Письмо Ярославского Сталину о нищенствующих в Москве

May 25, 2016 14:32

Оригинал взят у geroi_interneta в Нищие в СССР


Письмо Ярославского Сталину о нищенствующих в Москве
и сообщение Ягоды о их выселении.
23 февраля 1935 г. - 3 марта 1935 г.
Тов. Сталину

За последнее время можно заметить в ряде районов Москвы увеличение числа нищенствующих. Как живущий давно в Москве, я могу констатировать, что это увеличение в значительной степени сезонного характера: оно наблюдается весною с потеплением. Но с каждым годом это появление на улицах Москвы нищенствующих становится все более и более нетерпимым для нашей социалистической столицы.

Располагаются эти нищенствующие в излюбленных местах, например, можно всегда видеть их на улице Воровского ближе к Арбату, где живут иностранцы (посольства). Одетые в крестьянское платье, с маленькими детьми на руках (говорят, что иногда и детей берут на прокат), они жалостливо выпрашивают на хлеб, а когда к ним обращаются сердобольные обыватели с расспросами, они объясняют, что они из голодных колхозов. Если их хорошенько начнешь расспрашивать, из какого колхоза они, то сразу же видишь, что они выдумывают.
Сколько их в Москве - сказать трудно, но на рабочих собраниях в записках рабочие ставят вопрос о том, почему мы позволяем нищенствовать. Что очень многие из этих выпрашивающих, если не большинство, являются профессионалами, видно из того, что они по несколько лет стоят на улицах, переодеваясь даже.
Где они ночуют? Говорят, что они ночуют под лестницами различных правительственных учреждений, школ, жилых домов и т.п.
Они, несомненно, являются носителями антисоветской пропаганды. Мне кажется, что пора и можно с этим злом покончить.
Мое предложение сводится к тому, чтобы для решения вопроса о том, как поступить с ними, произвести однодневную облаву, выяснить точно, сколько их в Москве, кто они, как долго занимаются нищенством, где они живут, - чтобы получить совершенно ясную картину этого явления. Только после этого можно будет принять конкретное решение.
С коммунистическим приветом Ем. Ярославский
23 февраля 1935г.

---//---

Тов. Ярославскому

По поручению тов. Ягоды пересылаю при сем копию записки на имя тов. Сталина и ответ на Вашу записку об изъятии нищих в Москве.
Секретарь наркома внутренних дел СССР Герсон

3 марта 1935г.

---//---

Секретарю ЦК ВКП(б)

тов. Сталину

В связи с запиской тов. Ярославского считаю необходимым сообщить, что московской милицией производится систематическое изъятие нищих с улиц и отправка их на родину.
Так, за 34 год изъято в Москве 12848 человек, занимающихся нищенством, из них 12231 высланы на родину, 408 человек устроено в московском отделе социального обеспечения и 209 человек освобождено под подписку, что впредь не будут заниматься нищенством.
Из всего количества изъятых нищих в 34 году - мужчин 4399 человек, женщин 4515 человек и детей - 3934 человека. В январе 35 года изъято 702 человека, а в феврале месяце - 893 человека, из них 1300 отправлено на родину.
Из приведенных цифр высылаемых на родину видно, что подавляющее большинство (95%), занимающихся нищенством, - это приезжие, причем основную массу составляют жители Алексеевского района Харьковской области, Жиздринского и Хвостовического районов Западной области. Из этих районов следует особо выделить деревни Охоче и Верхние Бежки, Воткин и Нехочь. Эти деревни с царских времен занимаются нищенством и смотрят на это, как на подсобный заработок. Высылаются и вновь приезжают.
Большинство приезжающих нищенствовать - это единоличники, но есть и колхозники. Для характеристики приведу несколько примеров:
1. Губарева Ф.М. из деревни Охоче Алексеевского района. Из Москвы 3 раза высылалась за нищенство, приезжает с двумя детьми брата, работающего в совхозе, вся семья единоличники.
2. Нефедова Д.М. тоже из деревни Охоче, единоличница, приезжает 3 раза с тремя детьми, двое остались с мужем дома. Ездит потому, что все ездят.
3. Щербаков из деревни Воткино Хвостовического района, неоднократно высылался, приезжает с одним ребенком, жену и второго ребенка оставляет дома. Колхозник, имеет мало трудодней.
4. Рябинина М.С. - колхозница колхоза имени Фрунзе, из деревни Охоче, приехала нищенствовать, так как имеет на семью всего 55 трудодней.
Коренные москвичи, как я уже указал, составляют незначительное меньшинство, большей частью это старики, живущие на иждивении, и пенсионеры. Вот отдельные примеры:
1. Иванова, 65 лет, живет с дочерью на заводе Изолятор. Дочь не хочет поддерживать мать, и последняя занимается нищенством.
2. Костикова, 53 лет, живет с 12-летним сыном, значится на иждивении взрослого сына, живущего отдельно, сын помощи не оказывает.
Предложение тов. Ярославского о производстве облавы с целью выяснения контингента нищенствующих ничего реального не даст, ибо уже высланных - 14 тысяч человек, мы контингент в достаточной степени изучили.
Я прошу разрешить изъятых нищих направлять под конвоем в спецпоселки Казахстана. Вопрос об отпуске средств для устройства нищих в спецпоселки мною поставлен перед Совнаркомом Союза 20 января сего года за № 55439.

Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Ягода
3 марта 1935 г.
№ 55517
   _____________________________________________________________________
Немного о подсчетах уровня бедности позже -  в "тучные" брежневские годы:
В 1989 году в Советском Союзе отрицали существование бедности, хотя власть признавала проблему «малообеспеченности» с начала 1970-х годов. Причины такого игнорирования проблемы лежали в идеологической плоскости - бедность рассматривалась как исключительно капиталистический феномен, который не может существовать в «справедливом социалистическом обществе». Коммунистические идеологи рассматривали бедных людей в социалистических странах как отклонение, как социальную патологию. По их мнению, если каждому гарантировано бесплатное образование, дальше стабильную занятость, семейные пособия и достойную пенсию, то вина за то, что кто-то есть бедным, лежит на них самих, а не на социалистической системе.

Негативное отношение к бедным имело несколько практических последствий:

- система социальной помощи была слабо развита;

- очень мало усилий было сделано для совершенствования системы проверки доходов;

- количество социальных работников было незначительным и они имели низкую заработную плату.

Уровень «социального минимума» разрабатывали кабинетные ученые, которые мало представляли себе как его использовать на практике. В общем, политика борьбы с бедностью была фрагментарной и ее рассматривали как важную составляющую экономической и социальной политики.

Единственной трудом, что касался проблемы бедности в Советском Союзе, была публикация сотрудников Института труда Г. С. Саркисяна и Н. П. Кузнецовой. Однако эти авторы не использовали термина «бедность», зато начали использовать термин «малообеспеченность» и «минимальный потребительский бюджет».

Подход Г. Саркисяна к определению минимального потребительского бюджета был подобен установлению абсолютной черты бедности.

Однако сравнение энергетической ценности продуктов при определении минимального потребительского бюджета СССР и черты бедности в США показывает, что советские стандарты потребления протеина были вдвое выше американских.

Для оценки масштабов бедности в Советском Союзе стоит обратиться к трудам зарубежных исследователей. Используя бюджет Саркисяна и предположив, что черта бедности - это доход в размере 50 рублей в месяц на человека, американский исследователь А. МакОлли обнаружил, что уровень бедности в СССР в 1958 году составлял 69,5% всего населения. При использовании меньшего значения черты бедности (25 рублей), уровень бедности в СССР будет 21,7%. В 1967 году уровень бедности уменьшился до 11% (черта бедности определена на уровне 30 рублей). Используя бюджет Саркисяна, МакОлли обнаружил, что в 1967-68 гг. от 35 до 40 процентов населения СССР было бедным.

В 1988 году Госкомтруда СССР и Госкомстат СССР впервые рассчитали минимальный потребительский бюджет, принимаемый западными исследователями как черта бедности. По этим данным прожиточный минимум в среднем по стране составлял 78 руб. в месяц на одного члена семьи, а численность населения с доходами ниже этого уровня составила в 1988 41 млн. чел. или 14,5%.

Госкомстат в 1989 году определил прожиточный минимум на уровне 90 руб, а профсоюзы - 130 рублей в месяц. Несмотря на то, что число лиц, получавших подушные доходы более 250 рублей в месяц удвоилось за период 1985-89 гг., все же 71 млн. человек в СССР, или почти 25% населения, получали менее 100 рублей в месяц. Итак, примерно четвертая часть населения в СССР проживала за чертой бедности.

В 1990 и 1991 году ситуация существенно усложнилась. После значительного скачка цен в апреле 1991 года по расчетам Госкомстата прожиточный минимум должен был бы составлять 210 рублей в месяц. Это абсолютно утопическая цифра, отмечает Флакерски, поскольку в 1991 году средний подушный доход домохозяйства составлял 212 рублей в месяц, что почти то же, что и прожиточный минимум. После апрельского скачка цен профсоюзы требовали установить прожиточный минимум на уровне 270 рублей и минимальную заработную плату на уровне 320 рублей. По оценкам Госкомстата, 90 млн человек, или более 30% населения получали доходы ниже прожиточного минимума. В некоторых беднейших республиках средний подушный доход домохозяйств был ниже прожиточного минимума.

Н. Каквани утверждает, что маленькие масштабы бедности наблюдалась в Эстонии и крупные - в Таджикистане. Наименьшая бедность была в Эстонии, Латвии, Литве и Белоруссии.

Бедность в Украине была в значительно меньших масштабах, чем в СССР в целом. Республики с крупнейшими масштабами бедности были Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан и Туркменистан. Доля бедного населения в этих республиках была выше 49%. В Таджикистане доля бедного населения составляла 67,97%, также доля нищих составляла более 52%. Это очень высокий уровень бедности в стране, которая была ведущей мировой силой после Второй мировой войны.

Источник: http://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskij-truzhenik/502-masshtaby-bednosti-v-sovetskom-soyuze-i-sotsstranakh

Нищие страны Советов
О мерах по предупреждению и ликвидации нищенства
Отношение к инвалидам ВОВ в сталинский период...
Сосланные на Валаам ветераны-инвалиды
"Нищие победители": инвалиды Великой Отечественной войны в Советском Союзе http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/fi33.html

статистика, коммунисты, идиллия в союзе, советская мифология

Previous post Next post
Up