Советские газеты 1939 г: место "фашистов" заняли "германские войска" и реакция населения и НКВД

Dec 26, 2020 22:18

Спецсообщение от 3 сентября 1939 года о реагировании населения на договор с Германией.

Как обычно и было принято в советских спецсообщениях первые страницы повествовали о "горячей поддержке партии и правительства". Это не сильно интересно. Гораздо любопытнее почитать мысли и рассуждения несогласных. Рекомендую!

Специальное сообщение зам. НКВД УССР Горлинского "о реагированиях на речь т. Молотова на IV-й сессии Верховного Совета СССР" от 3.09.1939 г.


















Источники:
https://allin777.livejournal.com/390414.html
https://feldgrau.info/dokumenty2/20296-dokumenty-3
А здесь приводится расшифровка вышеданного документа и дополнительные реакции иностранцев
"Фашисты стали нашими друзьями". Документы из архивов КГБ
https://www.svoboda.org/a/30135383.html

* * *

РИА Новости 1 сентября 2009 г.
https://ria.ru/20090901/183144226.html

Советские газеты 1939 г: место "фашистов" заняли "германские войска"

События 1939 года в Европе вынуждали редакторов советских газет кардинально пересматривать приоритеты в подаче международной информации: шаги советского руководства во внешней политике были непредсказуемы, и пресса должна была следовать политической конъюнктуре.

Николай Соколов

События 1939 года в Европе вынуждали редакторов советских газет кардинально пересматривать приоритеты в подаче международной информации: шаги советского руководства во внешней политике были непредсказуемы, и пресса должна была следовать политической конъюнктуре.

Главный разворот в этом смысле произошел в отношении к фашистской Германии.

Советские газеты, сообщая о германской милитаризации и оккупации Германией Чехии вплоть до середины августа 1939 года, писали про "фашистов" и "германских захватчиков", применяя порой и более жесткие эпитеты. Еще 1 августа "Известия", проводя аналогии с Первой мировой войной, писали, что "современные агрессоры" имеют "захватнические и хищнические планы", 16 августа - о "новых трюках фашистской пропаганды" в Англии и т.д.


С подписанием 23 августа Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом ("Пакт Молотова-Риббентропа") "германские агрессоры" в Чехии и Словакии на газетных полосах сменились "прибывшими германскими войсками".

"Он (договор) кладет конец враждебности в отношениях между Германией и Советским Союзом", - написали "Известия" 24 августа в редакционной статье.

День 1 сентября 1939 года, от которого принято вести отсчет Второй мировой войны, стал не только Днем знаний; советским гражданам сообщили новые правила призыва в армию и на флот и о законе о сельскохозяйственном налоге, принятыми по итогам внеочередной четвертой сессии Верховного совета.

Но главным материалом всех печатных СМИ в тот день стал текст доклада председателя Совета Народных Комиссаров, наркома иностранных дел страны Вячеслава Молотова о ратификации советско-германского договора о ненападении.

"Советско-германский договор  о ненападении означает  поворот в развитии Европы, поворот в сторону улучшения  отношений  между двумя  самыми большими государствами  Европы. Этот  договор не только дает  нам  устранение  угрозы войны с Германией,  суживает  поле возможных военных столкновений в Европе и служит, таким образом, делу всеобщего мира - он должен обеспечить нам новые возможности  роста  сил,  укрепление наших позиций,  дальнейший рост влияния Советского Союза на международное развитие...", - утверждал Молотов.

Войну на последнюю полосу

В пятницу 1 сентября, когда германские части пересекли границу с Польшей, печатная пресса физически не могла сообщить об этом, но 2 сентября «Известия» отдают под эту новость лишь несколько колонок последней четвертой полосы, что в целом отражает подход советской прессы к освящению событий первых недель войны.

В рубрике "Военные действия между Германией и Польшей" "Известия" размещают сообщения ТАСС (единственного на тот момент в  СССР телеграфного агентства), что германские войска перешли германо-польскую границу. Указываются направления  наступления: "части германских военно-морских сил заняли позиции перед Данцигской бухтой", "на юге, в индустриальных районах Польши, германские войска продвигаются в районе Каттовин", "вблизи Грауденца идут бои" и т.д.

Рядом с новостями о действиях германских войск другие международные новости. Например, сообщение из Нью-Йорка, что англичанин Джон Кобб установил рекорд: он на 24-цилиндровом автомобиле мощностью 2400 лошадиных сил преодолел дистанцию в 5 километров со скоростью 452,9 км/ч.

Аналогичная картина в других газетах. Главные события, занимающие первые полосы: итоги внеочередной четвертой сессии Верховного совета, утверждение закона о всеобщей воинской обязанности и речи депутатов совета. Первополосные заголовки в "Комсомольской правде": "Закон о всеобщей воинской обязанности", "Общемосковское собрание преподавателей основ марксизма-ленинизма" и "Успехи комбайного Алтая".

Примечательно, что центральные газеты детально приводят речь Гитлера в рейхстаге.

"Гитлер сообщил Рейхстагу, что польские войска впервые в четверг ночью открыли стрельбу по германской территории, причем в этой стрельбе участвовали регулярные войска", - информирует 2 сентября "Правда".

"До 5.45 утра мы отвечали огнем, теперь бомбам мы противопоставим бомбы. Кто применяет боевые газы, пусть ждёт, что мы применим их тоже", - цитирует издание фашистского лидера. Такая же статья была опубликована и в других газетах.

Несколько отличающуюся картину предлагает своей аудитории "Пионерская правда", которая 1 сентября отмечает передовицей: "Лето прошло. 32 миллиона окрепших, загорелых, жизнерадостных советских детей, подростков, юношей и девушек сегодня сядут за парту".

Разумеется, помимо Дня знаний "Пионерская правда" рассказывает и о внеочередной сессии Верховного совета, и о ратификации договора о ненападении между СССР и Германией.

В номере от 4 сентября газета приводит сообщение Молотова о ратификации советско-германского договора, опубликованное тремя днями ранее другими газетами, но, в отличие от "взрослой" прессы, с уместной для тех лет поправкой: "Ребята, в нашей беседе встречаются иностранные слова". После чего детям разъясняются значения слов пакт, миссия, конвенция и ратификация.

В этот же день газета сообщает, пусть и в несколько наивной для фронтовых новостей форме, что 1 сентября трижды на Варшаву налетали германские самолеты, но были атакованы польской зенитной артиллерией, "и им пришлось повернуть обратно, не сбросив бомб".

Не война, а военные действия

О первых днях германской агрессии на Польшу советская пресса пишет скупо и даже отсраненно, не предоставляя читателям комментариев к событиям на фронте и ограничиваясь короткими информационными сообщениями ТАСС или в лучшем случае предельно сухими обобщениям. Главные события - бесконечные подведения итогов четвертой сессии Верховного совета, показатели сбора урожая, девятый пленум ЦК ВЛКСМ, новости о призывниках, съезжающихся на призывные пункты во всех частях страны.

Аудитория практически не получала каких-либо данных и о жертвах германо-польского противостояния  - информации, без которой немыслимы современные репортажи из районов боевых действий. Зато исправно публиковались карты германо-польской границы со стрелочками-направлениями движения армий, передавались сведения локального характера: "Варшава подверглась новому восьмому по счету налету германской авиации" или "Польша за два дня потеряла 12 самолетов" ("Известия", 4 сентября).

Все центральные газеты в первую неделю происходящие на фронтах события дают в рубрике "Военные действия между Германией и Польшей", но с 8 сентября по мановению невидимой руки пресса уже пишет о "Войне в Европе".

О вводе германских войск в Варшаву пресса 9 сентября ограничивается коротким сведением ТАСС из Берлина. Об ожесточенной обороне поляками столицы не было сказано ни слова.

Первый обзор военных действий в "Известиях" появляется только 11 сентября. Описывая события на фронте, автор В. Марков пользуется мягкими формулировками: "операция наземных войск", "переход границ", "удар направлен", "очистка от польских войск"  и т.п.

Воля народа

Первые недели германского вторжения в Польшу советская пресса освящала сдержанно, передавая в основном информационные сообщения. Маховик советской пропаганды стал раскручиваться после начала операции рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) по установлению контроля над восточными территориями Польши Западной Белоруссией и Западной Украиной, начатой 17 сентября. В этот день Молотов выступил с радиообращением к гражданам.

На следующий день оно было на передовицах всех газет.

"События, вызванные польско-германской войной, показали внутреннюю несостоятельность и явную недееспособность польского государства. Польские правящие круги обанкротились", - заявил Молотов.

"От  советского  правительства   нельзя  …  требовать  безразличного отношения к  судьбе единокровных украинцев и белорусов, проживающих в Польше и  раньше находившихся  на  положении  бесправных наций,  а  теперь и  вовсе брошенных на волю  случая. Советское  правительство считает своей  священной обязанностью подать руку помощи своим братьям-украинцам и братьям-белорусам, населяющим Польшу", - сказал нарком.

Речь Молотова все газеты сопровождали по отработанной схеме. В "Известиях" появились статьи с заголовками "Великая освободительная задача", "Клятва бойцов", "Правительство выразило волю народа", "Чтобы жили они мирно, зажиточно и счастливо"; в "Комсомольской правде" - "Красная армия с честью выполнит освободительную задачу"; в "Правде" - "Решение Совета правительства - воля 170-миллионого народа".

К пропаганде активно подключился популярный сатирический журнал "Крокодил", ставший обыгрывать тему прихода советской армии в Западную Белоруссию и Западную Украину.

Например, в одном из сентябрьских номеров он публикует на первой полосе крупный рисунок с изображением некоего семейства. В руках людей каравай. "Этим последним караваем встретим Красную Армию, а там уже хлеба будет много", - гласит подпись.

Тема избавления Западной Белоруссии и Западной Украины от панов обыгрывается в карикатурах и текстах. В одном из рассказов повествуется о местечке Игрековичи по обе стороны границы по реке Эна.

"Очевидцы утверждают, что на левом берегу будто бы находилось польское государство. Если очевидцы не врут, то там ... когда-то водились президенты, всякие рыдз-смиглы, воеводы, беки, и целые дивизии белых петухов на солдатских шапках", - иронизирует автор рассказа.

Теперь на страницах газет ежедневно появляется оперативная сводка Генштаба РККА. В последующие дни пресса публикует выражения поддержки советского народа польской кампании РККА, появляются очерки о трудной жизни беженцев из Польши и о "приветственном ликовании", проявленном братскими народами при встрече с советскими солдатами.
Источник: https://ria.ru/20090901/183144226.html

Например, некоторые сканы советских газет за то время можно посмотреть в Старые газеты. "Правда", 29 сентября 1939 г.
https://kojemyakin.livejournal.com/585819.html









* * *
Относительно раздела польской земельки по приведенной карте и скромного замечания -  "Аудитория практически не получала каких-либо данных и о жертвах германо-польского противостояния  - информации, без которой немыслимы современные репортажи из районов боевых действий. Зато исправно публиковались карты германо-польской границы со стрелочками-направлениями движения армий" , действительно, в тоталитарном СССР советские газеты также не сообщали наивной советской аудитории - населению, какие действия в эти самые дни предпринимают бдительные сотрудники НКВД, как они ещё до наступления спецдня - 17 сентября 1939 разрабатывали секретные мероприятия по отправке поляков - будущих граждан СССР в следуемые им места назначения - Шифрограмма Берия от 15 сентября 1939 г. о действиях спецгрупп НКВД во время нападения на Польшу.
Вот и в этом документе буднично сообщается, что красноармейцы находятся на землях, которые вскоре будут переданы по Договору немецкой армии, но, разумеется, иногда происходили эксцессы от недостойных советских командиров, но их немедленно исключали из чистых рядов ВКП(Б), поскольку это были скрытые подлые недобитки -  "белогвардейцы и шпиёны"!

"Москва НКВД СССР
тов. Берия Л.П. ...
...в Особый Отдел армии поступило донесение о том, что в одном из помещичьих имений на территории, отходящей немецким войскам, неизвестным командиром одной из частей 5 кавалерийской дивизии самочинно расстреляна вся семья помещика БУРЕЧИК, которая никакого сопротивления частям РККА не оказывала...
ввиду того, что территорию в ближайшее время должны были занять немецкие войска, трупы были срочно закопаны, и установить, была ли изнасилована женщина, не предоставилось возможным...
(С Е Р О В)."
10 октября 1939 г. г. Львов







Архив СБУ ф.16 оп.1 д.370 л.137-139
https://allin777.livejournal.com/391408.html

ссср, сталин, война, архивы, советская мифология

Previous post Next post
Up