1931 год в СССР. Тишина и благополучие при Гуталине: ударим, отшибем, заставим, расправа...

Jun 01, 2022 12:27

Насколько реальна названная Сталиным цифра в десять миллионов «побежденных» им крестьян?
Согласно последним исследованиям историка Виктора Земскова, непосредственно жертвами коллективизации стали от двух до двух с половиной миллионов человек. Если прибавить к ним погибших в результате голода 1932-1933 годов 7,7 миллиона, то примерно на эту цифру мы и выходим.

- Как вы считаете, Сталин тогда не лукавил в разговоре с Черчиллем?
Это действительно была очень важная для него история. По воспоминаниям сталинского секретаря Бориса Бажанова, именно в дискуссиях о путях развития деревни тот сформировался как диктатор. И многие мифы о Сталине тоже возникли в это время. Ведь он был малообразованным человеком, и когда в 1920-е годы на заседаниях Политбюро обсуждались какие-либо стратегические вопросы, то он мало что в них понимал. Поэтому Сталин избрал примитивную, но действенную тактику: отмалчиваться во время дискуссии, а по ее завершении в максимально простой и сжатой форме сформулировать мнение большинства....

Оригинал взят у therese_phil   в   константы налоговой логики

Как это работало - комментарий современника (Шитц И. Дневник «Великого Перелома»: март 1928 - август 1931. Париж: YMCA-Press, 1991. С. 283):

Работает и налоговый пресс. 40% прибавки к подоходному налогу (на «культурные потребности деревни») должны быть взысканы в первую часть года, так что фактически назначено взимать в февр., марте и апреле двойной, а в мае тройной подоходный налог, - так получено будет дополни­тельное обложение за 5 мес. (это, кстати сказать, больше назначенных 40%). Далее идет заем в размере 1300 млн. (вместо 760 млн. прошлого года). Наконец, выжимание дохода отовсюду: ни одна продажа собственности в пользу казны (автомобиля, весов, двигателя, картин и т. д.), ни одна работа на казну по подряду не обходится без обиратель-ства, - б. собственника дополнительно облагает «за прошлые годы» фининспектор, а подрядчиков, после подоходного обирания, обычно засаживают под тем или иным предлогом (так, говорят, поступили с подрядчиками по постройке огромного здания ГПУ на Лубянке).

Пример обложения. «Служитель культа», протодьякон, из расчета заработка (так установил сам фин) в 3000 в месяц обложен так: заработок «округлен» до 40000 в год, налог - 28000руб. Дополнительное обложение, вместо 40% для всех, для служителя культа кладется в 100%, т.е. еще 28000 р. Итак, при установленном заработке в 40000 руб. взимание - 56000 р.

Однако, вот главное, что происходило в феврале 1931 (там же, с. 284):
«НЕТ ЗУБНЫХ ЩЕТОК В ПРОДАЖЕ!»

Оригинал взят у therese_phil    в rien
Попалась под руку обычная районная газетенка - тысячи таких.

Февраль 1931-го. Ничего вроде бы и не происходит. Да и что может происходить в богоспасаемой русской глубинке - в Спасском районе Московской области? (нынче это Спасск-Рязанский). Отец родной недавно речь произнес об овладении техникой (она на с. 3-4). Ну, коллективизация идет, вестимо, однако закружившиеся головы, говорят, давно вкручены обратно, да и как нам иначе модернизировать страну, скажите на милость? Но дискурс-то какой энергичный, жизнеутверждающий: ударим, отшибем, заставим, усилим, сметем, расправа, беспощадная борьба, террористические вылазки, враг, оппортунист, приговор… Бодрит!














А вот еще бумажки. Из соседней губернии - Владимирской. Чуть более ранние, наверное, кон. 1929 - нач. 1930 (?). Щепки, так сказать, летят. Даже не раскулачивание как таковое, не репрессия, а взыскание задолжностей: « твердое задание» по хлебо- и мясозаготовкам, стопроцентное «самообложение» (т.е. двойной налог), - как тут сдюжишь, особенно если ты лишенец? Все в опись идет - хоть шаль, хоть что, хоть полушалок:


Этот «богач» - священник, на него нашлась краткая справка: Островский Федор Андреевич. Родился в 1875 г., Владимирская обл., Кольчугинский р-н, с. Ваулово; священник. Проживал: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Фроловское. Арестован 19 февраля 1930 г. Приговор: 3 года высылки. Что дальше - неизвестно.



А у этого бедолаги даже дома своего не было. Зато мы знаем, что через 7 лет лишился он не только самовара, но и свободы: Померанцев Александр Иванович. Родился в 1890 г., Московская обл., с. Марково; священник. Проживал: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, с. Шегодское. Арестован 8 сентября 1937 г. Приговор: 10 лет лишения свободы. Очень типовая судьба для попа-«твердозаданца», да и любого выявленного «кулака». Еще легко отделался.

Нас нынче призывают, рассказывая школьникам историю СССР, включать в число репрессированных «лишь осуждённых к смертной казни и расстрелянных лиц», поскольку «это позволит уйти от  спекуляции на этой теме, когда в число жертв репрессий приплюсовывались все, причём не по одному разу». Действительно, не по одному: сначала тебя лишали гражданских прав, потом - имущества, потом - родины (в исконном смысле этого слова - места, где ты родился), потом - свободы, потом - жизни. А затем, может быть, реабилитировали и - о, счастье! - выплатили твоим внукам компенсацию за отнятый дом в размере… 10 000 руб (300 баксов то есть). И то, если осудили тебя по политическим мотивам. А если просто непосильный налог не заплатил - шиш! Ты по-прежнему тунеядец трудового народа. Но зато великая держава: отняли соху и полушалок, дали атомную бомбу.

P.S. А соврала я, что ничего тогда не происходило: 1 февраля 1931 родился Борис Ельцин, 2 марта - Михаил Горбачев. Дети и внуки кулаков.

церкви, репрессии, гуталин, раскрестьянивание, советская мифология

Previous post Next post
Up