Робинзонада по-российски в XIX веке

May 02, 2016 00:52

Рассказ о русском Робинзоне в подражание Дефо, в конце реальная история.
Оригинал взят у falyosa в Жить захочешь - всему научишься
Оригинал взят у slavikap в Жить захочешь - всему научишься
Оригинал взят у tanjand в Жить захочешь - всему научишься




Эту коротенькую историю рекомендую прочитать. Она о силе духа, о способности человека к выживанию, об умении научиться всему тому, о чем понятия не имел раньше. Без морализаторства и нравоучений, просто небольшой, но замечательный рассказ.  Пишут, что история реальная, и нет причин в этом усомниться. Приятного чтения.))


Итак, русский робинзон

В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку.
Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж.

Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской…




Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль.

Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море - не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.

Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь… Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».

Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик.
Зная, что корабль шёл по Охотскому морю, он надеялся, что его оставили на одном из клочков суши гряды Алеутских или Курильских островов. Но вскоре убедился, что его положение хуже некуда.

Он был зажат судьбой в клещи двух морей. Перед ним плескалось холодное Охотское море, а за спиной шумело дремучее «зелёное море тайги». А в ней - медведи, волки, рыси, ядовитые змеи…




За неделю «русский Робинзон» устроил себе дом с печью, смастерил мебель. Сделал пращу, лук и стрелы (благоразумно решив беречь патроны к ружью). И правильно - зимой в его дом рвалась голодная волчья стая - убил из ружья 8 хищников в упор. А перед этим подстрелил медведя, обеспечив себя тёплой шубой и запасом медвежатины. Ловил рыбу, собирал и сушил грибы.

12 апреля Сергей Лисицын прогуливался по берегу, оценивая последствия весенних штормов, и увидел лежащего ничком человека. Без сил и чувств. Выяснилось, что Василий, так звали несчастного, - с транспорта, шедшего в Русскую Америку. Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку.

Помимо 16-летнего паренька на нём оказались две овчарки, коты, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов, 26 овец, запасы продуктов, инструменты, семена ячменя и ржи, а ещё оружие, телескоп, две подзорные трубы, самовар, строительный и огородный инструмент.

Семь месяцев одиночества напрочь выветрили у «барина» всю дворянскую спесь. С таким хозяйством и ещё с двумя парами крепких и умелых рук они за лето не только обновили дом и баню, но и научились делать масло, сметану, сыр и творог. Вспахали поле и собрали урожай ячменя и ржи. Организовали обильный лов морской и речной рыбы. Начали сбор и переработку грибов, ягод и лесных трав. Словом, зажили трудовой коммуной. …

В 1857 г. писатель Николай Сибиряков встречался с гостеприимным хозяином медных и золотых приисков в Приамурье Сергеем Лисицыным. Залежи медной руды и золота тот когда-то нашёл, будучи в одиночестве. Он был назначен правительством ещё и управляющим этими землями. Василий «Пятница» был при нём.

Его сын учился в Московском университете. А в Петербургском университете за счёт Лисицына учились оба сына командира корабля, который когда-то высадил смутьяна-гусара на пустынный берег. Став богатым человеком, Сергей Лисицын нашёл старика, проводил его в последний путь и взял на себя все заботы о его детях.

источник

__________________________________________________
Правда о русском робинзоне
В дополнение к посту http://pikabu.ru/story/russkiy_robinzon_3999892

Подобная история действительно была описана в книге "Русский Робинзон", только автором являлся Николай (а не Александр) Сибиряков. Это художественное произведение, равно как и "Робинзон Крузо", однако, имеющее в своей основе реальные события.

К сожалению, помимо имени автора в статье переврали много других подробностей, а некоторые моменты смутили читателей. Я постараюсь дать всему этому объяснение.

Личное впечатление от книги: слабое подражание "Робинзон Крузо" и "Таинственный остров", только герой выживает не на острове, а в Приамурье. И мочит китайцев. Ура-патриотизм и православие присутствуют (Лисицын, будучи неверующим, становится верующим, впрочем, без фанатизма).

Дополнение: в Государственной Публичной Исторической Библиотеке хранится книга Николая Сибирякова, вышедшая в 1876 году.
Ссылка на сайт библиотеки: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/34230#page/0/mode...

В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку. Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской…

Неточность: в книге указан 1845 год.

Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море - не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.

Корабль он так и не увидел, что же до вещей, то вот их перечисление:

"В двух больших чемоданах оказалось несколько дюжин голландского белья - носильного, постельного и столового; теплое и летнее одеяла; три пары платья и столько же пар сапог; романовская дубленка, черкесская шапка; пара дуэльных пистолетов, полная коробка пистонов, большой булатный кинжал; письменный прибор со стальными перьями и карандашами, чертежный инструмент, палочка туши, ящик с сухими красками; большой ящик с масляными красками в хрустальных флаконах, с палитрой и кистями, стопа почтовой бумаги, флакон с чернилами, бритвенный ящик, столовый и чайный серебряные приборы, записная книжка и до двухсот гаванских сигар. В чайном погребце, сверх столовых тарелок и стаканов и пары складных шандалов, чайница и сахарница были полны чаем и сахаром, а две большие фляги - водкой. В патронташе находилось двадцать четыре заряда с пулями, в портфеле лежало 2800 рублей кредитными билетами. В карманах Лисицына находились золотые брегетовские часы и большой складной нож с пилкой. Сухарей оказалось не менее пуда."

Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля: «Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь…

Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».

Письмо приводится в сокращении.

Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик.

Об этом в книге ни слова, напротив, хоть Лисицын и оставался на попечении у своей тётки, лодырем он не был. Цитирую:

"Правда, товарищи уважали его за необыкновенные способности к наукам, за физическую силу и ловкость, а более всего за дерзкое обращение с начальством, сопровождавшееся наказаниями, которые он выдерживал со спартанским стоицизмом.

Окончив блистательно экзамен, он получил звание кандидата математических наук и с триумфом явился к тетушке-баловнице в ее село Сосновку Курской губернии."

Теперь же постараюсь ответить на часть вопросов к посту.

Как он построил дом?!

"Наконец, начертив на возвышенном месте четырехугольник, имеющий по шести аршин в каждой стороне, он по этим линиям с помощью большой морской раковины, заменившей заступ, выкопал узкий ровик глубиной до трех четвертей аршина; в этот ровик поставил нетолстые колья на небольшом расстоянии один от другого. Засыпал колья плотно землей, пространство между ними заплел гибкими ивовыми прутьями.

Окончив этот внутренний плетень, он выкопал другой ровик в аршинном расстоянии от первого, и устроил второй плетень, но только по мере его возвышения заполнял промежуток между плетнями глиной, сильно уколачивая ее колом. Лисицын вспомнил, как в деревне тетки мужики заплетали изгороди и устраивали плетневые сараи. Для большей прочности он связал прутьями верхние концы обоих плетней. Теперь стены нужно было накрыть потолком и над ним устроить крышу от дождя. Для этого Лисицын набрал в лесу сухого валежника, из которого приготовил длинные слеги, он плотно забрал ими потолок строения, оставив над стенами со всех сторон аршинные выступы; потом пазы между слегами промазал глиной и навалил на потолок целую гору сырого мха, образовав из него скаты на все четыре стороны. Плотницкого инструмента у Лисицына не было, и потому дверей и окон в хижине он сделать не смог. Наш архитектор при устройстве плетней оставил три отверстия: небольшое для света, другое для входа в хижину - оба под самым потолком, а третье возле пола для сообщения основного жилища с предполагаемой пристройкой. Эти отверстия он затыкал четырехугольными плетушками, наполненными землей, и сверх того наволоками, набитыми сухим мхом. В одном углу хижины было сплетено место для постели на три четверти аршина вышиной от пола, оно было застелено сухим мхом; подушками служили наволоки, также набитые мхом.

Над возведением своей хижины Лисицын трудился больше двух месяцев."
А печь?

"В этом деле Лисицыну очень помогло теоретическое знание всех способов выделки кирпича."

"Сведущий мастер сложил бы эту печь в два, много в три дня; наш же непривычный работник употребил на ее сооружение ровно две недели."

Если кому интересно, могу в комментах скинуть отрывок про полное строительство печи.

А посуду?

"Вымесив глину как можно тщательнее и гуще, он на ровном месте из обломков кирпича устроил с помощью глины болваны для горшков и плошек. Этим болванам палкой и ножом он придавал правильную форму и гладкую поверхность, затирая трещины по мере высыхания песком с глиной. Когда болваны хорошенько высохли, он покрывал их равномерным слоем мха и осторожно обкладывал глиной, толщиной в два пальца; как только глина немного просыхала, он опять с помощью ножа и палки ровнял стенки сосуда, а чтоб они не трескались от солнца и ветра, обсыпал песком и листьями.

Посуда в несколько дней просыхала так, что он без труда мог снять ее с болванов, причем от неосторожности обходилось не без убыли."

Почему Лисицын не пошёл вдоль берега к поселению?

По книге, Лисицын решил ждать на месте высадки, чтобы его подобрал проплывающий корабль. Тогда Приамурье было ещё слабо исследовано и заселено, а граница с Китаем утвердилась гораздо позднее описываемых событий.

Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку.

Шта? Куда сбежали? Телепортировались что ли?

"пассажиры, за исключением его и мальчика Петра, отправились на боте искать спасения. Он потому остался на корабле, что занят был спешной работой в трюме, а мальчик лежал без памяти в лихорадке. На другой день бури корабль сняло с мели и вчера к ночи прибило к здешнему берегу".

О судьбе бота неизвестно, учитывая бурю....

Куда делся сын Василия?

Никуда не делся, был третьим в компании "робинзонов".

Как он выбрался с берега?

Найдя Василия с его сыном, Петром, Лисицын вскоре вместе с ними отправились к реке Амур. В дальнейшем они нашли ещё русских охотников и вступали в сражения с китайцами, заимев от них пленного. В конечном счёте они устроили в Приамуре небольшое укреплённое хозяйство. В 1855 году они выбрались к Амуру и нашли своих.

По утверждению автора, он встретил Лисицына в 1858 году (а не 1857).

дык сколько он там просидел ?

На берегу не больше года, находился без связи с Родиной около 10 лет, неполных (прибыл в июле 1845, весной 1855 вышел к Амуру и добрался до своих).

Спрашивайте)

P. S. Что касается координат, то в книге упоминается Алмазная река, и такая действительно есть в Приморском крае.
отсюда и далее http://pikabu.ru/tag/%D1%E5%F0%E3%E5%E9%20%CB%E8%F1%E8%F6%FB%ED/hot

природа, океан, фэнтези

Previous post Next post
Up