О Лужкове, дорогах и квартирах

Sep 29, 2010 14:39

Сейчас все пишут о Лужкове. Я тоже хотел бы это сделать. Но не для того, чтобы с кем-то согласиться/не согласиться в оценке его деятельности, а чтобы сформулировать свое собственное мнение на основе доступной информации и личного опыта.

Начну с личного опыта. Мне нравится Москва такой, какая она есть, начиная с элементарного бытового уровня. Мне нравится, что подъезд моего дома уже рано утром вымыт, равно как и тротуары. Мне нравится гулять в московских парках и скверах, мне нравятся московские дороги. Меня мало заботит, какие дороги в Германии, но зато я знаю, какие они после выезда за пределы столицы и области. И по сравнению с ними столичные шоссе - это немецкие автобаны.

Но довольно лирики, теперь немного аргументов и цифр.

К сожалению, президент не утруждал себя сопроводительным комментарием к решению уволить мэра по причине потери к нему доверия. В чем именно проявлялось недоверие? Когда оно началось? Насколько неустранимым оно было? Поэтому придется самому додумывать возможные причины. Если ориентироваться на информационную атаку в сторону Лужкова, то можно выделить основные пункты критики:

1. Дорожные проблемы (в частности, пробки и стоимость строительства)
2. Стоимость жилья
3. Доходы компании ИНТЕКО, принадлежащей его жене
4. Сокращение количества исторических памятников



1. Итак, начнем с дорог, одной из главных и неискоренимых бед нашей страны.

Как водитель, я также испытываю неудобство из-за пробок. Откуда же они взялись и насколько в этом виноват Лужков?

Основа этой проблемы оказалась заложенной еще генпланом 1935 г., предлагавшим радиально-центрический принцип. Генплан 1971 г. это принцип сохранил и развил. Нынешняя территория Москвы оказалась зажата пределами МКАД, а ее площадь меньше других европейских и американских городов при сопоставимой численности. Плотность населения в Западной Европе порядка 1-3 тыс. чел. на кв. км. В Москве - 15 тыс. чел. Добавим к проблеме плотности населения столицы еще и прирост автомобильного парка: в 1940 году в Москве было зарегистрировано 54 тысячи транспортных средств, в 1950 году - 81 тысяча, в 1960 году - 148 тысяч, в 1970 году - 500 тысяч, в феврале 2010 г. - 3,8 млн. (смело прибавим несколько сотен тысяч иногородних автомобилей). Усугубляет ситуацию ментальность: понты (покупка огромных джипов), расположение офисов в центре (такие же понты, престиж компании), культура вождения (парковка в 3 ряда, нелепые аварии).

Что касается стоимости строительства дорог, то крайне сомневаюсь, что при новом мэре они изменятся. Скорее всего, реальные сметы просто никто даже и не узнает. Потому что нет предпосылок для того, чтобы один из самых дорогих готов мира строил дороги по какой-то среднемировой стоимости. Здесь по определению будет все самое дорогое - от iPhone до квартиры в спальном районе.

2. Что касается жилья и его дороговизны, то стоит отметить, что само понятие "дорого" - относительно и находятся в прямой зависимости от значения "могу купить/не могу купить". А ценообразование диктует непосредственно рынок, а не отдельно взятый мэр. Безусловно, он может как-то влиять на него, но именно скорее как-то. Цена, как все мы знаем, формируется исходя из соотношения "спрос-предложение". Спрос определяется в т.ч. приростом населения (надо же где-то жить людям). А динамика прироста была следующая (это без учета всевозможных нелегалов из городов РФ и СНГ):



Конечно же, население увеличивалось не просто так. Обычно людей становится тем больше, чем теплее и сытее место, и где рубль подлиннее, чем в других местах. Потому и поехали люди в нерезиновую. Так что же нам говорит динамика доходов, насколько оправданно был их стремление ухватить свой кусочек прирога?



Доходы начиная с 1998 г. росли в среднем на 24% ежегодно, а общий рост за 12 лет, с 1998 по 2010, составил 1148% (более чем в 12 раз!). Давайте сразу учтем, что это официальные цифры, а "серая" касса еще больше.

Ну а теперь посмотрим, что было на рынке недвижимости.



В среднем по рынку за период с 2001 по 2010 цена росла на 28% в год, общий средний рост за период составил 608% и 820% для "первички" и "вторички" (в 7 и 9 раз), соответветственно. И это при том, что только официальные доходы выросли в 12 раз. Т.е. рост цен был практически сопоставим с ростом доходов. Кто-нибудь может объяснить, почему цена на жилье не должна была расти (социалистов, анархистов и членов партии "Справедливая Россия" просьба не беспокоиться).

Кто такой Джон Галт?При чем тут Лужков?

Продолжение следует...

маразм, наша раша, мысли, люди, Москва

Previous post Next post
Up