Хлопок. Часть 6. Ткани из хлопка: ажур, байка, бархат.

Mar 06, 2014 18:47


Продолжаем тему тканей из хлопка.

Предыдущие части блока здесь:
Хлопок. Часть 1. История.
Хлопок. Часть 2. Виды, сорта и свойства.
Хлопок. Часть 3. Ткани из хлопка: александрийка, демикоттон, канифас, китайка, коленкор.
Хлопок. Часть 4. Ткани из хлопка: кумач, мадаполам, молескин, нанка, органтин.
Хлопок, часть 5. Ткани из хлопка: плис, сарпинка, сатинет, тарлатан, твин.

И наконец переходим к более современным их представителям.

Ажур



Ажур (от фр. ajour (ajourer) - делать сквозным) - ткань со сквозным орнаментом из различной пряжи (хлопковой, шёлковой, шерстяной). Это тонкая кружевная ткань, вязание, вышивание, плетение в виде сквозного, сетчатого рисунка, а также изделие из такой ткани (например, ажурные чулки). Особенно популярен ажур был в первой половине XIX века.


До 1830-х гг. ажур как в мерных тканях, так и в штучных изделиях получали вручную, а с 1830-х гг.- на специальной машине. Механизация производства изделий с ажуром сделала доступными широкому кругу потребителей не только перчатки, чулки, накидки, косынки, но и скатерти, занавески, салфетки и т. д. Особо модным ажур был в первой трети XIX века. С середины XIX века широко вошли в быт салфетки различной величины и формы (чаще прямоугольные), которые клались на спинки и подлокотники мягких диванов и кресел, - так называемые антимакассары. Столь необычное название - от «макассарского масла» (по г. Макассар на о. Сулавеси в Индонезии) - средства по уходу за волосами, пользовавшегося популярностью в те годы. Представлявшее собой смесь прованского масла с красной краской, оно оставляло заметные следы на обивке мебели, что и обусловило появление антимакассаров. В ХХ веке сохранились практически все известные ранее изделия ажура, включая салфетки для мягкой мебели (существовали до конца 1950-х гг.; название «антимакассар» исчезло из употребления ранее, с появлением новых косметических средств для волос).



Хлопковый ажур по причине невысокой эластичности хлопка и высокой усадки в настоящее время чаще встречается в рукодельных изделиях, чем в промышленном производстве. Это изготовленные крючком или спицами платья, блузки, детали отделки одежды и интерьера.




При выборе предметов одежды из хлопкового ажура следует учитывать следующее:

- смесовая ткань с добавлением эластана или других эластичных синтетических волокон предпочтительнее, чем 100% хлопок. Эта добавка снижает усадку ткани после стирки и улучшает посадку по фигуре;
- предпочтительнее изделия на чехле Вшитый чехол дополнительно держит форму изделия, препятствует растяжению ткани и усадке после стирки. Если вам важен полупрозрачный эффект ажура - выбирайте чехол телесного или светло-бежевого цвета, либо контрастного ажуру цвета;
- соблюдайте рекомендации по стирке: температура воды не выше 30 градусов, деликатный режим без отжима либо ручная стирка. Отжимать в полотенце, сушить в разложенном виде;
- хранить изделие из хлопкового ажура следует в сложенном виде на полке, ни в коем случае не на плечиках - в ажурном плетении хлопковая нить подвержена растяжению, изделие может быстро потерять форму.

Ажурные ткани традиционно считаются прерогативой романтического стиля, однако многое зависит от рисунка ажура. Простой, геометричной формы ажур может быть вписан в кэжуал и даже классический стили:



Что касается актуальных тенденций, сейчас в моде ажурные вставки в различные изделия. Однако чаще всего эти вставки изготавливаются из синтетического либо шелкового ажура - хлопковый не подходит из-за своих свойств.







Ну и безусловным лидером в использовании ажурной ткани являются свадебные платья. Здесь, как правило, также применяют синтетический либо шелковый ажур, но для некоторых моделей в рустикальном или винтажном стиле вполне возможен и хлопковый.







Байка



Байка - это ворсистая мягкая плотная хлопчатобумажная, или шерстяная и полушерстяная ткань.
По сравнению с другими тканями с начесом (фланель, бумазея) - у байки начес очень плотный, толстый. При этом переплетение нитей ткани может быть как полотняным, так и саржевым. Ключевым в определении байки является именно плотный начес. Байка выпускается как отбельной, так и гладкокрашеной или набивной.
Из хлопчатобумажной байки шьют тёплое белье, женскую и детскую одежду, пижамы и домашнюю одежду.

Байка появилась на Руси еще в XVII веке. Первые упоминания байки встречаются в источниках, относящихся к 1668-170 гг. Широкое распространение получила в начале XVIII века; вначале как шерстяная ткань коричневого цвета (отсюда название - через французский или, возможно, голландский, восходит к латинскому badius - каштановый, светло-коричневый), затем полушерстяная. Затем байку стали окрашивать в различные цвета; ткань шла на платки, одеяла и подкладки кафтанов.
В конце XVIII века байка черного цвета была одной из тех тканей, которые было принято носить в глубоком трауре, так как она не имела поверхностного блеска. Производить хлопчатобумажную байку стали со второй половины XIX века, и тогда же ее стали разделять на множество сортов в зависимости от цвета, орнамента и назначения.
Это деление не потеряло актуальности и по сей день. Байка светлых тонов с печатными рисунками используется для изготовления детских вещей, одноцветная гладкокрашенная байка - для белья, из некоторых видов принтованной байки шьют одежду - чаще домашнюю, а также рубашки (часто используют принт "клетка"), пижамы, халаты, толстовки и свитшоты, которые часто называют "байками" по названию ткани.








Многие могут помнить байку по непременному когда-то атрибуту детства - байковому одеялу.



На что следует обращать внимание, выбирая изделие из байки?
- состав пряжи. Основные преимущества байки - это мягкость, комфорт, тепло, гигроскопичность. Поэтому в случае байки наличие синтетических волокон в составе - скорее минус, чем плюс. Выбирайте байку, сделанную из 100% хлопка.
- плотность ворса. Из-за роста цен на хлопок в последние годы производители максимально удешевляют производство, что часто сказывается на качестве. У хорошей, качественной байки - плотный мягкий толстый ворс. Если ворс редкий и едва заметный - в лучшем случае это фланель.
- цена. По причине большого расхода сырья на производство байки с плотным ворсом готовое изделие не может стоить дешево. Байковая рубашка будет стоить на 20-50% дороже аналогичной бязевой рубашки (условно, здесь многое зависит от продавца, конечно). А ностальгические байковые детские одеяла обойдутся раза в два дороже обычного с синтетическим наполнителем. Если байковое изделие стоит дешево - постарайтесь понять причину. Она может быть как в невысокой торговой наценке и прямых поставках от производителя, так и в низкокачественном ворсе, который выкатается и вылезет после первых нескольких стирок;
- стирка и уход: стирать байку лучше при температуре не выше 40-60 градусов. Гладить только в полностью сухом виде, чтобы не заутюжить ворс. В остальном байка достаточно вынослива и неприхотлива.

Бархат

Бархат (вероятно от нем. Barchent; англ. Velvet, фр. Velours) - ткань с разрезанным ворсом, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая - ворс.



Основой для ворса, определяющей сорт бархата, могут служить шелк, хлопок (полубархат) и шерсть.

Техника изготовления бархата была изобретена в Китае, в Европе стала известна в конце XIII века. Долгое время бархат в России был привозной тканью. Бархатный двор в Москве под руководством Ивана Дмитриева был основан в 1623. В середине XVII века были приглашены иноземные мастера из Италии и Германии, руководил производством стольник Кудрявцев, однако после 1689 года попытки производить бархат в России прекратились. Лишь в 1717 году начала действовать первая русская мануфактура по производству шелковых тканей, в том числе и бархата. Сырьем для его производства могли служить и шелк, и шерсть, и хлопок. Но в России собственно бархатом называлась только шелковая ткань, причем шелковый ворс на хлопковой основе считался недостаточно престижным, "не самым настоящим" бархатом.

Для получения ворса в ткань вводилась особая ворсовая нить, которая была вдвое длиннее нитей "грунтовой" основы и выводилась на лицевую поверхность ткани при помощи металлических прутков. Образовавшиеся петли могли разрезаться - разрезной бархат - или оставаться в виде крошечных петелек - петельчатый бархат. (на фото представлен бархат в совмещенной технике: центр орнамента петельчатый, края - разрезные)




В бархатной технике, т.е. с ворсом на лицевой стороне, производилось множество тканей - плис, вельвет, вельветин, утрехтский бархат, трип и другие. Лучшие сорта хлопчатобумажного бархата изготовлялись в Англии, шелкового - в Италии и Франции. Немецкий бархат с шелковым ворсом имел обычно хлопковую основу, а поэтому ценился в России много меньше, чем привозные и отечественные (продавался под названием "крефельдский бархат", по месту производства - г. Крефельд в Германии).

Бархат выпускался одноцветным, набивным и тисненым. Ткань последнего вида создавалась путем обработки горячим прессом с выпуклым орнаментом, который оставлял след на ворсе в виде цветочных и геометрических узоров. Такая техника орнаментации чаще использовалась для бумажного или шерстяного бархата или "бархента" - ткани в бархатной технике из льна и хлопкового волокна.



В шелковом бархате особенно ценились блеск, переливчатость оттенков, которые были тем значительнее, чем плотнее и ниже был ворс. Из бархата изготовляли одежду, головные уборы, драпировки, обивки, сумки и переплеты книг. Малиновый бархат переплетов дал название родословным книгам, в которые были включены самые знатные боярские и дворянские роды, - так называемая Бархатная книга, составленная в 1687 году.



Бархат всегда считался престижной тканью, указывающей на знатность и богатство. Так было в допетровской Руси, когда бархат различался по названию мест, из которых его привозили (кызылбашский, веницейский, турский и т.д.), и позже, когда все известные в Европе и на Востоке сорта бархата производились в России. Из бархата различных цветов полагалось шить женские придворные костюмы. Бархат служил в качестве отделки для мужской и женской одежды.





В XVIII-XIX веках было принято посещать мастерские художников, одетых по этому случаю в особый костюм, главными элементами которого были берет и широкая блуза из бархата.

В особой технике выделывались сорта жилетного бархата. Кроме набивного и тисненого большим спросом (особенно в первой половине XIX века) пользовался бархат, у которого ворсовыми были либо фон, либо орнамент, известный в старину под названием "рытый" бархат (такая ткань, напоминавшая старинные образцы, ценилась тем выше, чем был мельче орнамент). Среди сортов бархата, остававшихся популярными и в ХХ веке, был панбархат - одноцветный и узорчатый, причем различные узоры - цветы, листья, полосы и клетки - были выполнены в ворсовой (бархатной технике), а «грунтом» служил тонкий шелк, шифон и т.д. Отчасти панбархат можно сравнить со старинным «рытым» бархатом. Иногда это название относят к ткани, узоры которой достигались цветным ворсом, остриженным вровень с ворсовым, же фоном,. Встречается название "панбархат" и по отношению к тисненой ворсовой ткани (узоры выдавливаются по ворсу горячим прессом, как некогда жилетный бархат).



Сейчас бархат из натуральных волокон почти полностью вытеснен синтетическими материалами, поскольку они не сминаются и не деформируются. Кроме того, в ХХ веке бархат вышел из моды, и возвращался в нее только эпизодически и на короткое время.

Последний всплеск моды на бархат случился в 2010-2012 годах. Апофеозом его было появление Анджелины Джоли на церемонии вручения премии "Оскар" в черном бархатном платье:



Бархат сейчас присутствует в отдельных коллекциях домов моды, его изредка носят знаменитости, но широкого распространения бархат так и не получил: ткань была и осталась привилегией немногих.





Если вы являетесь обладателем бархатной вещи, ухаживайте за ней в строгом соответствии с инструкцией. Самостоятельно вещь из бархата лучше не стирать, можно только осторожно обрабатывать паром. При обращении в химчистку убедитесь, что на изделии указан состав ткани (ворса, основы) и специалисты химчистки учтут эту информацию при обработке вещи.

Что же касается рекомендаций при выборе, то они достаточно просты:
- выбирайте натуральный бархат, или хотя бы бархат с натуральным ворсом. Бархат из синтетического волокна в большинстве случаев имеет слишком сильный блеск и смотрится дешево;
- предпочтительнее выбирать жакеты, топы, жилеты и вечерние платья из бархата. Ворс очень нежный, поэтому в результате носки может быстро залосниться и вытереться, так что юбка или брюки прослужат вам намного меньше, чем верх из той же ткани.

На этом мы, пожалуй, закончим.
Продолжение - в следующей статье.

ткани и материалы, статьи, хлопок

Previous post Next post
Up