Продолжаем тему тканей из хлопка. Предыдущие посты можно посмотреть по тэгу "
хлопок".
Сегодня поговорим о марле, махре, миткале и муслине.
Марля.
Марля (марли) - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения.
Название от французского marli или marly - кисея, по названию города Марли (ныне Марли-ле-Руа, Marly-le-Roi) близ Версаля во Франции, где производилась эта материя. Французская форма названия марли сохранялась в России довольно долго - до конца XIX века, и именно она встречается в литературных произведениях.
Окрашиваемая обычно в зеленый, серый или синий цвет, марля широко использовалась в быту в качестве чехлов (на мебель, люстры и др.), обтяжки оконных рам для защиты от насекомых.
Французский термин приспособился к особенностям русского языка, обретя форму "марля" довольно поздно, на рубеже XIX-XX веков, почти одновременно с началом применения марли в медицине в качестве перевязочного материала (до этого использовалась корпия - старое, ветхое полотно, которое разрывали на мелкие кусочки).
В современном языке марля - ткань исключительно медицинского назначения, изготавливаемая как в виде мерного полотна, так и бинтов различной ширины всегда только белого цвета.
В 1970-е годы в моду вошла ткань полотняного переплетения, почти столь же редкого, как марля, что и дало повод называть ее "марлевкой". Будучи, однако, материалом для платьев, блузок и рубашек, она была как чисто белой (из отбеленной пряжи), так и цветной орнаментированной (с тканым узором или в технике набойки).
Марлевка актуальна и сейчас. Благодаря редкому плетению она прекрасно продувается, по причине чего является одной мз лучших тканей для летнего гардероба.
Махровая ткань
Махровая ткань (или ткань фроте́ от французского frottèe - "тертый") - это ткань, поверхность которой состоит из ворса, образованного петлями основных нитей. Ворс может быть как одинарным (односторонним), так и двойным (двусторонним).
Кроме односторонней и двухсторонней, различают также ткань с рельефным рисунком в структуре махры (жаккардовая махровая ткань) и ткань со стриженным ворсом (стриженная махра).
По способу крашения махровые ткани бывают гладкокрашенными (окрашивается полотно целиком в один цвет) и пестроткаными (ткань изготавливается из нитей разных цветов).
Махровые ткани обычно менее плотны, чем ворсовые (бархат, плис, вельвет). В отличие от чисто ворсовых, ворс в махровых тканях образовывается за счет свободной подачи петель неплотно натянутой основы, отчего они и получаются, как правило, менее стойкими и равномерными. Из-за этого махровые ткани лучше впитывают влагу и быстрее сохнут, а также обладают легким массажным воздействием на тело человека и не вызывают раздражения кожи. Эти свойства махровой ткани обусловливают ее широкое применение в изготовлении полотенец, халатов, банных и постельных принадлежностей.
Махровые ткани различаются по типу плотности, кручения нити и высоты петли, так как именно от них зависит внешний вид и качество махрового изделия. Плотность махровых материй измеряется в граммах на квадратный метр и колеблется от 300 до 800 единиц. Чем выше плотность - тем пушистее изделие из фроте. В махровых изделиях недопустимо чрезмерное присутствие искусственных волокон, поскольку они снижают функциональные свойства ткани - гигроскопичность и переносимость высоких температур. Единственно возможное отклонение в отношении производства махровой ткани - примесь полиэстеровой нити при изготовлении основы полотна.
Наиболее распространенное изделие из фроте - махровые полотенца. Для производства полотенец применяют волокна малой и средней толщины. Очень тонкие нити скручивают вдвое, увеличивая таким образом толщину готового изделия, хотя его плотность, в стандартных единицах измерения, остается той же. Качественно произведенное и окрашенное полотенце способно выдержать не меньше 500 стирок.
Далее по степени известности махровых изделий следуют халаты. Они легки, удобны, прочны и долговечны. Помимо этого, махровые халаты, согревая тело, позволяют ему свободно дышать. Халаты из фроте бывают двух типов: ворсом наружу (одинарным ворсом) и ворсом наружу и вовнутрь (двойным ворсом).
Махровое постельное белье имеет много достоинств: легкий массажный эффект, повышенная гигроскопичность, способность поддерживать температуру. Благодаря этим свойствам оно хорошо как для жаркой погоды (многие используют махровые простыни вместо одеял), так и в холода. Особенно ценны эти качества в детском постельном белье.
Что касается ухода за изделиями из фроте, то он очень прост. Махровые изделия прекрасно выдерживают интенсивные режимы стирки и высокие температуры (за исключением изделий с отделкой из синтетических материалов). Их нельзя гладить, так как заутюженный ворс хуже впитывает влагу и теряет свой внешний вид. Осторожно следует подходить к использованию кондиционера-ополаскивателя. Кондиционер, содержащий силиконы, хорошо смягчает ткань, но способность впитывать влагу у нее при этом снижается. Если необходимо смягчить и распушить изделие из фроте - отпарьте его, или повесьте над ванной с горячей водой на несколько минут.
Миткаль
Миткаль - хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из тонковолокнистой пряжи. Название предположительно произошло от персидского "mitakāli".
Миткаль известен в России с конца XV века. Изначально миткаль изготавливался из неотбеленной пряжи, преимущественно льняной. После того, как был открыт импорт хлопка, миткаль стал исключительно хлопковой тканью.
Миткаль использовался преимущественно как основа для изготовления других тканей. Поэтому часто термин "миткаль", "миткали" используется как название для подгруппы тканей, изготавливаемых на его основе.
Отбеленный и пропитанный клеем или крахмалом миткаль -
коленкор.
Отбеленный и окрашенный в красный цвет - кумач.
Отбеленный миткаль с нанесенным рисунком - ситец.
Отбеленный, мерсеризованный, с легким аппретом миткаль - муслин.
Простой отбеленный миткаль широко использовался в качестве бельевой ткани - из него шили рубашки, сорочки, чепцы, нижние юбки и т.д.
Миткаль был одной из самых дешевых тканей из-за отсутствия сложной обработки и отделки ткани. До середины XIX века лучшим считался английский миткаль, но не из-за каких-то особых качеств, а по причине большей ширины полотна и низкой цены.
Современный миткаль отличается тем, что на него идет более тонкая пряжа, и нить утка заметно тоньше нити основы. Эта ткань по-прежнему является основой для производства ситца, муслина и других тканей. Также из нее шьют постельное белье - более тонкое, чем бязевое, но толще и грубее сатинового.
Муслин
Муслин - очень тонкая ткань полотняного переплетения, из хлопка, шерсти, шелка или льна. Термин произошел от французского mousseline - кисея, муслин, восходящего к названию г. Мосул в Ираке, древнейшему центру текстильного производства на Ближнем Востоке.
Муслин вошел в моду как материал, предпочтительный для женских платьев в конце XVIII века и с небольшими перерывами пользовался успехом вплоть до конца 1910-х годов. Сортов муслина было довольно много. Одни из них, такие, как
тарлатан,
зефир и нансук, муслин-де-лен, были настолько популярны, что со временем стали выделяться как отдельные ткани.
Другие же отличались особенностями отделки, орнаментом, толщиной.
- муслин дорейя, поступавший в продажу из Восточной Индии, отделывался полосами;
- муслин мадрас выпускался с текстильным орнаментом в клетку;
- швейцарский муслин ткался с текстильным орнаментом в дгорошек, контрастным или одинаковым по цвету с фоном;
- муслин адатис был очень тонким, почти прозрачным. Это достигалось с помощью особой техники ткачества, пришедшей из Бенгалии; поэтому такой муслин называли также бенгальским;
Основная сфера применения муслина - дамские платья. Утренние, дневные и вечерние, разнообразных цветов, фасонов, с богатой отделкой.
Кроме платьев и нарядных блузок из муслина шили белье, галстуки, косынки.
В настоящее время муслин сохраняет за собой положение дорогой и изысканной ткани. Его применяют для шитья платьев, блуз, но купить муслиновые изделия из натуральных волокон становится все сложнее.
В заключение хотелось бы отметить, что в России принято отличать муслин от кисеи, тогда как в европейской торговле под муслином часто имеют в виду кисею. Обе ткани - тонкие, легкие, полупрозрачные, но муслин изготавливался на основе миткаля, и потому был более плотным и ткался из нитей более сильной скрутки. Муслин традиционно ценился выше кисеи.