voencomuezd :
По поводу Шаламова и его рассказа есть интернет-статья.
http://scepsis.ru/library/id_1702.htmlВыделю кусок, который особенно характерен.
"...рассказал в своей книге воспоминаний А.Яроцкий - тоже близкий знакомый Шаламова, еще в 1935 г. попавший на Колыму, отбывший срок и оставшийся там на правах вольнонаемного (он работал в той же больнице бухгалтером):
«Мимо нашего поселка гнали этап, один заключенный все время хромал и отставал. Конвоир его подгонял прикладом. Заключенный сказал: «Не толкай меня, я Берлин брал», и когда его еще раз толкнули, он обернулся, выхватил винтовку из рук конвоира и проломил ему череп прикладом. Потом он захватил две запасные обоймы и побежал в сопку. Здесь бывший фронтовик принял свой последний бой. Когда его взяли, он уже умирал от нескольких ранений, рассказывал один боец, участвовавший в операции, но был «такой злой», что зубами вырывал вату из телогрейки, затыкал раны и стрелял до последнего дыхания»[14]".
Ссылка на Яроцкий А. Золотая Колыма. М.: РУПАП, 2002. С.135.
От себя добавлю, что дыма без огня не бывает. Случаи, когда пленный автоматически воспринимался органами как "предатель" - обычное дело по тем временам. Такова природа сталинского государства.
https://shatsky.livejournal.com/11498.html?thread=36842#t36842 О проверочно-фильтрационных лагерях НКВД, позже ГУЛАГа -
Структуры и практики фильтрационной политики, pdf