Отношение к участникам и героям Великой Отечественной было в Советском Союзе наплевательским, да, устраивались для показухи торжественные встречи с некоторыми ветеранами, а так все прошедшие кромешный ад войны жили обычной жизнью, если им "повезло" не оказаться в плену или в ГУЛАГе. Как Сталин и после него Хрущев заботливо расправились с инвалидами в послевоенные годы, распихав их с глаз долой на Валаам и прочие неприспособленные в первые годы интернаты уже описывали - "Ненужные фронтовики"
http://www.istpravda.ru/research/10305/Вспомним судьбу несостоявшегося Героя Советского Союза, но Героя Кореи - Якова Новиченко, которому из-за хвалебной советской мифологии о ВОВ не верили даже свои односельчане, как кость ему, инвалиду, бросили Орден Красного знамени в 1951 году и хватит тебе, существуй в своем сельском деревянном домишке с 1946 по 1984 г., ах, Ким Ир Сен нежданно вспомнил? - тогда облагодетельствуем: выдадим квартиру в Новосибирске, сразу почет организуем.
Андрей Мартынов, артист "А зори здесь тихие":
"- У вас была еще одна военная роль, причем в корейском фильме…
- История, рассказанная в этом фильме, такова. В 1945 году, когда корейская народная армия освободила север страны, в честь победы на митинге выступал товарищ Ким Ир Сен. Его охраняли советские офицеры. В сторону трибуны бросили бомбу, и наш офицер по фамилии Новиченко закрыл собой вождя. Прошло время, и в 1984 году вождь неожиданно вспомнил этот эпизод. Спецслужбы нашли его спасителя под Новосибирском. Инвалид войны был практически нищим. Ким Ир Сен пригласил его вместе со всей семьей в КНДР. Он был объявлен героем революции. Ну а я сыграл живого героя, несмотря на то, что совершенно не похож. Но после выхода картины на экран вся Северная Корея называла меня Новиченко. Корея тогда была чудная страна - на улицах ни соринки."
http://argumenti.ru/culture/n234/57889 38 лет односельчане не верили рассказам Новиченко. Считали его вруном и хвастуном. Пока Ким Ир Сен лично не поблагодарил советского офицера за своё спасение.
С тех пор Яков Новиченко стал национальным героем Северной Кореи. Ему присвоили звание Героя Труда КНДР, поставили памятник в Пхеньяне, сняли художественный фильм «Секунда на подвиг». Его семья по-прежнему регулярно ездит в КНДР, а корейские школьники изучают подвиг советского офицера по учебникам.
Чудесное спасение случилось 1 марта 1946 г. Взводу младшего лейтенанта Новиченко поручили охрану правительственной трибуны на привокзальной площади Пхеньяна. Военных привезли задолго до митинга, и, чтобы скоротать время, Яков сел на ступеньки почитать - как раз прихватил с собой книгу «Брусиловский прорыв». Потом спрятал её, заткнув за пояс, и пошёл расставлять людей.
Митинг начался... Ким Ир Сен что-то говорил с трибуны, вокруг стояла многотысячная толпа корейцев, как вдруг откуда-то из первых рядов вылетела граната (бросившего её тут же схватили и уволокли прочь). Она летела точно в сторону трибуны, но отскочила от неё и свалилась рядом с лейтенантом Новиченко... Яков наклонился, схватил гранату рукой, посмотрел по сторонам... «Новиченко, бросай её!» - крикнул кто-то. А куда бросать? Люди кругом... И Яков упал на землю, прижимая руку с гранатой к животу. Потом случился взрыв, что-то яркое полоснуло по глазам... Больше он ничего не помнил.
Младший лейтенант Новиченко. Фото: Из семейного архива
«Перед нами был совершенно изуродованный человек, у которого ничего живого не осталось, - сделала потом запись дежурившая в госпитале майор медслужбы Елизавета Богданова. - Оторвана правая рука, многочисленные повреждения грудной клетки, выбит левый глаз, ранения на других участках тела». Но он был жив! «Скажи спасибо книге - это она тебя спасла, - сообщит ему госпитальный хирург. - Если бы не она, не потребовалось бы никакого хирургического вмешательства. Был бы ты, служивый, на том свете».
В госпитале лейтенант провалялся больше двух месяцев. Ежедневно ему присылали цветы и фрукты от Ким Ир Сена, адъютант вождя передал серебряный портсигар с надписью: «Герою Новиченко от Председателя Ким Ир Сена». А командир дивизии сообщил новость: «Ты представлен к званию Героя Советского Союза!»
«Трепача звать не будем»
Выписавшись, Яков вернулся в родное село Травное Новосибирской области. С травмированным глазом и без кисти правой руки. Он не был там долгих 8 лет, с тех пор, как в 1938 г. ушёл в армию, - жена тогда была беременна. Службу проходил на Дальнем Востоке, а потом началась Великая Отечественная, и солдат остался в строю. Участвовал в освобождении Кореи, а затем с группой советских войск прибыл в Пхеньян. Так и оказался на привокзальной площади столицы во время того митинга.
«Раньше мне казалось, что герой должен и выглядеть как герой - статным, стремительным, боевым. Но Яков Новиченко не был похож на мой придуманный образ. Он оказался скромным, мягким человеком, - вспоминает директор картины «Секунда на подвиг» Борис Криштул (фильм о подвиге Новиченко снимался в 1985 г. совместно СССР и КНДР, но нашим кинематографистам не дали развернуться, картина получилась слишком корейской и не пришлась по вкусу советским гражданам.
- Когда перед съёмками мы встретились с Новиченко, он рассказал, как первое время односельчане слушали его историю про спасение Ким Ир Сена. Вся деревня ждала, когда почтальон принесёт наградной указ о присвоении их земляку звания Героя Советского Союза. Но его всё не было... И со временем односельчане, ещё вчера считавшие своим долгом подойти и поздороваться с Яковом, стали проходить мимо или идевательски покрикивать:
«Ты чо, герой, звезду не надел?» В гости перестали звать: «Этого трепача звать не будем».
А когда обсуждали возможную кандидатуру Новиченко на пост нового председателя колхоза (мужиков после войны осталось мало), секретарь райкома сказал:
«Человеку, который раз обманул, доверять нельзя».
Это стало последней каплей... И Новиченко написал письмо в Министерство обороны. Ответа не пришло...
Но вдруг осенью 1951-го почтальон принёс повестку в военкомат. «Наградили! - новость встряхнула село, но тут же пришло разочарование - не звездой Героя, а орденом Боевого Красного Знамени. Скорее всего, на запоздалое награждение повлияла встреча Ким Ир Сена со Сталиным, которому корейский руководитель напомнил, как советский офицер спас ему жизнь. Но Сталин отказался давать Героя. С тех пор Яков перестал надеяться. Именно тогда жена и дети, а их у него было шестеро, почувствовали, что он не любит рассказывать о войне. А если по радио или телевизору звучало слово «граната», в семье повисало неловкое молчание, а её глава выходил на крыльцо покурить».«Остановите бронепоезд, я сойду»
«В весенний день 1984 г. дедушка косил траву во дворе, когда к нему пришли и сказали: «Собирайтесь на встречу с Ким Ир Сеном». Представляете, как он удивился? - рассказывает внучка Людмила Новиченко. - Оказывается, корейский лидер ехал на бронепоезде в Москву и решил остановиться в Новосибирске, чтобы увидеть своего спасителя. Представители КГБ нашли деда и привезли его на вокзал. ( * Что нам напоминает эта фраза в советских условиях в примечании)
Встреча с Ким Ир Сеном. © / Из семейного архива
Они встретились, пообщались (корейский лидер хорошо говорил по-русски), и Ким Ир Сен пригласил его с женой и детьми в гости. С тех пор каждый год наша семья ездила в Северную Корею по случаю национальных праздников или юбилеев. Дед много раз встречался с Ким Ир Сеном.
Яков Новиченко в поездке по Корее. Фото: Commons.wikimedia.org
Несмотря на полученные раны, дедушка был крепким и активным человеком. Болел редко. Иногда ныла рука на погоду, но он не жаловался. Всегда много работал. Был директором инкубаторной станции, потом председателем сельсовета, на пенсии вёл активную общественную жизнь. И всегда был страстным книгочеем, не зря от гибели его спасла именно книга - он много читал художественную литературу и прессу, был в курсе событий в стране и мире. И очень расстроился, когда услышал о смерти Ким Ир Сена 8 июля 1994 г. А потом и сам ушёл из жизни ровно 5 месяцев спустя, 8 декабря 1994 г. Дедушке тогда было 80 лет. Через 20 лет, на его 100-летие, в Травное (а это в 300 км от Новосибирска!) лично приехал посол КНДР в России, чтобы открыть на деревенском доме мемориальную доску и поставить памятник на могиле (после встречи с корейским лидером в 1984 г. семье дали квартиру в Новосибирске, но лето они всегда проводили в деревне. - Ред.).
Мемориальная доска на доме Я. Т. Новиченко. Фото: Commons.wikimedia.org
с. Травно́е, Доволенский район, Новосибирская область, Россия
Наша семья по-прежнему регулярно посещает Северную Корею. Сейчас ездят внуки и даже правнуки, которые не застали дедушку в живых. В последний раз были в апреле этого года, на 105-ю годовщину со дня рождения Ким Ир Сена. Когда нас спрашивают про политику КНДР, их бомбы и ядерные угрозы, мы всегда говорим: «Наша семья вне политики». Это правда. Мы простые люди, живущие в глубинке России. И наш дедушка был простым тружеником села. Где он и где Ким Ир Сен? Но мы очень благодарны корейскому лидеру за то, что он не забыл поступок нашего дедушки. Хорошо, что, пусть и спустя долгих 38 лет, правда раскрылась при жизни деда. Он хотя бы смог доказать, что никого не обманывал. Для него это было очень важно».
источник:
http://tainoe.info/russkiy-geroy-kndr-sibiryak-spas-kim-ir-sena-zakryv-soboy-granatu.html * * * * *
* - Что нам напоминает эта фраза в советских условиях: "корейский лидер ехал на бронепоезде в Москву и решил остановиться в Новосибирске, чтобы увидеть своего спасителя. Представители КГБ нашли деда и привезли его на вокзал"?
Правильно, два самых известных случая из жизни поганой советской власти:
1) "А кто это такой? Не знаем, он давно умер" - Гениального русского кинорежиссера Павла Клушанцева забросила как более ненужного советская власть после 1969 г. В 1988 году звездные войны наконец привозят в Москву. «Эпизод V. Империя наносит ответный удар» впервые был показан в кинотеатрах «Горизонт» и «Зарядье» в рамках «Дней кино США в СССР», приехавший на премьеру Лукас просит советских чиновников организовать ему встречу с патриархом советского кино «Товарищем Клушанцевым». Однако оказалось, что чиновники даже не знают кто это такой. На вопрос о том, кто это
Лукас ответил: «Клушанцев - крёстный отец „Звёздных войн“».
2) Кумир молодежи 80-х, Арнольд Шварценеггер прилетел в Советский Союз в феврале 1988 года всего на три дня - на съемки московских эпизодов фильма «Красная жара», нерешенной московской проблемой Шварценеггера была многолетняя мечта о встрече с прославленным советским штангистом Юрием Власовым, к 1988 году в жизни Власова случились драматические изменения. «Серебро» на Олимпиаде 1964 года в Токио он воспринял как личное поражение и через несколько лет ушел из соревновательного спорта. Власов мечтал стать литератором и учился писать так же яростно, как когда-то тренировался - на грани самоистязания. Вскоре обострились старые спортивные травмы. Власов перенес серию тяжелейших операций на позвоночнике, оказался фактически инвалидом, но упрямо вытаскивал себя из немощи и недуга тренировками по собственной методике. Вдобавок к этому, наделенный полемическим темпераментом, строптивым характером и отсутствием привычки к чинопочитанию, Власов получил репутацию «вольнодумца и смутьяна», «неудобного человека». Впрямую его не запрещали, но просто с определенного момента перестали упоминать и замечать, попытавшись утрамбовать великого чемпиона в пространство сугубо частной жизни. В феврале 88-го он все еще находился в негласной опале. Арнольд упорствовал - хочу встретиться с Власовым и точка! Работники Спорткомитета СССР встали на уши, но в течение дня отыскали Юрия Петровича, который не очень понимал, чего от него хочет мистер Шварценеггер.
https://dubikvit.livejournal.com/234849.html ** - Мерзкое отношение коммунистической партии к ставшему Героем Советского Союза Михаилу Девятаеву через 12 лет после войны и его выжившим товарищам по плену в немецком концлагере уже было описано:
"После войны жизнь тоже была не сладкой. Никто не верил в побег ни в селе, ни в органах. Даже на допрос вызывали. Тем более, что у него тогда не осталось партийного билета, значит или предатель или все врет. Даже работы сначала не было. Михаил Алексеевич переписывался с Девятаевым Михаилом Петровичем. В 1945г. их вызвали в Москву на допрос. Только благодаря А.И. Покрышкину им поверили. Тогда Михаилу Алексеевичу снова выдали партийный билет. А в 1958г. в Москве ему вручили орден Отечественной войны первой степени, а Девятаеву - Золотую Звезду Героя Советского Союза, но это было только в 1957г., через 12 лет после войны. До этого, сколько унижений, оскорблений, недоверия.Плен и эти 12 послевоенных лет способствовали подрыву нервной системы. Михаил Алексеевич стал раздражительным, вспыльчивым, а иногда и жестоким, соответственно от этого страдали жена и дети. Может быть, поэтому он мало рассказывал, а дети не хотели да и боялись напоминать о том страшном периоде жизни."
Побег группы Девятаева из фашистского ада к смерти. Классическая советская благодарность. * * * * *
P.S. О счастливой безбедной жизни в ныне оплакиваемом различными видами совкофилов Союзе можно закончить судьбой упомянутого в начале текста артиста Андрея Мартынова:
"Андрею Леонидовичу не было предначертано стать актёром. Его семья находилась за чертой бедности. Послевоенные годы сделали своё дело. Где уж тут мечтать о сцене? Выжить бы. Но несколько случаев, один за другим, натолкнули мальчика на мысль об актёрстве...артист Грибов настолько был поражён смелостью молодого дарования, что отрекомендовал его своему знакомому из МХАТа. А тот в свою очередь прислал письмо, в котором приглашал Мартынова на пробы в Москву. Это ли не удачный случай? Нищий мальчишка без гроша в кармане и вдруг приглашён в столицу таким знатным человеком!...
Будучи уже популярным театральным и киноартистом Андрей Мартынов был приглашён на немецкий фестиваль. Среди выступающий он заметил доктора наук Франциску Тун и, что называется, влюбился с первого взгляда. Девушка прекрасно говорила по-русски, ведь она два года училась в МГУ, где написала кандидатскую по творчеству Василий Шукшина. Надо добавить, что Франциска была из старинного знатного рода. Её отец был бароном Фон Тун.
Они поженились достаточно быстро...
Положение усугубляло и всеобщее осуждение за женитьбу на иностранке. И не на какой-нибудь иностранке, а на немке! В родном театре ему устроили настоящую травлю. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из коллег не высказался по этому поводу. Иногда в гримёрке оставляли послания, что-то вроде "Пошёл вон, предатель!". Особо активные сотрудники пытались организовать совет, на котором бы Мартынов был прилюдно "четвертован" и с позором выставлен за дверь. В конце концов Андрей не выдержал и написал заявление по собственному желанию."
https://zen.yandex.ru/media/iskusstvoved/andrei-martynov-izza-jeny-perejil-unijenie-i-travliu-5ae762a43dceb76be76ed95c "Андрей Леонидович родом из Иваново, он и двое его братьев родились в семье учителей. Жили небогато, тем более что отец Мартынова был инвалидом первой группы по зрению.
- Мой отец никогда не вел себя как инвалид! - говорит Мартынов. - Он колол дрова, носил воду, выполнял работу по хозяйству. А самое главное, с увлечением занимался в драматическом кружке при обществе слепых. Там играли незрячие, но они настолько оттачивали свои движения на сцене, что это было незаметно. Именно тогда, глядя, как отец играет, я решил стать актером...
Мартынов не отрицает, что ему очень везло в Москве. Сразу взяли в театр, с первого раза утвердили на главную роль в «А зори здесь тихие». Причем играл он вместе с друзьями юности - Ольгой Остроумовой, Екатериной Марковой…
- Нашу учебу с Олей, Катей теперь вспоминаю со слезами на глазах, - говорит Мартынов. - Мы все были одинаково бедны, иногда даже голодными приходили в институт. И тут раз - преподаватель пришел на занятия с селедкой и хлебом, значит, будет обед! А однажды педагог заплатил за меня десять рублей врачу, когда мне понадобилось проверить сердце."
https://sobesednik.ru/skandaly/20120405-tragediya-semi-zvezdy-sovetskogo-kino