Дом князя Пожарского. Разрушение исторического наследия.

Nov 15, 2016 10:59

Оригинал взят у steal86 в Дом князя Пожарского. Ул. Б. Лубянка, 14. Символ российских национальных гордости и позора.


В среду, но не в рамках дня народного единства, а в качестве выездного занятия Школы Наследия, куда я хожу уже третий семестр, удалось посетить один из старейших и интереснейших домов Москвы, изначальным владельцем которого был князь Дмитрий Пожарский, да-да, тот самый, которому стоит памятник на Красной площади. Один из руководителей ополчения, освободившего Москву от поляков в Смутное время. Я помню, как читал об этих палатах и о линии обороны против польских интервентов, крепко засевших тогда в Кремле и Китай-городе, о том, как полем боя была Лубянская площадь. После Пожарских здание меняло хозяев, расширялось, перестраивалось, передекорировалось, но основа в виде сводчатых палат приблизительно 1600-х годов сохранялась. До и во время Отечественной войны им владел Генерал-губернатор Москвы граф Ростопчин. После той войны хозяин снова сменился, им стал генерал Орлов-Денисов, героически проявивший себя во время боёв с наполеоновскими войсками. Что ни эпоха - то героический домовладелец. На самом деле мне сложно сейчас навскидку вспомнить второе здание с такой же богатой и славной историей. Палаты князей Нарышкиных, разве что...





Последний период истории Российской Империи (чуть более 30 лет) здание на Б. Лубянке проживает в качестве дома правления "Московского Страхового от огня общества", а после переворота 1917 года, как и все хорошие дома, дом № 14 по Большой Лубянке был отжат гопниками у хозяев национализирован, чуть позже, в 1918 году, там разместилась первая штаб-квартира ЧК-ОГПУ. И только спустя некоторое время она была переведена из старинного особняка в многоэтажные, многоквартирные, более просторные и подходящие здания на Лубянской площади, ранее принадлежавшие Страховому обществу "Россия", которые (перестроенные и объединённые в одно) мы и ассоциируем с НКВД, МГБ, КГБ, ФСБ и прочими менее распространёнными аббревиатурами, которые носила эта контора. Если кто-то вдруг забыл:




Слева видна огромная серая коробка дома 1/3 по Большой Лубянке, с ней история ажурного дома Пожарских, как ни странно, также напрямую связана. Дело в том, что после перевода центрального аппарата на Б.Лубянку, 2, в богато декорированном особнячке было решено сделать приёмную. В 70-е годы была проведена качественная реставрация. Когда точно была устроена приёмная, мне неизвестно, но до 80-х годов приёмная КГБ СССР была именно здесь. Потом её перенесли на первый этаж дома 1/3, где она и находится до настоящего времени, в особняке был не то музей, не то архив. А с конца 80-х и назначение, и использование дома № 14 становится неопределённым и загадочным до сего дня. В 1990 (!) году здание не то указом Ельцина, не то как-то ещё, выводится из ведения КГБ (!!), после чего передаётся (!!!) Инкомбанку. Банк приказал долго жить, а здание стало ходить по рукам, меняя владельцев с середины 90-х примерно до середины-конца 2000-х. Приходящие собственники, впрочем, что-либо делать с приходящим в упадок зданием не торопились, осознавая шаткость своего положения в качестве "домовладельцев". Последним собственником было ООО "Карс", которое продолжает им являться де-факто и сейчас, хотя и лишилось права собственности ещё в 2009 году, а зимой 2013-14 гг. ещё и получило судебное решение о том, чтобы Росимущество у них свой ОТСУЖЕННЫЙ РАНЕЕ объект таки уже наконец забрало. Однако закон - что дышло: вошло и вышло, воз и ныне там. В дополнение к 19 годам (полу)заброшенности, дом уже 6-й год с начала судов висит между небом и землёй, продолжая разрушаться. Государство выиграло арбитражные суды, но и само принимать особняк на баланс, мягко говоря, не спешит. Не спешит оно выполнять даже предписание суда о вступлении в права собственности, потому что там реставрировать придётся, деньги тратить. Иного объяснения нет. Не нужен у нас никому национальный символ. Валяется он, шпыняют его туда-сюда бывший и будущий "хозяева". Меня, честно говоря, от градуса маразма этой ситуации вымораживает и начинает трясти.
Ссылки на историю сутяжничества и канцелярской возни, там внутри более подробные ссылки. Идёт ШЕСТОЙ ГОД.
http://www.archnadzor.ru/2009/10/03/narushitelyu-zakona-grozit-kompensatsi/
3 октября 2009 года.
http://www.archnadzor.ru/2015/10/09/posmotrite-na-palatyi-pozharskogo/
9 октября 2015 года.

Ну а теперь картинки.









Разрушающийся фасад прикрыт от внимательных глаз не только вездесущей зелёной сеткой, но и такой вот заслонкой, вынесенной в середину двора.



Сетка развевается по ветру, создавая ощущение какого-то постапокалипсиса.









Долго не мог понять, как штукатурка не обвалилась за столько времени. А оказалось, что это и не штукатурка, а белокаменный декор петровского времени. Тогда строили на века.



Растения, ветер и вода, тем не менее, своё разрушительное дело знают. Крыльцо а аварийном состоянии.






Впрочем, пока оно не свалилось, всё ещё можно поправить.



Степень сохранности фасада высокая, несмотря на...



В ч/б особенно графично получается.
Но пойдёмте внутрь.



В прихожей сложены вазоны, которые сняли откуда-то, подозреваю, что с ограды крыльца-балкона.



Фактурные украшения стен и потолка первого этажа.



Камера почти не передаёт, но потолок изогнутый, это свод.
Выглядит он вот так:


Исключительная красота,. Электричества и какого-либо освещения внизу нет, поэтому свет только от вспышек (у кого есть) или светодиодных фонариков, которые использовал я.



Лестница на второй этаж, полностью сохранившаяся. Сохранилось и огромное старинное зеркало на лестничной площадке. Надо отдать должное собственнику хотя бы за то, что с дома не снимается охрана и туда не проникли ни вандалы, ни охотники за сокровищами, ни бомжи.



Но наличие охраняемой территории не гарантирует соблюдения правил эксплуатации здания. Отопление не работает, окна где-то разбиты, где-то просто открыты, внутри гуляет ветер и температура не сильно выше уличной.



Специально снял крупно. Грязь и паутина толстыми слоями.



Парадная анфилада представлена пятью залами, четыре из них богато украшены и имеют разную форму, разные мотивы. Зал с камином.



Тут я уже разложил штатив и стал снимать на 12-24.



Камин справа, печь со львиной головой слева.



Провал в потолке.



Центральный зал, видимо, парадно-бальный, куда попадаешь с главной лестницы. Декор с прекрасными готическими карнизами, на стенах восхитительные барельефы, сюжеты с танцующими людьми. В лучших традициях ни один сюжет не повторяется, все барельефы уникальны. И очень "живописный" обвал.









Сравнительно небольшой зал с красивейшими росписями и лепниной на потолке. Пока шла 20-секундная экспозиция, кто-то зашёл внутрь, щёлкнул на мыльничку и вышел. А след остался:-)



Соседний зал сделан овальным. Великолепные интерьеры.



Невероятной красоты старинное зеркало, украшенное младенцами, лозой и гроздьями винограда, в общем, локальный культ Диониса.



Купол. Богато украшен, причём практически всё не рисованное, а фактурное, много небольших фигур людей, птиц, животных.



Этот же кадр, с того же места, только объектив Zuiko 16/3.5, а на предыдущем была Sigma 12-24.



Декор покрупнее.






Возвращаемся на главную лестницу. Сдаётся мне, что зеркало было и в верхней нише. Таким образом вечерами свет, падающий в окна, отражался сначала от верхнего, потом от нижнего зеркала (сохранилось), что на лестничном пролёте, дополнительно освещая тёмный и лишённый окон вестибюль. Пример работы мыслей архитекторов тогда. Сейчас такую работу мысли, оперирование такими категориями, почти не встретишь. Налепят на потолок люминесцентных ламп, да и гори оно... искусственным светом.



Лестница. Люстр, как вы могли заметить, не осталось нигде. Когда, куда и при каких обстоятельствах они "уехали", мы уже не узнаем.



Лестница, вид от нижнего зеркала, даже видно его завершение. Само зеркало как-то второпях не успел снять.
На стене, над предполагаемым верхним зеркалом, висят советские часы, оставшиеся со времён Приёмной КГБ СССР. По сторонам от места для зеркала находятся двери, ведущие в главную залу.



Прощаемся со зданием (вернее, говорим "до свидания", чтобы ещё вернуться сюда), поторапливают, делаю заключительный кадр с фонариками, справа не полностью, но видно нижнее зеркало.



И в заключение: перед самым нашим заходом внутрь, в небе очень символично пролетели шарики цвета национального флага. День народного единства, бла-бла, ага! Где-то совсем близко, кажется, на Театральной, шли митинги и демонстрации, откуда-то шли люди с флагами, шариками и прочей символикой. Организовать толпы поорать на площадях и помахать флагами в бюджете деньги есть. Рассказывать на всех каналах и писать в газетах о "возрождающемся" величии России - первоочередная задача, тут финансирование течёт полноводными реками. А на то, чтобы власти принять уже волевое решение, исполнив предписание российского же суда, выкупить и заботливо привести в порядок уникальный 400-летний национальный символ (только символ, к сожалению, недостаточно попсовый, слабо раскрученный, без хохломы, к которому трудно привязать прямую агитацию и лозунги) - вот на это ни денег, ни воли не хватает. Ну а что, маршировать же можно и по портретам тех, в чью честь даётся парад, главное под ноги не смотреть, и делать вид, что всё идёт по плану.
С прошедшим вас праздником, товарищи!

здания времен империи, архитектура

Previous post Next post
Up