надо делать. Главное, кропотливо подбирать кусочек за кусочком и составлять свой мир. Да, на это уходило гораздо больше времени, чем на шестиугольный абстрактный мир, но зато этот мир был почти реальным. Но он давался далеко не всем. Все-таки терпение -- отнюдь не главное достоинство шестилетнего ребенка.

Да и не только ребенка. Люди вообще разучились терпеть. Искусство терпения постепенно выходит из обязательной учебной программы нашей жизни. Нам не хочется тратить время для постепенного создания своего идеального мира, в котором царит порядок или творческий беспорядок. Пусть это будет творческий беспорядок малой кровью. Из ярких шестигранников. Или просто-напросто бардак. Из тех же кусочков-пикселей, но абсолютно беспорядочно натыканных на белой доске, которую мы начинаем заполнять прямо с рождения. Потому что нас не хватает даже на шестиугольники.

А ведь кто-то сейчас сидит и составляет. Может, у него нету воображения и он постоянно сверяется с инструкцией. А может, его голова сама создает картины, которые не каждому дано разглядеть среди квадратов, прямоугольников и черных кругов. Но в любом случае, он сидит и составляет. И неважно, что все ушли домой, что все давно переключились на новое развлечение, по-быстрому создав свою картину мира. Зато потом именно его мозаикой мы будем любовтаься и говорить -- вот этот человек прожил действительно яркую жизнь. И не нужно 100% зрение, чтобы понять это.

прозаическое, воспоминания

Previous post Next post
Up