Оригинал взят у
nilsky_nikolay в
Штришок к истории сталинской статистики 27 декабря [1936 года]
Сегодня я прочёл в газете «Правда» (от 26-го декабря) статью Хотимского, озаглавленную «Здоровье населения СССР». Я не верил своим глазам, читая те цифры, которые приводит там этот неизвестный мне автор. Оказывается, что по сравнению с 1913 годом заболевания сифилиса в СССР уменьшились на 85%. Среди крестьян призывного возраста в Харьковской, Московской, Свердловской, Курской областях, в Белорусской ССР, в Армянской ССР и в ряде других областей СССР не обнаружено ни одногосифилитика! По сравнению с 1913 годом заболевания дифтерией уменьшились на 80%, заболевания брюшным тифом - на 71%, оспой на 96% и т. д.... Процент физически слаборазвитых призывных оказался ничтожным и по различным областям не превышал 1,9%, между тем как в 1913 г. он достигал местами 15-20%.
Ведь это всё ложь с начала и до конца! Никто не верит этой лжи. Для чего же её печатать в газете, являющейся центральным органом коммунистической партии?
Передо мной лежит сейчас брошюра профессора С. А. Томилина «Венерические болезни в окружных городах Украины в 1927 г.» В конце 1928 г. она была издана с очень хвалебным предисловием народного комиссара здравоохранения Украины Д. Ефимова. Затем она была предана диалектической анафеме, и профессора Томилина изгнали из занимавшейся им кафедры социальной гигиены за то, что он в этой брошюре, а также в некоторых других научных работах не подделал цифры и опубликовал статистические материалы, вполне соответствующие действительности.
(В то время было ещё возможно печатать статистические материалы о распространении различных заболеваний, не фальсифицируя их.) Какие же цифры приводятся проф. Томилиным? Оказывается, в 1913 г. на Украине на 10 000 населения имелось 45,0 сифилитика, а в 1924 г. - 46,7 сифилитика. Иначе говоря, за указанный период никакого снижения не произошло. При этом сифилис по сравнению с гонореей и мягким шанкром приобрёл большее распространение, как это видно из следующих данных:
1909-13 гг.
1926-27 гг.
Сифилис
49,4%
55,5%
Гонорея
37,3%
42,3%
Мягкий шанкр
13,3%
2,3%
Так было 9 лет тому назад. И вот оказывается, что в 1936 г. распространении сифилиса уменьшилось на 85%! Блажен, кто верует этому! В квартире, в которой я живу, занимают одну комнату доцент З. И. Синельников и его жена д-р Воловник. Оба они - венерологи. Д-р Воловник работает в студенческой амбулатории. Оба рассказывали мне, какой большой процент молодых людей больны венерическими болезнями. Кому же верить? Заведомо фальсифицированным цифрам официальных статистик или лечащим врачам, перед глазами которых проходит ежедневно громадный материал? Что касается цифр о распространении дифтерии, скарлатины, брюшного тифа и т. д., то я не располагаю другими материалами, которые можно было бы противопоставить официальным цифрам. Ведь все эти данные засекречены и совершенно недоступны. Но все врачи прекрасно знают, какие громадные эпидемии дифтерии и скарлатины были и в прошлом, и в этом году в г. Харькове. Месяца два тому назад я лично слышал доклад заместителя наркома здравоохранения УССР Медведя, который громил дирекцию харьковского Института экспериментальной медицины за то, что сотрудники института занимались разработкой малоактуальных проблем, в то время как на Украине ещё свирепствуют эпидемии брюшного тифа, дифтерии, скарлатины и т. д.... Вот разберись, где правда? Если верно, что инфекционные заболевания уменьшились на 70-80%, то для чего нужно было заместителю наркома здравоохранения упрекать сотрудников УИЭМа в том, что они не занимались изучением инфекционных заболеваний (чем, кстати сказать, им и не следовало заниматься, так как имеется в Харькове другой, очень мощный бактериологический институт, который специально изучает различные инфекции).
Я часто задавал себе вопрос: для чего так нагло лгут советские газеты, перещеголявшие в этом отношении даже наиболее продажные буржуазные газеты? Ужас заключается в том, что эта ложь должна обязательно распространяться не только в газетах, но и в научных работах. Если какой-нибудь учёный осмеливается привести в своей работе цифру, хоть в слабой степени расходящуюся с официальными данными, его за это беспощадно ругают на собраниях, в печати, а иногда выгоняют с занимаемой должности. Советский учёный поставлен перед перспективой либо лгать, либо замалчивать истину, что также является формой лжи.
Для всех истинных учёных, т. е. для честных людей эта неизбежная ложь является чрезвычайно тягостной! Я думаю, что советская власть не потерпела бы никакого ущерба, если бы о распространении заболеваний в СССР писалась бы правда. Весьма возможно, что многие инфекции несколько уменьшились по своему распространению, но, конечно, не на 70-80%. Если бы писалась правда, она оказалась бы достаточной для того, чтобы доказать несомненность успеха советского здравоохранения. Для чего же врать? Неужели же вы не понимаете, дорогие товарищи, что вы этим приносите не пользу, а вред советской власти, ибо вашим заведомо ложным цифрам никто не поверит ни у нас, ни за границей!
(Источник: Лев Николаев. Во власти фанатиков. Дневник советского профессора)