Моя работа в архивах, хотя и дилетантская, но упорная, радует новыми находками, которыми я давно уже с вами не делилась. Пора исправить это упущение и рассказать, что мне удалось узнать за последнее время.
Не знаю, можно ли назвать открытием то, что для профессиональных историков - очевидный факт, но я, в этой области дилетант - любитель, поэтому для меня было приятным сюрпризом «открыть» для себя новые, бесценные источники генеалогической информации:
«Обывательские книги» и «Исповедные росписи».
Они помогли мне соединить в единую линию отдельные фрагменты моей родословной мозаики и подтвердили, что найденный в
переписных книгах 3-й ревизии Перфилий, именно «мой». Теперь, я с уверенностью могу продлить линию своих звенигородских предков ещё на полвека назад, до 1726 года, когда в
Переписную книгу посадских людей Звенигорода
С Верхняго Посаду
был вписан
Фома Герасимов, тридцати одного года
(РГАДА, «Ландратские книги и ревизские сказки» Ф 350, оп.2, д.1810).
Его сын Перфилий Фомин, внук Михайла Перфильев и правнуки Иван, Савелий и Алексей вписаны в
«Исповедную ведомость церквей звенигородского уезда за 1807 год»
(ЦИАМ, ф.203, оп.747, д.815).
Надо сказать, что опись «исповедных ведомостей» Московской духовной консистории поразила меня своей комплектностью, если так можно сказать. С 1740 по 1865 годы, почти без пропусков, есть сведения по Звенигороду и уезду. Каждый год, священник скрупулезно вносил в ведомость всех прихожан своего прихода, с жёнами, детьми, и прочими домочадцами. Сначала - лица духовного звания, затем других сословий: купцы, мещане, посадские и т.д., подсчитывалось количество дворов, отдельно мужчин и женщин, их лета…
Если кто-то отсутствовал «по месту прописки», и причастился в другой церкви, то должен был принести справку, что-то вроде «открепительного талона».
Лицевые литы ведомости священник «удостоверял» своей подписью, а в начале, писал такую «шапку»:
Поданы Сентября 11 [дня] 1807 года
Роспись города Звенигорода церкви Рождества что на Верхнем Посаде, священника Иоанна Николаева с причетники обретающихся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям с объявлением против каждого имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и причастия, и кто исповедался токмо а не причастился, и кто ж не исповедался.
nbsp; Сего 1807 года.
Выглядело это примерно так:
http ://art -links.livejournal.com/2293310.html Эту картину «Перед исповедью» художник Корзухин написал на 70 лет позже, в 1877 году, но я думаю, что по сути ничего не изменилось. Как в XIX так и в XVIII веке, Звенигород бы типичным уездным городком, провинциальным, мещанско-купеческим…
По сведениям 1773 г., в Звенигороде было 118 дворов. Город делился на три части: Городок, Верхний и Нижний посады. На Верхнем посаде располагалось пять улиц и 52 дома; на Нижнем посаде находилось четыре улицы и 60 домов. Все дома звенигородцев были одноэтажными, деревянными, крытыми соломой. Из трех городских церквей две были деревянными. На Нижнем посаде еженедельно по воскресеньям происходили торги, на которые съезжалось главным образом окрестное крестьянство. Ярмарки в городе не устраивались, поскольку дважды в год проводились при Саввино-Сторожевском монастыре.
Основными занятиями жителей Звенигорода во второй половине XVIII в. продолжали оставаться мелкая торговля съестными припасами и мелочным «красным» товаром, закупаемым главным образом в Москве, а также огородничество и садоводство. Незначительное число жителей занималось ремесленной деятельностью. В 1785 г. десять молодых горожан обучались в Москве серебряному и бердошному мастерствам. Промышленное производство в Звенигороде почти не развивалось. Источники конца XVIII в. упоминают в городе лишь фабрику, на которой мотали шелк, и пивоварню. В городе проживало семь мастеровых.
Слабое экономическое развитие Звенигорода, близость Москвы способствовали уже в XVIII в. широкому развитию среди горожан отхожих промыслов. Мещане, «не находя в городе упражнений, отпускаются по паспортам в Москву и прочие города, где они у купцов служат в приказчиках и сидельцах»,- сообщал историк X. А. Чеботарев. Чем же занимались мои предки, жившие даже не в городе, а в посаде, отделённом от города рекой? Что делали долгими зимними месяцами, когда деревянный мост, соединяющий Посад с городом разбирали?
Ответ нашёлся в "Обывательской книге" 1843 года!
Кроме сведений о самом обывателе (постоянном жителе данной местности) Горяинове Михаиле Перфильеве...
о составе его семьи, возрасте, недвижимом имуществе ему принадлежащем (дом или земля) и том, как оно приобретено (куплено или в приданное получено), есть графа «Какого он промысла».
Написано так мелко и торопливо, что прочитать очень трудно, даже с лупой. Приблизительно так: «занятие имеет ткачеством бумажных материй и б[…]рд[…]чным мастерством».
Ткачество! Интересно, впрочем, не удивительно. Соседи Бабакины, тоже заняты ткачеством. В то время, это было выгодным промыслом в Московской губернии, особенно после отмены в 1822 году запретительного тарифа на ввоз в Россию бумажной пряжи, а так же отменой в 1827 году привилегий на ситценабивные машины.
Ещё раньше, в 1769 году (как раз в год рождения Михайлы Перфильевича Горяинова) Екатерина II издала указ, позволявший крестьянам или мещанам завести ткацкие станки, уплатив в Мануфактур-коллегию 2 рубля за билет на право ткачества. В 1775 году, условия стали ещё более выгодными, для обзаведения ткацкими станками уже не требовалось ни регистрации, ни пошлин
Если с «ткачеством бумажных материй» я разобралась, то вторая часть записи в «обывательской книге» ставила в тупик:
б[…]рд[…]чным мастерством
Бардачным? Бурдочным?... Так, наобум подставляя гласные, я вышла на слово:
Бердо
Принадлежность ткацкого стана, род гребня для прибоя утока, для чего каждая нить основы продета в набор или зубья берда, вложенного в набилки. Зубья бывают деревянные, тросниковые или из плющенной проволоки… Бердный, бердочный, бердовый, бердочник, Бердник, бердовщик, бердочный мастер («Толковый словарь» Даля)
Стоп, а ведь я это слово уже встречала! В записках об истории звенигорода, ссылку на которую дала выше: «В 1785 г. десять молодых горожан обучались в Москве серебряному и бердошному мастерствам». Вполне возможно, что среди этих молодых горожан звенигородцев был и 16-ти летний Михайла Перфильевич…
Я вдруг вспомнила, какая любимая игрушка у меня была в детстве. Она до сих пор хранится где-то на антресолях :
И что это если не генетическая память?
Продолжение следует...