Силаев: 46 млрд. руб. ежегодно из РСФСР уходит в другие республики

Dec 28, 2020 00:08

К вопросу специального дотационного Фонда, созданного в 1923 году.

«В 1923-м, одновременно с разработкой своей национальной концепции, советское правительство учредило и дотационный фонд для развития союзных республик. Фонд этот рассекретили лишь в 1991-м после доклада премьера Ивана Силаева президенту Борису Ельцину. Когда расходы из него пересчитали по валютному курсу 1990 года (1 доллар США стоил 63 копейки), выяснилось, что ежегодно союзным республикам направлялось 76,5 млрд долларов. Формировался этот секретный фонд исключительно за счет РСФСР: из каждых трех заработанных рублей Российская Федерация лишь два оставляла себе. И почти семь десятилетий каждый гражданин республики отдавал своим братьям по Союзу ежегодно 209 рублей - больше своей среднемесячной зарплаты…

Существование дотационного фонда многое объясняет. Ну, например, становится понятно, как, в частности, Грузия могла по уровню потребления обойти российский показатель в 3,5 раза. Для остальных братских республик отрыв был меньше, но они «рекордсмена» успешно догоняли все советские годы, включая и период горбачевской перестройки»...
Полностью в https://oboguev.livejournal.com/6310764.html

Фактически всю страну везла на себе Россия. Мы установили, что ежегодно из РСФСР в другие республики уходило порядка 46 миллиардов рублей.

И, формируя бюджет России на 1991 год, внесли предложение - сократить суммы дотаций.



Иван Степанович Силаев: "Я хотел расстрелять всех членов ГКЧП"

Иван Степанович, вы были одним из самых активных участников августовских событий,
человеком, близким к Ельцину. Сейчас, через десять лет, у вас нет сомнений в правильности вашего выбора?

Десять лет, конечно, срок достаточный, чтобы оценить все, что произошло, и в том числе свою роль: прав ли был или нет. Но в результате я прихожу к выводу, что прав. Путчисты своей целью ставили - не допустить переход на новую экономическую формацию. Уже поэтому явление ГКЧП было негативным.

«Вы отказываете членам ГКЧП в каком-то профессиональном уровне, в логике действий?

Нельзя сказать, что там собрались какие-то совершенно ненормальные люди. Но это были случайные люди. Я, например, не вижу общего между Стародубцевым и Тизяковым, Язовым и Баклановым... Скорее, это наспех сколоченная группа. Хотя, очевидно, сама такая мысль возникла не сразу.

Я полагаю, эта группа отражала настроение многих союзных республик-дотационников. В СССР ведь было всего три донора - РСФСР, Белоруссия и Латвия. Понятно, две последние республики, можно сказать, не в счет.

Считалось, Украина всех кормит, а она тоже была дотационной. Мы это видим и сейчас, когда она очень много должна нам за газ и не собирается расплачиваться. Фактически всю страну везла на себе Россия. Мы установили, что ежегодно из РСФСР в другие республики уходило порядка 46 миллиардов рублей.

И, формируя бюджет России на 1991 год, внесли предложение - сократить суммы дотаций. Но мы были готовы помогать дотационным республикам, создав специальный фонд, в который бы Россия вкладывала порядка 10 миллиардов рублей.

Сумма очень значительная. В то время доллар был дешевле рубля. Также мы выставили требование, что республика, получающая средства из этого фонда, должна возмещать их какими-то товарами.

Например, Узбекистан, очень крупный дотационник, - хлопком, Украина - фруктами, овощами. Все это республики встретили с чрезвычайной раздражительностью и категорической непримиримостью.

Действительно, кому улыбалась перспектива самим зарабатывать деньги. Практически мы заключили соглашение только с Литвой и Киргизией, которая запросила в союзном бюджете 500 миллионов рублей на дотацию и взамен обещала поставлять нам свои продукты.

Тогда же мы внесли предложение о сокращении расходов на армию, что тоже было встречено в штыки. Но мы поступали правильно. Я и сейчас так считаю. Это были российские деньги, на которые кормились все. Когда-то это должно наконец кончиться.

Помню, как утром 19 августа Ельцин и я звонили в республики, чтобы те поддержали нас против путча. Да и к кому нам было еще обратиться? Естественно, к братским республикам. Сначала Ельцин поговорил с Каримовым. Тот отказался нас поддержать. Кравчук сказал: "А что такое? У меня пока никакой информации нет".

Мы позвонили в 3-4 республики, и все безрезультатно. На мой взгляд, они хотели, чтобы все шло по-старому и Россия лишалась своих заслуженных средств. И нашлись силы, которые взялись реализовывать замысел - поставить Россию на колени…»
Интервью И.С. Силаева, источник http://www.pseudology.org/people/Silaev_IS.htm

* * *
"Ленинградское дело" и русский вопрос
"....К "ленинградцам" это понимание стало приходить, когда они один за другим после войны стали выдвигаться в высшие эшелоны власти.

Дело в том, что сразу после образования СССР был сформирован общесоюзный бюджет, а в его рамках постановлением ВЦИК от 21 августа 1923 г. был создан Союзно-республиканский дотационный фонд СССР, средства из которого стали направляться на экономическое и социальное развитие кавказских, среднеазиатских и других союзных республик, включая Украину. Весь этот Фонд формировался за счёт РСФСР (из союзных республик просто нечего было брать). В отличие от РСФСР в бюджеты союзных республик полностью зачислялись сборы налога с оборота (один из основных источников бюджетных поступлений), также полностью оставался в республиках подоходный налог. И хоть российская экономика играла решающую роль в формировании упомянутого Фонда, дотациями из него никогда не пользовалась.

Как откровенно признавал в 30-х гг. Г.К. Орджоникидзе: "Советская Россия, пополняя наш (Грузинской ССР) бюджет, даёт нам в год 24 млн рублей золотом, и мы, конечно, не платим ей за это никаких процентов. Армения, например, возрождается не за счёт труда собственных крестьян, а на средства Советской России".

Доктор экономических наук профессор В.Г. Чеботарёва на международной конференции в Москве в 1995 г. привела свои расчёты, которые показали, как протекал процесс перекачки прибавочного продукта из РСФСР в союзные республики.

Во-первых, денежные вливания в чистом виде. Опубликованные отчёты Минфина СССР за 1929, 1932, 1934, 1935 гг. позволяют сделать вывод, что в указанные годы Туркменистану в качестве дотаций было выделено 159,8 млн руб., Таджикистану - 250,7, Узбекистану - 86,3, ЗСФСР - 129,1 млн руб. Что касается, например, Казахстана, то до 1923 г. эта республика вообще не имела своего бюджета - финансирование её развития шло из бюджета РСФСР.

Но в расчёт следует включать не только чисто денежные вливания. На протяжении десятков лет, доложила международной и российской общественности профессор В. Чеботарёва, кроме чисто денежной дани Россия отдавала союзным республикам "свой самый драгоценный капитал - высококвалифицированных специалистов. В 1959 г. за пределами России находилось 16,2 млн русских, в 1988 г. - 25,3 млн. За 30 лет их численность увеличилась на 55,5 %, а в пределах России - только на 22 %. Представители российской диаспоры создавали значительную часть национального дохода в республиках. Например, до 1992 г. 10 % русского населения Таджикистана производили до 50 % внутреннего национального продукта"....
Источник: https://topwar.ru/39182-leningradskoe-delo-i-russkiy-vopros.html

* * *
"Особенно ярко «затюканность» России видна на примере положения русской  деревни. Замечательно, например, что в феврале 1930 г. ЦК принял  секретное постановление, в котором запрещалось применять в национальных  районах Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа и  Бурят-Монголии те методы коллективизации, которые использовались в  русских областях. По расчетам В. П. Попова, в военном 1944 г. в РСФСР  средний валовой доход на колхозный двор составлял 8917 руб., 17 % этой  суммы уходило на прямые налоги (сельхозналог - 8,1 %, военный налог -  8,9 %), 9,2 % - на так называемые «добровольные платежи» (займы,  лотереи). Аналогичные показатели по республикам Закавказья:  Азербайджанская ССР - 14 530 руб., 6,4 % (2,6 и 3,8), 7,4 %; Грузинская  ССР - 20 199 руб., 8 % (3,6 и 4,4), 5 %; Армянская ССР - 16 325 руб.,  6,9 % (2 и 4,9), 5,1 %. По данным Г. И. Литвиновой, в 1951 г. смоленский  колхозник за один трудодень мог получить 890 г зерна и 17 коп.,  эстонский - 1 кг 830 г зерна и 1 руб. 50 коп., а таджикский - 2 кг 40 г  зерна и 10 руб. 05 коп. Стоимость валового сбора продуктов  растениеводства за один трудодень по закупочным ценам в Центральной  России в 1950-х гг. была в 10 раз ниже, чем в Узбекистане, и в 15 раз  ниже, чем в Грузии.
Но и сравнение жизни в городах было не в пользу России. В 1988 г.  этнографы В.В. Коротеева и О.И. Шкаратан писали в академическом журнале  «История СССР»: «На текущий момент состояние социальной инфраструктуры в  крупных городах РСФСР существенно хуже, чем в столицах и других крупных  городах большинства республик. Что особенно печально, Москва - столица  СССР и величайший город России - по показателям развития  социально-культурной инфраструктуры оказалась в седьмом десятке [!]  городов страны»...
https://sergeytsvetkov.livejournal.com/1473807.html
* * *
"Председатель Совета министров РСФСР в 1971-1983 годах М.С. Соломенцев вспоминал, как в начале 1970-х годов в поездке по Брянской области видел целую деревню, с Великой Отечественной войны живущую в землянках. В своих мемуарах он пишет: «Когда Брежнев рекомендовал меня на должность предсовмина РСФСР, я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: «Что значит затюкивать?» Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола» [117].

Любопытную картину в июне 1992 года нарисовал в этом плане в «Независимой газете» (12 июня) Иван Силаев, первый премьер-министр ельцинского правительства. Став летом 1990 года первым председателем Совета министров независимой России, Иван Силаев обнаружил, что в течение всех лет советской власти РСФСР ежегодно выплачивала союзным республикам, включая Украину, а с 1940 года и Прибалтийским республикам, по 46 млрд рублей в год. Пересчитав эти деньги по существовавшему в 1990 году валютному курсу (один доллар США был равен 60 копейкам), премьер в июне 1991 года доложил первому президенту России Борису Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд долларов.

После его доклада независимое правительство РСФСР потребовало в корне изменить практику истощения экономического ресурса России и в дотационный фонд заложить только (только!) 10 млрд рублей. Да и то при условии, что та республика, которая будет брать средства из этого фонда, будет делать это не безвозвратно, а только в кредит и обязуется заключить с правительством РСФСР соглашение о поставках своей продукции в счет обязательного погашения кредита в оговоренный срок. Услышав это, республиканские лидеры, включая Украину и Прибалтийские союзные республики, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачева «поставить этих русских на место»…
https://oboguev.livejournal.com/6310764.html

* * *
Что интересно, упомянутый Доклад или Заявление - премьер в июне 1991 года доложил первому президенту России Борису Ельцину, что РСФСР ежегодно направляла на развитие союзных республик 76,5 млрд долларов...
Очень хорошо запрятан, возможно, кто-то из читателей имеет лучший доступ к тем документам.
На это выступление Силаева последовало Постановление с упоминанием зарвавшегося, допускающего "безответственные решения"
О Заявлении Председателя Совета Министров РСФСР И. С. Силаева в связи с постановлением Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 года N 360

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР

ПОСТАHОВЛЕHИЕ

О Заявлении Председателя Совета Министров РСФСР
И. С. Силаева в связи с постановлением Кабинета
Министров СССР от 15 июня 1991 года N 360

Верховный Совет РСФСР

постановляет:

1. Одобрить позицию Совета Министров РСФСР, отстаивающего государственный суверенитет Российской Федерации и соблюдение новых принципиальных подходов к сотрудничеству, взаимодействию и поиску взаимоприемлемых решений между Республикой и Центром.

2. Согласиться с принятым Советом Министров РСФСР Постановлением от 27 июня 1991 года N 368 "О Постановлении Кабинета Министров СССР "Об организационных мерах по разработке производственных программ и прогнозов социально-экономического развития предприятий, регионов, республик и Союза ССР на 1992 год в условиях формирования рыночных отношений".

3. Правительству РСФСР предпринять энергичные действия в целях скорейшего подписания "Программы совместных действий Кабинета Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку".

4. Обратить внимание Президента СССР на факты безответственных решений подчиненного ему Кабинета Министров СССР, нарушающего договоренности и соглашения, достигнутые между республиками и Центром.

Первый заместитель Председателя
     Верховного Совета РСФСР
Р. И. Хасбулатов
Москва, Дом Советов РСФСР
28 июня 1991 года
N 1496-I
Источник: http://docs.cntd.ru/document/901605650

* * *
Затем последовало продолжение по цепочке, одно за другим:
Постановление Кабинета Министров СССР от 15.06.1991 № 360

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 15 июня 1991 г. N 360
Москва, Кремль

Не вводится в действие на
территории РСФСР до приведения
его в соответствие с основными
согласованными положениями
Программы совместных действий
Кабинета Министров СССР и
Правительств суверенных республик
по выводу экономики страны из
кризиса в условиях перехода к
рынку - Постановление Совета
Министров РСФСР
от 27.06.91 г. N 368

Об организационных мерах по разработке
производственных программ и прогнозов
социально-экономического развития предприятий,
регионов, республик и Союза ССР на 1992 год
в условиях формирования рыночных отношений

В соответствии с Программой совместных действий Кабинета
Министров СССР и правительств суверенных республик по выводу
экономики страны из кризиса в условиях перехода к рынку и в целях
подготовки к согласованной работе в 1992 году предприятий,
учреждений и организаций, местных, республиканских и центральных
органов государственного управления экономикой Кабинет Министров
СССР п о с т а н о в л я е т:
1. Считать необходимым незамедлительно развернуть работу по
формированию производственных программ, прогнозов
социально-экономического развития предприятий, регионов, республик
и Союза ССР на 1992 год, с тем чтобы создать предпосылки для
подготовки к эффективной деятельности.....
Полностью на источнике: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/78617

* * *
Например, старые привычки пришлось менять в Башкирии, соотносить с новыми веяниями - Распоряжение Совета Министров Башкирской ССР от 23.07.1991 N 585-р <О Постановлении Кабинета Министров СССР от 15 июня 1991 года N 360>
https://zakon-region3.ru/1/57059/

Услышав это, республиканские лидеры, включая Украину и Прибалтийские союзные республики, тут же потребовали от президента СССР М. Горбачева «поставить этих русских на место»… - отметили?
Отказ Украинской ССР и других республик поставлять свою продукцию в перерасчитанный Общий Фонд отразился в Докладной записке тов. Догужиеву
при нажатии скачивается - Раевский. О состоянии Общесоюзного фонда стабилизации экономики… PDF 2550
















советская власть, финансы, ссср, русофобия, архивы

Previous post Next post
Up