"Операция Кувалда" - провалившийся переворот в Турции 2010 г.

Jul 16, 2016 01:10



В Турции произошли события, которые вполне можно назвать "бархатной революцией". По распоряжению премьер-министра Тайипа Эрдогана полиция арестовала более 50 высших офицеров турецкой армии. По официальной версии, за подготовку государственного переворота, план которого якобы носил название "операция "Кувалда". По кому эта "Кувалда" в итоге ударила? И какие последствия это может иметь для Турецкого государства?

Их теперь стало на 8 больше - генералов и высших офицеров, действующих и отставных, задержанных за подготовку госпереворота. Утром привезли в суд, и буквально через час решение об аресте было принято. Очевидно, что сегодняшние аресты - лишь продолжение большой "чистки" армии.


Начиная с понедельника, в Турции арестованы более 50 высокопоставленных военных. В число арестованных вошли бывший заместитель начальника генштаба Эргин Сайгун, экс-командующие ВВС и ВМС, генералы в отставке, бывшие комдивы и комбриги. Все они, по мнению следствия, готовили военный переворот 7 лет назад. Речь идёт о так называемой операции "Кувалда" - якобы в 2003-м военные готовились организовать в Стамбуле серию взрывов в мечетях, сбить над Эгейским морем турецкий военный самолет, а затем обвинить в этом Грецию. Это должно было привести к хаосу в Турции, возможной войне с Грецией, и таким образом создало бы предпосылки для военного переворота и свержения правительства Тайипа Эрдогана.

Следователи располагают документами, в которых подробно описан план операции. Обвиняемые, в свою очередь, утверждают, что это всего лишь наброски к военным учениям в городских условиях.

"К сожалению, суд согласился на аресты, основывая своё решение на неких документах, на которых даже не стоит имён и подписей", - говорит адвокат обвиняемых Умит Узган.

Вообще сценарий переворота кажется фантастичным лишь на первый взгляд. Турецкая армия меняла власть в стране несколько раз в 1960, 1971, 1980 и 1997 годах. А с действующим премьером у военных всегда были натянутые отношения. Партия развития и справедливости Реджепа Эрдогана всегда занимала исламистские позиции.

Эрдоган когда-то даже отсидел несколько месяцев в тюрьме за разжигание межрелигиозной розни, а будучи главой правительства он постоянно сталкивался с тем, что не мог провести законы с религиозным уклоном - военные не давали. И, например, на сайте ЦРУ США прямо так и написано: "Турецкая армия - влиятельная политическая сила".

"Армейское командование продолжает играть ключевую роль в политике и позиционирует себя как защитников турецкого светского государства, - это еще одна цитата с сайта ЦРУ США. - В апреле 2007 армейское командование предупредило правящую партию о недопустимости назначений на посты происламских политиков, несмотря на продолжающиеся переговоры о вступлении в ЕС. Военные все еще заметно сильнее гражданских политиков влияют на принятие решений".

Подобный расклад сил сложился еще в 20-е годы прошлого века. Создатель турецкой республики Мустафа Кемаль Ататюрк как раз начал с того, что взял курс на построение светского государства, ориентированное на западные стандарты. Экономических преобразований, создания систем светских образования и юриспруденции было, конечно, недостаточно. Поэтому Ататюрк отменил все законы, хоть как-то связанные с шариатом, и внес законы светские - запретил религиозное образование, запретил даже ношение мусульманской одежды и головных уборов, деятельность мусульманских обществ и орденов. И во всех реформах Мустафа Кемаль опирался на армию, потому как и сам был в прошлом военным, прошедшим фронты первой мировой и дослужившимся до генерал-лейтенанта. Так что система, при которой армия в Турции фактически превратилась в отдельную ветвь власти сложилась без малого сто лет назад, и нынешние аресты армейских руководителей - это гораздо больше, чем просто борьба с заговорщиками.
Фактически премьер Эрдоган пытается поменять политическую систему страны. И делает он это аккуратно, но весьма решительно. Сложившуюся ситуацию президент Турции Абдулла Гюль уже обсудил с премьер-министром и начальником Генштаба. Абдула Гюль сказал, что конфликт между правительством и армией должен разрешаться в рамках Конституции. И, судя по молчаливой реакции военных, они согласны с тем, что часть влияния на жизнь Турции они потеряли.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=343961#
_________________________________________________________________________________

Ибрагим Калин

Сегодня слишком важный момент для Турции, поскольку он может обозначить переход страны от десятилетий военного попечительства к гражданским политикам - и, таким образом, закончить переход страны к полноценной демократии.

Раскрытие плана, "высиженного" высшими военными чинами - названного "Операция Кувалда" - направленного на дестабилизацию турецкого правительства, а также последующий арест высокопоставленных чиновников, демонстрирует растущую силу турецкой демократии. Кроме того, усилия прокуроров по раскрытию правды не являются кампанией по дискредитации турецкой армии, как предполагают некоторые; а раскрытие "Операции Кувалда" не привело к окончательному примирению "антиклерикалов" и "исламистов".

Турецкое общество и политика слишком сложные, чтобы их можно было бы свести к подобным упрощенным формулировкам. Тем не менее, сегодня слишком важный момент для Турции, поскольку он может обозначить переход страны от десятилетий военного попечительства к гражданским политикам - и, таким образом, закончить переход страны к полноценной демократии.

Грустно признать, но "Операция Кувалда" является еще одним предполагаемым сюжетом военного переворота в ряде попыток опрокинуть правящую Партию справедливости и развития (AKP), которая впервые победила на выборах в 2002 году. В соответствии с конституцией Турции, попытки свергнуть демократически избранное правительство незаконны для любого агентства, даже военного. Если бы произошла подобная попытка совершить военный переворот, тем более, если бы она имела успех, то это бы также означало конец надежд Турции стать полноправным членом Европейского Союза.

В действительности, отчеты ЕС по Турции настойчиво поднимали проблему диспропорциональной военной власти в политике Турции, а также тот факт, что некоторые чиновники, видимо, не признают то, что они подвержены гражданскому контролю. Три военных переворота, которые пережила Турция в 1960, 1971 и 1980 годах, не принесли стране ни процветания, ни стабильности. "Мягкий переворот" 1997 года, во время которого военные вынудили уйти в отставку демократически избранное правительство, оставил глубокие шрамы в турецком обществе. Опросы общественного мнения показывают, что подавляющее большинство турков испытывают уважение к армии, только когда она не выходит за границы своих казарм.

В соответствии с доказательствами, собранными турецкими прокурорами, после того как AKP пришла к власти, были сделаны четыре попытки военного переворота, названные "Сарэкэз", "Ayэюэрэ", "Якамоз" и "Элдивен". 27 апреля 2007 года вооруженные силы Турции сделали заявление против кандидата в президенты Абдуллы Гюля, заместителя премьер-министра Турции, а также в одно время министра иностранных дел, предупреждая, что если Гюль победит на выборах, то Турция окажется в хаосе. Однако эта попытка запугивания провалилась, и Гюль победил.

Генерал Язар Байуканит, в то время главнокомандующий вооруженными силами Турции, недавно признал, что он лично написал меморандум от 27 апреля. 14 марта 2008 года главный государственный прокурор начал расследование, направленное на закрытие AKP, на основании того, что она намеревалась нарушить конституционный запрет на продвижение религии. Однако это дело было почти исключительно мотивировано политическими и идеологическими соображениями с доказательствами, собранными из газет и антиправительственных статей.

"Операция Кувалда" является ни чем иным, как самым последним раскрытым планом военного переворота с 2003 года. Согласно турецкой ежедневной газете "Taraf", в которую просочился план, на 5000 станицах было расписано, как создать в Турции хаос посредством сжигания мечетей, сбивания военного самолета Греции, а также проведения массовых арестов тех, кто выступит против военных. Этот замысел был направлен на подготовку почвы для военного переворота.

Некоторые критики относят этот план к "военным играм", которые не стоит воспринимать серьезно. То же самое было сказано высшими военными чинами в отношении другого плана, названного "план действий против религиозного фундаментализма", созданного полковником Дурсуном Сисеком. 26 июня 2009 года командующий штабом сухопутных войск генерал Илкер Басбуг назвал "план действий" "всего лишь клочком бумаги". Спустя восемь месяцев военный комитет, расследующий данное дело, пришел к выводу, что план в действительности был направлен на несение вреда и дискредитацию AKP и правительства.

Если ничто из сказанного выше не представляет нарушение демократических принципов, то непонятно, что же тогда будет нарушением. Ни одна демократическая страна не позволила бы подобного вмешательства своих военных, какие бы ни были обстоятельства.

Тем не менее, критики все еще настаивают на том, что основные причины этих усилий поняты неправильно. Они пытаются обрисовать их, как процесс примирения между "исламистской AKP" и антиклерикалами страны, выступающими за демократию. Даниель Пайпс, американский "полемик" зашел настолько далеко, что почти поддержал военные перевороты 1960, 1971, 1980 и 1997 годов, доказывая, что "в четырех случаях между 1960 и 1997 годами военные вмешались, чтобы исправить политический процесс, который пошел по кривой". Интересно, принял бы Пайпс захват военными США американского правительства, если бы они односторонне пришли бы к выводу, что американская политика пошла по кривой.

Тот факт, что эти планы были раскрыты, является очевидным признаком созревания турецкой демократии. Проводимые расследования не означают примирение исламистов и антиклерикалов, также они не представляют собой кампанию по дискредитации турецких генералов. Они являются частью процесса нормализации, установления абсолютного гражданского контроля над военными, а также подтверждением принципа, что ничто не может быть выше закона.

Ибрагим Калин - главный политический советник премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Project Syndicate, 2010.

Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1268375640

турция, политейшн

Previous post Next post
Up