Художник счастья Огюст Ренуар

Jul 22, 2020 12:39


В истории живописи встречаются художники, которых многие знают, чьему творчеству посвящены многие монографии, статьи, альбомы - такие, как Рафаэль, Пикассо, Репин или Сальвадор Дали. А есть художники, которых просто любят. О них тоже пишут, но подчас просто издают репродукции их работ, чтобы зрители любовались ими без сложных комментариев и пояснений. К таким художникам относится и Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919).

Он родился 25 февраля 1841 года во французском городе Лиможе в многодетной семье портного Леонара Ренуара. Вскоре семья переехала в Париж, где было больше заказов, но и здесь Ренуару-старшему лишь с большим трудом удавалось содержать своих семерых детей. Именно от отца юный Огюст на всю жизнь впитал уважение к простому народу, к ремеслу и научился повседневному упорному труду, который стал одним из основных компонентов его успеха как художника. Когда Ренуар был еще совсем ребенком, его отец заметил, что мальчик часто рисует углем на стенах и отдал его в обучение к живописцу по фарфору на знаменитый фарфоровый завод в местечке Севр под Парижем. После напряженного рабочего дня молодой Ренуар по своей инициативе отправлялся на бесплатные курсы рисунка, быстро совершенствовался как рисовальщик и вскоре ему стали поручать расписывать такие вазы, к которым допускали лишь опытных фабричных живописцев.



Один из старых рабочих-рисовальщиков, Эмиль Лапорт, как-то предложил Ренуару пользоваться его кистями и холстами. Так появилась на свет первая картина будущего художника, которую в торжественной обстановке показали Лапорту в доме Ренуаров. Как гласит семейная легенда, увидев картину, старый художник-самоучка попросил родителей Ренуара позволить юноше заниматься живописью. «Я предсказваю ему блестящее будущее в искусстве», - сказал старый мастер. - Сделайте для сына все, что сможете».

Поверив в призвание Огюста, родители Ренуара все же посоветовали парню не бросать работу на фабрике, чтобы накопить денег на обучение. В свободное время молодой Ренуар бродил по улочкам старого Парижа, города, который очень повлиял на становление его как художника. Именно на период юности Ренуара пришлось время самых больших реконструкций и модернизаций в городе, когда на месте средневековых кварталов появлялись роскошные широкие улицы, богатые особняки, грандиозные общественные постройки, как, например, знаменитый оперный театр «Гранд-Опера». Старый Париж, столь любимый Ренуаром, уходил в прошлое. Это только обостряло в молодом человеке желание научиться запечатлевать на картинах ускользающую красоту.

В начале 1860-х годов, накопив достаточно денег, чтобы основательно заняться живописью, Ренуар поступил в парижскую Школу изящных искусств. Одновременно он посещал частную студию, где обучали рисовать обнаженную натуру. На уроках в студии Ренуар познакомился с несколькими молодыми людьми, которые быстро стали его друзьями и единомышленниками в искусстве - будущими художниками-импрессионистами Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем.

Они ввели его в среду парижских художников, где тогда кипели страсти по поводу дальнейших путей развития живописи. Молодые художники с юношеской увлеченностью отвергали все авторитеты классического искусства, призывали даже сжечь Лувр, чтобы избавиться от бремени классики. Ренуар и его друзья - художники Эдуард Мане, Поль Сезанн, Эдгар Дега, Клод Моне - стремились творить, опираясь не на какие-либо правила и условности, а отталкиваясь исключительно от собственных впечатлений (emprecione), почему они и стали называть себя импрессионистами.

Их манера живописи вызывала непонимание публики, картины художников почти не покупались, жили они очень скудно, кочуя по съемным квартирам. Молодым живописцам даже не позволяли устраивать выставки, и только личное вмешательство главы Франции императора Наполеона ІІІ спасло ситуацию: он милостиво разрешил открыть т.н. «Салон отверженных» для художников, подобных импрессионистам.

Лидером нового художественного течения стал Эдуард Мане, чья картина «Завтрак на траве» впоследствии была признана новым словом в развитии живописи, но поначалу вызвала волну негодования у публики и критиков.

В своих художественных поисках от Мане старался не отставать и Ренуар. Первым его настоящим шедевром стала картина «Лиза», изображающая в полный рост молодую подругу художника. Раньше такой размер полотна и такая композиция использовались только для изображения аристократов и членов королевских семей. Уже одно это обстоятельство объясняет негативное отношение публики к этим экспериментам Ренуара.

Желание создавать новую живопись привело Ренуара и его друга Клода Моне на берег Сены в купальню (аналог современного бассейна) «Гренуйер» («Лягушатник»), где было все для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи. Именно в 6 картинах Ренуара и Моне, написанных в «Лягушатнике», как считают специалисты, нашел свое лучшее воплощение импрессионистический стиль живописи. Толпа людей на берегу реки и на пристани, купальщики, гребные лодки, сверкающая поверхность воды с множеством бликов мастерски схвачены художниками широкими, быстрыми движениями кисти. В картинах отсутствует всякая композиция, чувствуется постоянное движение, меняющийся свет - благодаря этому Ренуару и Моне великолепно удалось передать состояние сиюминутности, со всеми его прозрачными красками, которые вносят в комнату частичку яркого и радостного летнего дня.

Чуть позднее, в 1870-е годы, Ренуар участвовал в нескольких выставках импрессионистов, которые получили широкую известность. Как писал современник, «публика сбегалась туда толпами, но была полна предубеждений и видела в этих великих художниках лишь самонадеянных невежд, стремящихся привлечь внимание своими вызывающими картинами».

На третьей, самой масштабной выставке импрессионистов, состоявшейся в 1877 году, Ренуар представил полотно «Бал в Мулен де ла Галетт» - одну из самых значимых картин, им созданных. Сюжет для нее - скорее даже не сюжет, а мотив - художник нашел рядом с домом, в ресторане, где по выходным дням собирались потанцевать литераторы, художники, актрисы, просто веселые девушки с Монмартра. Благосклонные к импрессионистам критики называли «Бал» Ренуара «вдохновенным памятником парижской жизни, обладающим высочайшей точностью». Однако главные французские художественные критики по-прежнему презрительно отзывались о работах Ренуара и других импрессионистов. Ни одна их работа с выставки не была куплена.

Настоящей удачей для художника, событием, во многом переломным в его творческой судьбе, оказалась встреча с супругами Шарпантье, вхожими в парижский высший свет и имевшими собственный художественный салон. Красочный и нарядный «Портрет мадам Шарпантье с детьми» благодаря связям хозяйки салона был хорошо принят в высшем свете, как и портреты актрисы Жанны Самари.

Благодаря связям в салоне Шарпантье Ренуар, наконец, получил признание публики, стал получать заказы от промышленников, финансистов и аристократов.

Тем временем, в начале 1880-х годов Ренуар познакомился с 20-летней Алиной Шериго, жившей неподалеку от него и часто обедавшей с ним в одном кафе на Монмартре. Ренуар нашел в ней простоту и искренность, которые девушка не растеряла, перебравшись из родной деревни в Париж, спокойствие, чуткость и понимание значимости его работы, так необходимое любому художнику. Алина стала одной из самых любимых моделей художника и часто появлялась на полотнах Ренуара. Обзаведясь семьей, Ренуар поселился высоко на склоне любимого Монмартра, в трехэтажном доме под названием «Замок туманов» - с отсылкой на стоявший когда-то на этом месте старинный замок. В доме расположилась мастерская художника, рядом находился уютный дворик с роскошным садом, за которым ухаживала Алина. В 1885 году у четы Ренуаров родился первенец Пьер, а затем на свет появились еще двое сыновей - Жан и Клод.

Материальный достаток и семейное благополучие впервые дали возможность Ренуару отправиться путешествовать. Побывав в Северной Африке, Италии, Англии, Германии, познакомившись с европейским искусством в лучших музеях этих стран, Ренуар не только усовершенствовал свою технику живописи, но и стал переосмысливать творческие достижения импрессионизма. После детального знакомства с живописью прошлых эпох Ренуару начало казаться, что он не умеет рисовать.

В состоянии депрессии он уничтожил ряд своих работ и в поисках выхода из творческого тупика обратился к искусству Жана-Доминика Энгра, гениального мастера линии, писавшего необыкновенные женские портреты. Под влиянием работ Энгра Ренуар стал привержен более жесткому рисунку и четкой линии. Эта эволюция художника хорошо видна, в частности, на знаменитой картине Ренуара «Зонтики». Заметно, что фигуры в правой части холста написаны более мягко, «импрессионистично», а в левой появляется четкая контурная линия.

В 1890-е годы Ренуар по-прежнему много путешествовал, рисовал и на севере, и на юге Франции. Дома его окружали друзья, здоровая крестьянская кухня мадам Ренуар очень славилась в кругу знакомых художника. Однако среди них уже не было его прежних друзей-импрессионистов, которые после сближения Ренуара с элитой парижского общества перестали считать художника своим.

Уют благополучной семейной жизни Ренуара со временем, однако, все больше нарушали разнообразные недуги. Художник и в молодости не отличался крепким здоровьем - частые бронхиты и пневмонии подолгу удерживали его в постели. В конце 1880-х годов после простуды у Ренуара парализовало половину лица, а в 1897 году он упал с велосипеда и сломал руку. Семейный врач Ренуаров сделал вывод о неизлечимости артритов, которые возникают после подобных травм. Последующие 20 лет Ренуару суждено было провести в постоянных страданиях и с сознанием грозящей ему полной неподвижности.

Однако в этом хрупком человеке была заложена фантастическая жажда жизни и страсть к творчеству. Он рисовал до последних дней жизни, хотя с 1910 года передвигался только с помощью костылей, а в 1912 году ему отказали руки и ноги. Но его инвалидное кресло каждое утро по специальным рельсам все равно выкатывали в сад к мольберту, и Ренуар продолжал рисовать, держа кисть зажатой двумя еще подвижными пальцами - большим и указательным. «Почему вы так настойчивы?», - спрашивал его заезжий поклонник, а Ренуар, поглощенный работой, левой рукой поддерживая правую, говорил: «Ээ…, нет, ни одного дня без работы, ведь нет выше удовольствия! И потом, это похоже на долг».

Случались на протяжении последних тяжких 20 лет жизни художника и светлые, положительные моменты. К нему, наконец, пришли твердый достаток и всеобщее признание. В 1900-м году Ренуар стал кавалером высшей французской награды - Ордена Почетного легиона, а в 1911-м году его удостоили высшего почетного звания Французской республики - звания офицера Почетного легиона. Состоялся целый ряд персональных выставок Ренуара в Париже, Нью-Йорке, Лондоне которые явились настоящим творческим триумфом художника.

Несмотря на болезнь, дом его всегда был полон посетителей. Друзья не ленились провести время в дороге, чтобы повидаться с Ренуаром.

Физические страдания почти парализованного художника необычайно обострили его жизнелюбие, изначально присущее его натуре. На склоне творческой карьеры художник стал уделять особое внимание изображению обнаженной натуры. Основной идеей последних лет жизни Ренуара было создание большого полотна с обнаженными фигурами, приближающегося к стенной росписи Рафаэля или Микеладжело. В процессе подготовки к его созданию художник и написал ряд известных картин с обнаженными женскими фигурами.

Натурщицы, которые позировали ему для картин, становились почти членами семьи художника и подолгу жили в доме Ренуара. Интересно, что одна из последних его моделей после кончины художника стала женой его сына Жана. Говоря о своих моделях, Ренуар называл их высшим созданием Бога: «Страдания проходят, - говорил художник, - но красота остается. Я совершенно счастлив, и я не умру, пока не закончу мой шедевр».

Тем временем, на художника обрушивались все новые и новые испытания. В 1914 году началась Первая мировая война, на фронт ушли двое старших сыновей Ренуара. Они уцелели в ужасной мясорубке войны, но получили в боях тяжелые ранения. Переживания за детей стоили жизни жене художника, которая умерла в 1915 году, оставив Ренуара вдовцом. Однако, вопреки ударам судьбы, художник продолжал рисовать, хотя с каждым днем это давалось ему все с большим трудом.

Огюст Ренуар скончался от пневмонии в декабре 1919 года, в возрасте 78 лет, успев закончить свой последний натюрморт. «Я еще двигаюсь вперед [в творчестве]», - сказал он за несколько дней до смерти. Его последними словами, как говорят, были указания о размещении натюрморта для обозрения гостями дома.

Наследие выдающегося французского живописца, насчитывающее более 6000 полотен, всегда будет радовать зрителей своим светлым, жизнеутверждающим характером. Один французский писатель так отозвался о творчестве художника: «Существуют люди, предающиеся искушению все ощупывать взглядом. И рука Ренуара словно создана для того, чтобы изображать счастье, которое испытывает взгляд».


Художник счастья Огюст Ренуар


Ренуар, Пьер Огюст (25 февраля 1841-2 декабря 1919)

ru.calameo.com

Previous post Next post
Up