Кроме того, были присвоены и испанские суда. По окончании Гражданской войны в Испании девять испанских кораблей, оставшихся по разным причинам в морских портах СССР, подняли советские флаги. Согласно официальной версии, возвращение лайнеров на родину к этому времени стало невозможным - республика пала, так что суда непременно попали бы в руки франкистов, которых в СССР приравнивали к фашистам. Считается, что эти корабли были поставлены в нашу страну правительством Испании в счет поставок вооружения для республиканских сухопутных войск. Однако немало источников, в том числе испанских, пишут о том, что Москва просто воспользовалась ситуацией и конфисковала суда. Их общая стоимость, по некоторым оценкам, составляла более 8 миллионов долларов. Большинство пароходов были включены в состав Черноморского государственного морского пароходства, еще часть вошла в Северный флот. После этого каждый испанский лайнер прошел капитальный ремонт и переоборудование. Оставить суда гражданскому ведомству было рискованно - в этом статусе их могли арестовать в любом иностранном порту и вернуть в Испанию, которой уже руководил генералиссимус Франсиско Франко. Зато флаг Военно-морского флота СССР обеспечивал «советским испанцам» надежную защиту. Судьба этих лайнеров, как и членов их экипажей, сложилась по-разному. Об одних кораблях известно многое - вплоть до момента их списания на металлолом, о других почему-то нет сведений ни в испанских, ни в советских архивах. Как бы то ни было, этот вопрос освещен в отечественных и зарубежных источниках очень обрывисто. «Маленькие истории» попытались сложить воедино все имеющиеся сведения, чтобы отдать дань памяти и уважения людям и кораблям, в судьбе которых приезд в СССР в конце 30-х годов оказался поворотным и даже роковым. Девять кораблей - девять малоизвестных глав нашей истории. Глава 1. ИСПАНСКИЙ «MAR BLANCO» - ОН ЖЕ СОВЕТСКИЙ «ОРЕЛ» «Mar Blanco» (исп. Белое море) - грузовой пароход, построенный в 1919 году на верфях Бильбао баскской компании «Sociedad Española de Conststrucción Naval». Развивал максимальную скорость в 11 узлов. О его мирных рейсах до Гражданской войны в Испании данных совсем не сохранилось. Известно, что в зиму 1936-1937 годов, когда осуществлялась уже вторая серия морских поставок из СССР республиканскому правительству, этот пароход перевез важный военный груз: 30 истребителей И-15, 32 автоматические пушки M1931 76,2-мм, 30 миллионов патронов 7,62-мм, около 25 тысяч винтовок Mosin Nagant M91/30 7.62x53mmR, 32 тысячи снарядов 76,2-мм АА. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
В 1938 году «Mar Blanco» снова прорвался через франкистскую блокаду в СССР, но обратно уже не вернулся - был оставлен в порту Одессы (причины не указаны). В 1939 году пароход включили в состав Черноморского флота. Под новым названием «Орел» он осуществлял внутренние грузовые рейсы. С началом Великой Отечественной войны испанец также числился в составе ЧФ в качестве грузового транспорта, находился в каботажном плавании. Однако уже 30 июня 1941 года «Орел» был затоплен у входа в порт Одессы для создания заграждения немецким и румынским кораблям. В 1943 году румынские спасатели подняли и отбуксировали пароход в порт Констанцы для последующего ремонта. Однако в 1944 году при отступлении германских войск многострадальный испанец был вновь затоплен - на этот раз из соображений «не доставайся никому». После войны корабль был снова поднят со дна уже советскими службами и отбуксирован в СССР. После ремонта находился на балансе Черноморского государственного морского пароходства. О дате его списания, к сожалению, нам не известно (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
В книге российского историка Андрея Елпатьевского «Голубая дивизия» говорится о том, что капитан «Mar Blanco» Анхель Летуриа (D. Ángel Leturia) был единственным из всего экипажа этого судна, кто не вернулся в Испанию после победы франкистов. Почему и добровольно ли Анхель решил остаться в СССР - неизвестно. В январе 1940 года капитан Летуриа был арестован в Одессе представителями НКВД, обвинен в попытке бежать из страны через Румынию и нежелании включиться в трудовую советскую жизнь. Вместе с моряками с лайнера «Cabo San Agustin» Летуриа был заключен в тюрьму Харькова, откуда их вскоре этапировали в один из лагерей Караганды. С октября 1941 года бывшие испанские моряки вместе с советскими заключенными принимали участие в строительстве шоссе за полярным кругом. Затем их объединили с бывшими же испанскими пилотами, которые якобы тоже пытались покинуть СССР через Румынию. Так что в трудовую советскую жизнь капитана-республиканца Летуриа «включили» насильно. О его дальнейшей судьбе информация не сохранилась. Есть вероятность, что Анхель все же благополучно пережил советские лагеря и даже завел в СССР семью. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
«Isla de Gran Canaria» (исп. Остров Гран-Канария) - грузо-пассажирское судно, заложенное, как и вышеописанный пароход «Mar Blanco», 21 мая 1919 года в Бильбао частной компанией «Cia Trasmediterranea» на верфи «Sociedad Española de Conststrucción Naval». Корабль был спущен на воду 20 августа 1921 года под именем «Mar Adriático» (исп. Адриатическое море) и передан заказчику 5 ноября 1921 года за 5 миллионов песет. Водоизмещение судна составляло 8584 тонн, скорость солидная - 14,2 узла. Теплоход был оснащен современнейшей по тем временам системой вентиляции, что позволяло ему перевозить древесину, хлопок, а также такой скоропортящийся товар, как бананы. До Гражданской войны «Mar Adriático» выполнял регулярные рейсы по Средиземноморью, а с 18 июля 1936 года находился под контролем республиканского правительства Испании. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
Огромное спасибо за красочное добавление. Разве можно было не присвоить испанские пароходики и моряков, а за проявленное ими недовольство пусть отрабатывают в лагерях.
По окончании Гражданской войны в Испании девять испанских кораблей, оставшихся по разным причинам в морских портах СССР, подняли советские флаги. Согласно официальной версии, возвращение лайнеров на родину к этому времени стало невозможным - республика пала, так что суда непременно попали бы в руки франкистов, которых в СССР приравнивали к фашистам. Считается, что эти корабли были поставлены в нашу страну правительством Испании в счет поставок вооружения для республиканских сухопутных войск. Однако немало источников, в том числе испанских, пишут о том, что Москва просто воспользовалась ситуацией и конфисковала суда. Их общая стоимость, по некоторым оценкам, составляла более 8 миллионов долларов. Большинство пароходов были включены в состав Черноморского государственного морского пароходства, еще часть вошла в Северный флот. После этого каждый испанский лайнер прошел капитальный ремонт и переоборудование. Оставить суда гражданскому ведомству было рискованно - в этом статусе их могли арестовать в любом иностранном порту и вернуть в Испанию, которой уже руководил генералиссимус Франсиско Франко. Зато флаг Военно-морского флота СССР обеспечивал «советским испанцам» надежную защиту. Судьба этих лайнеров, как и членов их экипажей, сложилась по-разному. Об одних кораблях известно многое - вплоть до момента их списания на металлолом, о других почему-то нет сведений ни в испанских, ни в советских архивах. Как бы то ни было, этот вопрос освещен в отечественных и зарубежных источниках очень обрывисто. «Маленькие истории» попытались сложить воедино все имеющиеся сведения, чтобы отдать дань памяти и уважения людям и кораблям, в судьбе которых приезд в СССР в конце 30-х годов оказался поворотным и даже роковым. Девять кораблей - девять малоизвестных глав нашей истории. Глава 1. ИСПАНСКИЙ «MAR BLANCO» - ОН ЖЕ СОВЕТСКИЙ «ОРЕЛ» «Mar Blanco» (исп. Белое море) - грузовой пароход, построенный в 1919 году на верфях Бильбао баскской компании «Sociedad Española de Conststrucción Naval». Развивал максимальную скорость в 11 узлов. О его мирных рейсах до Гражданской войны в Испании данных совсем не сохранилось. Известно, что в зиму 1936-1937 годов, когда осуществлялась уже вторая серия морских поставок из СССР республиканскому правительству, этот пароход перевез важный военный груз: 30 истребителей И-15, 32 автоматические пушки M1931 76,2-мм, 30 миллионов патронов 7,62-мм, около 25 тысяч винтовок Mosin Nagant M91/30 7.62x53mmR, 32 тысячи снарядов 76,2-мм АА. (Благодарим за ссылку на Маленькие истории)
Reply
Reply
Reply
Reply
Разве можно было не присвоить испанские пароходики и моряков, а за проявленное ими недовольство пусть отрабатывают в лагерях.
Reply
Leave a comment