Волшебная Венеция: путешествие в мир прекрасного

Jul 14, 2020 12:42



Уже не первое столетие жителей Европы и мира очаровывает и влечет прекрасный мир Венеции - едва ли не самого чарующего и мистического города Европы, окутанного множеством легенд. Призраки прошлого - видимые и невидимые - продолжают жить в старых палаццо Венеции. Резные каменные дворцы, отражающиеся в водах каналов, могли бы много рассказать о радостях и бедах тех, кто в них жил и умирал. Эта невидимая Венеция не менее интересна, чем та, которая ежедневно открывается тысячам туристов. Она - как венецианские сады, которых в городе достаточно много, но которые не видны с первого взгляда. На самом деле за глухими стенами домов скрываются настоящие зеленые оазисы с мраморными скамьями и статуями, клумбами искусно возделанных роз и глициний.

Венеция - практически единственный крупный город Италии без римского прошлого. Он возник во времена раннего средневековья, когда постоянные набеги варварских племен опустошали земли юга Европы. Город вырос из поселений, появившихся на осторовах посреди лагуны, получившей впоследствии название Венецианской. На этих недоступных для варварских набегов островах первые венецианцы вбивали сваи в илистую почву, строили на них деревянные дома, соединяли островки мостами. В середине Х века они выделились из состава Византийской империи и основали собственное независимое государство.



Под флагом св. Марка (небесного покровителя Венеции с 828 года, когда его мощи привезли в город из Александрии), горожане на протяжении нескольких столетий превратили Венецию в центр настоящей колониальной державы, контролирующей все восточное Средиземноморье и торговые пути, ведущие на Восток. Однако после открытия Америки Христофором Колумбом венецианская торговля с Востоком приходит в упадок. Три столетия длился упадок Венеции, и именно в это время она пережила расцвет живописи, литературы, архитектуры. Венецианские художники - Тинторетто, Тициан, Веронезе, Караваджо - создали целую эпоху в истории европейского искусства, и после этого их стали называть «великими венецианцами». В это же время Венеция завоевала титул музыкальной и театральной столицы Европы.

В самых разных аспектах вклад Венеции в европейскую культуру оказался беспрецедентно велик. Если говорить только о языке, то Венеция дала миру такие известные слова как консерватория, арсенал, казино, газета, лазарет, карантин, марионетка, и за каждым из них - кусочек ее истории. В Венеции были созданы плоские стеклянные зеркала, очки, здесь появилась опера, первые книги карманного формата, отсюда берут начало подоходный налог и наука статистика. И все это огромное культурное достояние неразрывно связано с венецианским городским пространством - 200 островами, на которых расположен самый царственный город Адриатики.

С первых дней существования расположенной на морских островах Венеции в городе остро стояла проблема снабжения питьевой водой - здесь вообще нет естественных источников пресной воды. Решить проблему удалось строительством «колодцев по-венециански» - сложных конструкций для сбора и очистки питьевой воды. На городских площадях, где есть колодец, всегда можно заметить в мостовой 2 или 4 плиты с отверстиями. Через эти отверстия собирается дождевая вода и по трубам направляется в находящуюся под площадью глиняную цистерну, заполненную песком. Профильтровавшись через него, вода оказывается в центральной части цистерны, откуда ее черпают через колодец.

Благодаря своей изобретатетельности венецианцам всегда была доступна чистая вода, да и в каналы Венеции тоже отличаются чистотой. Горожане до сих пор ловят в них кефаль, а сезонная ловля каракатиц является одним из их традиционных развлечений. За счет приливов и отливов каналы города дышат, вода в них никогда не застаивается. Поэтому, несмотря на отсутствие канализации, Венеция традиционно была самым чистым городом Европы. Вся жизнь в ней была исторически сконцентрирована вокруг каналов, на которые выходят центральные фасады венецианких домов и парадные входы. Через каналы переброшено более 400 мостов.

Однако все мосты Венеции, вместе взятые, не смогли бы соединить острова Венеции в единое пространство, если бы не такой символ города, как лодочка гондола. Этой уникальной лодкой длиной 11 м и весом 600 кг гондольре легко управляет с помощью одного весла. Сложная конструкция гондолы, состоящая из 280 деталей, выполнена из 8 видов древесины, а также металла.

В Средневековье в центре гондолы находилась деревянная кабинка, защищавшая пассажиров от непогоды, солнца и любопытных взглядов, но на современных гондолах ее, как правило, не устанавливают. Интересно, что до 17 века гондолы, которых насчитывалось до 10 тысяч, красили в самые разные цвета, украшали дорогими тканями и золочеными украшениями. Однако с 1630 года, в знак траура по умершим во время страшной эпидемии чумы, все гондолы стали красить в черный цвет.

В настоящее время гондолы окончательно превратились в туристический аттракцион, а основным водным транспортом в Венеции являются водные трамвайчики вапоретто, курсирующие по нескольким маршрутам. С их помощью ныне можно добраться до любого венецианского квартала, каждый из которых издавно был известен тем или иным видом промыслов.

Так, в окраинных районах города традиционно селились ткачи, производившие знаменитые венецианские табарро - скроенные «солнцем» плащ-накидки. Их носили большинство венецианцев, кроме знати, среди которой была распространена накидка-тога.

Не менее интересна и изысканна история венецианских женских украшений - серег «моретто венециано» в виде головы мавра или длинных золотых цепочек «манин», которые наматывались на руки и шею.

Производства предметов роскоши в Венеции испокон веков были необычайно разнообразны, и некоторые из них дожили до наших дней, например, изготовление изысканных стеклянных изделий на острове Мурано. В их числе - многорожковые люстры чьокка с металлическим каркасом, который полностью закрыт нанизанными на него стеклянными деталями.

Со стеклом связано и производство зеркал - предмета, без которого человек давно не может представить свою жизнь. Именно Венеция в далеком XVI веке подарила миру зеркала современного типа - лист стекла с нанесенным на него слоем ртути.

Накануне Великого поста зеркала венецианских палаццо отражали едва ли не самое веселое событие в годовом круговороте праздников - венецианский карнавал. В Венеции карнавал - время всевозможных плотских утех перед Великим постом - приобрел особый романтический колорит. Самый разгар праздника приходился на январь и февраль. На площадях воздвигались подмостки, где давали представления бродячие актеры и акробаты, устраивались фейерверки, каждый день шли театральные спектакли, балы и концерты. Главным атрибутом карнавала была маска - ширма, скрывающая не только лицо человека, но и его социальное положение. Карнавал являлся своеобразным социальным клапаном, выпускавшим внутреннее напряжение в государстве, где царил строжайший полицейский режим.

Какие только маски не были популярны у венецианцев в период карнавала! Самой распространенной была классическая венецианская баута, которую носили как мужчины, так и женщины. Это был целый костюм, состоявший из белой маски ларва, черной накидки или плаща и черной треуголки на голове. Особая форма маски позволяла свободно дышать, пить и есть, и, в то же время, изменяла тембр голоса, создавая полный эффект анонимности. Венецию иногда фигурально называли «страной атласных баут».

Из других масок, популярных во время карнавала, можно упомянуть популярные у женщин маски моретта. Ее держали зубами за пуговицу, пришитую с внутренней стороны, т.е. это была «немая» маска. Весьма своеобразной была маска медико-делла-песте, т.е. «доктор чумы». Первоначально маска не имела никакого отношения к карнавалу - так одевались врачи во время эпидемий. Со временем это облачение стало карнавальной маской, отпугивающей болезни. Очень распространены были и маски любимых всеми персонажей комедии дель арте: глуповатого Арлекина, служанки Коломбины и других.

Сердцем карнавала сейчас, как и в прежние века, является главная венецианская площадь - площадь Сан-Марко. Если карнавал отражает самую сущность венецианского духа, разлитую в музыке, танце, костюме, то площадь Сан-Марко - это сердце великого города, воплощенное в камне. А главной его прожилкой, если можно так сказать, является самое знаменитое сооружение Венеции - собор Св.Марка. Со времени постройки в ХІ столетии собор служил личной часовней дожей - глав венецианского государства, и здесь же хранилась главная святыня державы - мощи святого покровителя города.

Как отмечал один английский писатель, «тайна Венеции кроется в чем-то более тонком, нежели каналы и гондолы. Ее кульминацию я вижу в соборе Св.Марка, глядя на который ощущаещь, что Венеция не имеет ничего общего с Италией. Ее родина - Константинополь». Действительно, поражаешься этим восточным куполам, обилию сверкающего на солнце золота и всему архитектурному облику собора Св.Марка, будто взятому из какой-то восточной сказки. Сам собор строился по образцу константинопольской церкви Св.Апостолов, не сохранившейся до наших дней, и форма его характерна для византийской крестово-купольной базилики.

Уникальность собора - и в обилии украшающих его элементов, привезенных венецианцами в качестве трофеев из Константинополя после взятия его крестоносцами во время ІV Крестового похода в 1204 году. Среди них выделяются 4 статуи коней из позолоченной бронзы, украшавшие императорскую ложу на ипподроме в Константинополе. По легенде, их изваял еще великий древнегреческий скульптор Лисипп для Александра Македонского в  ІV cт. до н.э.

Интерьер собора поражает своим величием и совершенно непривычным для католического храма видом. Стены и своды покрыты переливающимися золотом изумительными мозаиками из муранского стекла. Они так сияют, поскольку при изготовлении  выкладывались на золотую фольгу. За главным алтарем храма хранится Пала д’Оро - Золотой алтарь - шедевр ювелирного искусства ІХ - XIV веков. Алтарь состоит из 250 вставленных в серебрянную раму медальонов с изображением императоров и святых, выполненных византийскими мастерами. Это единственное в мире произведение ювелирного искусства такого большого размера.

Выходя за пределы собора Св.Марка, оказываешься на одноименной площади - самой большой в городе. Это самое низкое место в Венеции, заливаемое водой во время сильных приливов. От набережной площадь отделяют две гранитные колонны XII века: на одной из них стоит статуя крылатого льва Св.Марка, а на другой - статуя Св.Теодора, небесного покровителя города до IX века, когда в Венецию привезли мощи Св.Марка. Дурным предзнаменованием считается пройти между двумя колоннами, так как в прошлом здесь ставили плаху для публичных казней. В Венеции даже существует выражение «оказаться между Марком и Теодором», т.е. попасть в очень неприятную ситуацию. Впрочем, в 1807 году между колоннами прошел приехавший в Венецию Наполеон Бонапарт, в последующем одержавший еще немало побед. Правда, они не спасли его от сокрушительного поражения.

Помимо набережной, главную площадь Венеции с трех сторон окружают собор Св.Марка, Дворец дожей - специальное здание для всех правительственных учреждений Венецианской республики, в нескольких палатах которого обитал и сам глава государства, и знаменитая библиотека Св.Марка - «библиотека Марчиана», основанная еще в XV веке. Ее здание было возведено в XVI столетии по проекту знаменитого венецианского зодчего Якопо Сансовино. Ныне библиотека является одним из крупнейших заведений подобного рода в Италии, а по собранию редких и старопечатных книг - одной из крупнейших в Европе. Это единственное учреждение Венецианской республики, которое дошло до наших дней, ни разу за свою историю не остановив своей деятельности и не претерпев существенных изменений.

О Венеции можно говорить бесконечно, так много граней или аспектов имеет венецианская действительность. Говорят, что те, кто хоть раз побывал в Венеции, обязательно захочет приехать еще раз в этот необыкновенный город. И, глядя на завораживающую зеленую воду его каналов, вспоминать удивительные слова поэта Иосифа Бродского: «Этот город захватывает дух в любую погоду…»


Чарівна Венеція


Чарівна Венеція

ru.calameo.com

Previous post Next post
Up