Девять русских плевали на английского адмирала и весь его флот. Галковский бьётся в истерике.

Jun 03, 2018 00:07



Кокшхерский маяк. Рис. 1839 г.

Оригинал взят у holera_ham в  Приказ британского адмирала. И ответ Русского смотрителя маяка.
Следует сказать, что к 1809 году на Финском заливе было уже достаточно маяков, но самым образцовым из них считался Кокшхерский, расположенный на острове Кокшхер, вблизи эстонского побережья. Изготовленный в том же 1809 году на Александровском чугунном заводе, он был осмотрен лично Александром I и заслужил высочайшее одобрение. После установки на острове Кокшхер, маяк перешел под ответственность Ревельской портовой экспедиции, но головная контора, осуществлявшая общий надзор за маяками, находилась в Петербургском Адмиралтействе. Штат на Кокшхере был довольно большой: один маячник и восемь служителей Морского ведомства.

В 1809 году эти «маячные отшельники» оказалась, что называется, на передовой. С одной стороны - крейсирующие вокруг британцы, с другой - строгий приказ из Адмиралтейства не зажигать маяк и другие опознавательные знаки. Англичан, видимо, сильно раздражало, что такой важный для навигации Кокшхерский маяк, обозначенный на морских картах, только выделяется своим силуэтом на фоне скалистого острова. А ночью остроконечная башня маяка и вовсе сливалась с черной гладью Финского залива. Словом, ни сигнала, ни огонька…

Именно в такой темный августовский вечер, командующий флотилией Сомарес передал со шлюпкой на маяк необычное письмо, написанное в форме приказа.
«Вице Адмирал и разных ордеров кавалер Яков Сомарес, главно-Началник над Велико Британское флота над Балтийское море, прикажет, что Кахшхар маяк был сажен [зажжен] в ночию, и за то ета приказание будет доволное, и наградит будут людей а на сопротив будут наказаны, и маяк розерен, и вы отвезены в полену в Англию. - Августа 30 числа 1809 года».

Контролировать выполнение своего приказа, британцы не могли. Вероятно, сильное волнение не позволяло судам долго находиться близ скал Кокшхера. Но маяк так и не был зажжен. Напрасно, британцы всматривались в горизонт - Кошхерский маяк не подавал «признаков жизни». Это и был своеобразный ответ русских маячников знаменитому вице-адмиралу: молчание и полная темнота…

«Несмотря на такое строгое приказание, - сообщалось в одном из документов той эпохи, - упрямый русский смотритель все-таки не зажигал маяка «в ночию», однакож обещанному наказанию не подвергся и не испугался даже английского «полена», то есть плена, который ему грозили».

Вот так закончилась своеобразная «дуэль» между кокшхерскими отшельниками и британской флотилией. И это был настоящий подвиг российских мачников. Только представьте: девять человек против английской эскадры. Теперь ничто нам, кажется, не мешает отмечать 30 августа как День Смотрителя маяка…

* * * * *


Научно - популярный сборник статей по истории флота и судостроения, издающийся в Санкт-Петербурге с 1991 года при участии Российского государственного архива военно-морского флота.
Отдельные публикации посвящены мужеству маячных служителей Кокшхерского маяка, отказавшихся выполнить ультиматум английского адмирала Д. Сомареса о сдаче во время Русско-шведской войны 1808-1809 годов...http://www.navarin.ru/product_info.php/products_id/2767/currency/UAH

Глава 28
Подвиг маячных отшельников
В 40-е годы XIX века на страницах «Сына Отечества» было опубликовано любопытные письмо. Составленное на борту военного английского судна в 1809 году, оно адресовано неизвестному русскому служителю маяка. Последний вряд ли мог предположить, что когда-нибудь его размеренная жизнь на уединенном острове Финского залива будет нарушена самым неожиданным образом: к нему обратится с приказом вице-адмирал враждебной английской флотилии.
…Начало XIX века выдалось неспокойным для России: страна была втянута в Русско-шведскую, или, как ее еще называют, Финляндскую войну. В союзе с Данией, Россия выступила против Швеции и Англии. Она пыталась установить контроль над Финским и Ботническим заливами и тем самым обезопасить Петербург… Зимой 1808 года войска Александра I вторглись в Финляндию и заняли Гельсингфорс (Хельсинки), Або, а также овладели островом Готланд и крепостью Свеаборг. Однако после вступления в войну Англии русские были вынуждены отступить: летом 1809 года в Финском заливе появилась флотилия под командованием прославленного британского морехода Джеймса Сомареса. Как ни странно, русское командование сочло за лучшее не выводить свой флот из безопасных гаваней. Нерешительность высших морских чинов и вызвала настоящую блокаду, в которой оказался Петербург. Редкие торговые корабли, пытавшиеся выйти из залива в Балтийское море, подвергались со стороны британских моряков грабежу: груз конфисковывали, суда сжигали или пускали ко дну, а команды высаживали на пустынный берег. Так продолжалось до конца июля. Белые ночи помогали англичанам уверенно ориентироваться в незнакомых водах. Однако с наступлением темных осенних ночей патрулирование Финского залива, наполненного коварными мелями и многочисленными островками, стало опасным, - тем более русское правительство велело не зажигать маячные огни.


Кокшхерский маяк. Рис. 1839 г.

Следует сказать, что к 1809 году на Финском заливе уже появилось достаточное количество маяков, но самым образцовым из них считался Кокшхерский, расположенный на острове Кокшхер, вблизи эстонского побережья. Изготовленный в том же 1809 году на Александровском чугунном заводе, он был осмотрен лично Александром I и заслужил высочайшее одобрение. После установки на острове маяк перешел под ответственность Ревельской портовой экспедиции, но головная контора, осуществлявшая общий надзор за маяками, находилась в Петербургском Адмиралтействе. Штат на Кокшхере был довольно большой: один маячник и восемь служителей Морского ведомства.
В 1809 году эти «маячные отшельники» оказались, что называется, на передовой. С одной стороны - крейсирующие вокруг британцы, с другой - строгий приказ из Адмиралтейства не зажигать маяк и другие опознавательные знаки. Англичан, видимо, сильно раздражало, что такой важный для навигации Кокшхерский маяк, обозначенный на морских картах, только выделяется своим силуэтом на фоне скалистого острова. А ночью остроконечная башня маяка и вовсе сливалась с черной гладью Финского залива. Словом, ни сигнала, ни огонька…

Именно в такой темный августовский вечер командующий флотилией Сомарес передал со шлюпкой на маяк необычное письмо, написанное в форме приказа. Текст был составлен на русском языке, но со значительными грамматическими ошибками. Вероятно, со слов командора, это послание составил кто-то из англичан, владеющих письменным русским.

Итак, письмо, отправленное с английского судна русским маячникам на остров Кокшхер гласило: «Вице Адмирал и разных ордеров кавалер Яков Сомарес, главно-Началник над Велико Британское флота над Балтийское море, прикажет, что Кахшхар маяк был сажен [зажжен] в ночию, и за то ета приказание будет доволное, и наградит будут людей а на сопротив будут наказаны, и маяк розерен, и вы отвезены в полену в Англию. - Августа 30 числа 1809 года».

Контролировать выполнение своего приказа британцы не могли. Вероятно, сильное волнение не позволяло судам долго находиться близ скал Кокшхера. Но маяк так и не был зажжен. Напрасно британцы всматривались в горизонт - Кокшхерский маяк не подавал «признаков жизни». Это и был своеобразный ответ русских маячников знаменитому вице-адмиралу: молчание и полная темнота…


Британский адмирал лорд де Сомарес. Худ. В. Бичи. 1820-е гг.

«Несмотря на такое строгое приказание, - сообщалось в одном из документов той эпохи, - упрямый русский смотритель все-таки не зажигал маяка в ночию, однако ж обещанному наказанию не подвергся и не испугался даже английского „полена“, то есть плена, которым ему грозили».
Вот так закончилась своеобразная «дуэль» между кокшхерскими отшельниками и Британской флотилией. И это был настоящий подвиг «тружеников моря». Только представьте: меньше десяти человек против английской эскадры. Теперь ничто нам, кажется, не мешает отмечать 30 августа как День смотрителя маяка…

А что Сомарес? В дальнейшем суровый британский мореход получил на родине все мыслимые и немыслимые награды, о каких только может мечтать военный. К 1821 году он стал вице-адмиралом Соединенного Королевства, а еще через десять лет был возведен в звание пэра как лорд де Сомарес. Он также стал кавалером шведского военного ордена Меча, который получил из рук Карла XIII. Ныне статуя Сомареса украшает Национальный морской музей в Лондоне - высшее признание заслуг перед Британией.

Похоронен Джеймс Сомарес в городской церкви на родном острове Гернси, что лежит в Ла-Манше, ближе к французскому берегу. На стене храма - мемориальная плита, перечисляющая заслуги великого сына острова. Русская кампания упомянута здесь кратко, словно незначительный эпизод из жизни Сомареса.
Источник: http://iknigi.net/avtor-andrey-epatko/76704-tayny-proshlogo-zanimatelnye-ocherki-peterburgskogo-istorika-ot-petra-i-do-nashih-dney-andrey-epatko/read/page-14.html
  * * * * *

В 1801 г. Государственная Адмиралтейская коллегия обратила внимание на многочисленные жалобы от мореплавателей на беспорядки и неудобства, связанные с маячным освещением в Финском заливе, и поручила состоявшему при ней Морскому ученому комитету рассмотреть все проекты, которые были составлены капитан-лейтенантом Л.Спафарьевым. Его 15 предложений касались исключительно улучшения маячного освещения для безопасности мореплавания.

По Высочайшему повелению от 20 мая 1802 г. под руководством капитана Г.Сары-чева началась работа по воплощению этих предложений в жизнь.

В 1802 г. капитан 2 ранга Спафарьев получил особое задание - следить за содержанием маяков Финского залива. В том году впервые на маяке Кокшхер был проведен опыт освещения фонарями, который оказался вполне удовлетворительным. В связи с этим энергичный и инициативный Спафарьев в 1804 г. сделал представление высшему морскому начальству - ввести новый способ освещения на всех российских маяках. Адмиралтейский департамент поручил ему составить сметы на переустройство существующих и сооружение некоторых новых маяков. Эти сметы были рассмотрены и нашли в дальнейшем отражение в предложениях, высочайше утвержденных 27 мая 1807 г. Кстати, в новом положении маяки были разделены на неподвижные, или береговые, и плавучие.

С 1807 г. все маяки, за исключением двух Домеснесских, перешли в подчинение государственной казне. Оставшиеся два маяка согласно договору 1680 г. со шведским правительством продолжали освещаться местным землевладельцем-бароном Остен-Сакеном, который получал за это от казны 3325 руб. ежегодно.

По утвержденному положению главное ведение маяками в Финском заливе было сосредоточено в Адмиралтействе, а окружной надзор осуществляли Кронштадтская и Ревельская портовые экспедиции. Кроме того, была учреждена должность директора береговых маяков, подчинявшегося вышеназванным экспедициям. На всех береговых маяках находились один смотритель и 5 - 8 служителей Морского ведомства. В это же время впервые появились плавучие маяки, предупреждавшие об опасности.

Образцовый Кокшхерский маяк, изготовленный на Александровском чугунном заводе, был осмотрен лично императором Александром I в 1809 г. К 1820 г. по образцу этого маяка были модернизированы все маяки Финского и Рижского заливов. Именно в этом году в печати появилось первое описание маяков и знаков Финского и Рижского заливов, а спустя 15 лет появилось первое издание справочника "Описание маяков Российской империи". Впоследствии такие справочники стали выходить ежегодно. По инициативе директора балтийских маяков генерал-майора Л. Спафарьева при поддержке Морского ведомства в 1823 г. был издан Атлас Финского залива - от Кронштадта до Люзерорта с описанием всех маяков и башен на иностранных языках. Заметим, что еще в 1814 г. английское торговое сословие, высоко отмечая труды Спафарьева на пользу коммерческого мореплавания, поднесло ему серебряную вазу в знак своей признательности...
Источник: http://pretich.ru/articles.php?article_id=636
  * * * * *
Как примерно выглядели маяки XIX века. Этот построен в 1875 г. маяк на острове Мудьюг.
Его деревянная башня была построенна в 1875 году. В 1996 году постановлением правительства Архангельской области взята на государственный учет как памятник инженерной архитектуры и поморской культуры. Сейчас, вроде как числится за управлением военной гидрографии (в/ч 98456).








Источник, маяки: https://kamelopardalis.livejournal.com/tag/%D0%BC%D0%B0%D1%8F%D0%BA

империя, англия, флот

Previous post Next post
Up