Крестьянские дома XIX века на Русском Севере (фото) и немного о Европе того времени

Mar 09, 2018 02:56

В дополнение к Русские избы в центральных губерниях и на Севере и к
zidanio в Этнографическом обзоре России второй половины XIX века (2)



"Семенково" - Ансамбль Архитектурно-этнографического музея

Вологодской области - памятник Федерального (общероссийского) значения, занимает площадь в 12,7 га. На территории музея располагаются памятники деревянного зодчества середины XIX - начала XX веков, перевезенные из Среднесухонского сектора Вологодской области, который включает в себя Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы.



Особенность домов заключается в том, что в них под одной крышей соединяются жилые и хозяйственные помещения - хлева, кладовые, сеновал. Решающее влияние на развитие такой архитектурыоказали тяжелые природно-климатические условия Севера. Суровые зимы со снежными заносами и пронизывающими ветрами, частые вьюги вынуждали людей подолгу отсиживаться в домах, по нескольку дней не выходить на улицу. Отсюда естественное желание обитателей дома все держать под рукой, а главное - иметь возможность ежедневно кормить скотину, доить коров, справлять первоочередные хозяйственные дела.

Наиболее распространены три основных типа: «брус», «кошель» и «глаголь». В доме типа «брус» хозяйственная часть располагается за жилой, по одной оси с ней, а в доме типа «кошель» пристраивается сбоку. В зависимости от этого изменяется композиция дома: «брус» вытянут в длину и покрыт симметричной двускатной кровлей, а «кошель» почти квадратен в плане, и его крыша асимметрична. «Глаголь» считается промежуточной формой между «брусом» и «кошелем» - здесь хозяйственная часть располагается сбоку и позади жилья. Дома этого типа в плане напоминают букву «Г».

Размеры домов, их площадь, обилие жилых и хозяйственных помещений обычно приводят в изумление посетителей музея. Изумление возрастает, когда они узнают, что почти каждый крестьянский дом на Севере в XIX веке, независимо от достатка хозяев, был, по современным понятиям, почти дворцом. Объем крестьянского дома был обусловлен не размахом и достатком хозяев, а насущной жизненной необходимостью, в старину в таких постройках жили огромными патриархальными семьями - по двадцать-тридцать человек.





Амбар - важная часть крестьянской усадьбы, эти небольшие постройки берегли, относили на безопасное расстояние от дома, чтобы в случае пожара в доме огонь не перекинулся на амбар. Правда, ставить его очень далеко от дома тоже опасались: боялись грабителей. Следовало всегда присматривать из окошек за амбарами. Из тех же соображений сохранности на дверях этих хранилищ всегда висели большие замки, а вот двери домов в северных деревнях никогда не запирались.
В двери внизу проделано небольшое отверстие - лаз для кошки, ловившей в амбаре мышей.



















Дом В.Н. Копылова 1881 г. из деревни Коростелево Коробицинского сельского совета Сямженского района.

На доске фриза слива имеется надпись: «1881го: сеi домъ Василiя Копылова». Размеры дома в осях плана составляют 13 х 28 м.













Дом А.И. Поповой кон. XIX в. из деревни Внуково Великодворского сельского совета Тотемского района.
Размеры дома в плане по осям составляют 14,7 х 20,6 м.











Дом У.Е. Пудовой кон. XIX в. из деревни Мальчевская Нижне-Уфтюгского сельского совета Нюксенского района.
Размеры дома в осях плана составляют 9,1 х 25,7 м.









Дом А.И. Уланова кон. XIX-нач. XX вв. из деревни заречье Нижне-Уфтюгского сельского совета Нюксенского района.
Размеры в плане основных частей памятника в осях составляют изба - 7,8 х 5,6 м; зимовка - 6,5х 6,6 м; двор с сенями - 9,1х 14,9 м.











Дом А.И. Уланова

Характерной особенностью дома А.И. Уланова является развитая объемно-планировочная композиция. Выделяется большим объемом летней избы с четырьмя окнами по главному фасаду (обычно на срубах изб на главном фасаде оформляется три оконных проема). Наличие на территории музея этого дома наглядно иллюстрирует развитие форм крестьянского жилища к началу XX века. (последнее фото из http://www.fotoplex.ru/user/freshta75/Semenkovo/photo399002/ )

Дом В.В. Храпова кон. XIX в.из деревни Бор Космаревского сельского совета Нюксенского района.
Размеры дома в осях плана составляют 9,4 х 20,8 м. Характерная особенность оформления дома - гульбище. Это протяженный балкон-галерея, опо¬ясывающий жилую часть дома. В те времена гульбище предназначалось для того, чтобы снаружи закрывать ставни окон.









Внутри домов





Вдоль стен, во всю их длину, располагаются широкие лавки, над ними - полки-надлавочницы, служившие местом хранения многих предметов обихода. От надлавочниц к печному столбу сходятся под прямым углом еще две полки - воронцы. Они условно разделяют избу на три части: прихожую (у дверей), собственно избу и «бабий угол»-возле устья печи.































Источник фото: http://nlo-mir.ru/palnetazemla/36304-krestjanskie-doma-xix-veka-na-russkom-severe-.html
* * * * *
Разумеется, вы скажете - это ведь исключительно дома с деревянной крышей, а нам надо с соломенной, таких якобы было большинство в Российской империи XIX века. Но в приведенном по верхним ссылкам соломенные крыши домов и на фото Каррика от 1860 г. показаны не только дома с соломенной крышей, как исключительные для Симбирской



губернии, но и деревянные крыши, а также резные крылечки, окна, разумеется, имелись, всё зависело от момента съемки того времени, это же вам не современные смартфоны или зеркалки


В 1876 году Каррик получил звание «Фотограф Императорской Академии художеств». А в 1878 году его фотографии были представлены на Международной фотографической выставке в Лондоне. Там работы фотографа-этнографа произвели настоящую сенсацию. В газетах и специальных журналах о работах Каррика отзывались как о замечательных произведениях. «Русская галерея» Каррика насчитывала более 1000 снимков.
За время первой экспедиции Каррик и Мак-Грегор сделали более 200 фотографий отражавших жизнь русских и мордовских крестьян, татар и чувашей.


Труд был титанический. В то время, светочувствительность фотопластинок была очень слабой и выдержка составляла несколько минут. Так что работать можно было только при ярком дневном свете. Да и крестьяне, впервые видевшие фотоаппарат, не всегда понимали, чего от них хотят. Каррик часами добивался нужных мизансцен. Он просил своих героев надевать национальные костюмы, разыгрывать сцены из народного быта. Так многие мордовские женщины на фотографиях Каррика одеты в эрзянские костюмы. Источник:  сайт ОТВЕТЪ-ГАЗЕТА http://otvet73.ru/karrik

К тому же не считаете же вы, что соломенные крыши использовались исключительно в "отсталой" царской России? Смотрим старушку Англию и Германию

Цветочный дух старой Англии
Художник-модернист Артур Клод Стрэчен (1865-1932)  родился и учился в Шотландии, но творческую жизнь связал с Британией. На его картинах предстает уютная старая Англия с невысокими домиками, крытыми соломой, кошками и утками, разгуливающими по улочкам, и зарослями цветов. Это  великолепное разноцветье и превращает обычные сельские виды  в сказочный пейзаж.


из https://bono60.livejournal.com/2427154.html    * * * * *
География типов крестьянских домов в разных регионах Германии в XIX веке



приблизительно нанесены обозначения номеров этих типов домов на карте страны:


"Сопоставив эти иллюстрации с данным исследования, я отметил, что сама по себе «мелкость» крестьянского хозяйства не значит его заведомую бедность относительно более крупных (небольшой надел в Баварии или Рейнланде, с плодородной землей и теплым климатом, может давать гораздо больший доход, чем огромное болотистое или песчаное поле на Севере или на Востоке Германии). Видно, что наиболее капитальные дома характерны - для Южной Германии: Шварцвальд в Бадене, Швейцария (по моим наблюдениям этот тип можно с некоторой поправкой экстраполировать на соседнюю Баварию; насчет соседней Швабии не уверен); а также для Средней Германии: регионы Франкония и Тюрингия-Франкония. На Северо-Западе (Вестфалия-Саксония) дома попроще, а на Севере (Шлезвиг, Голштиния) и Востоке (Внутренняя Померания, Венден - это обобщенное название Славянской Германии, то есть Лужицы и Кашубии) - явно бедноватые. Конечно, тут большое значение имеют природные условия, которые в Германии очевидным образом ухудшаются с Юга на Север и с Запада на Восток. Таким же географическим образом в XIX веке изменялась плотность населения." http://rovdyrdreams.com/osobennosti-selskogo-hozyaystva-i-geograficheskaya-tipologiya-krestyanskih-domov-germanii-v-xix-veke/
Фотолитографии сельской местности Германии и культурно близкого австрийского Тироля в конце XIX века


Крестьянский дом в Шварцвальде, Баден (Юго-Западная Германия)


Альпийский пейзаж в Тироле (Австрия)


Крестьянский дом в Тироле (Австрия)
Источник: http://rovdyrdreams.com/osobennosti-selskogo-hozyaystva-i-geograficheskaya-tipologiya-krestyanskih-domov-germanii-v-xix-veke/
Также можно прочитать про особенности строительства домов в опять же "развитых" европейских странах и снова от зависимости доступности материалов:
"Шиферная кладка особенно развита в Берге, где сильные ветры вызывают быстрое разрушение стен домов. В XVIII в. она была характерна и для городских построек. Сравнительно недавно стали применять шифер для обшивки стен крестьянских построек деревень Хунзрюка и Лужицы. Обшивка стен корой издавна типична для некоторых районов Вюртемберга.
Начиная с XIX в. вместе с переменой материала изменилась и строительная техника. В связи с вырубкой лесов происходит вытеснение срубных построек каркасными и каменными, а позднее кирпичными домами.
Крыши построек различаются по форме, конструкции и материалу.
До первой половины XIX в. основным материалом для покрытия крыши являлась солома. Наиболее долго соломенные крыши держались на севере Германии. Немецкий этнограф М. Лосс приводит также данные о многочисленных деревнях в Вюртемберге, особенно в северо-восточном Альгеу, где соломенные крыши сохранялись еще в 20-х годах XX в.
Один из примитивных приемов покрытия крыши соломой применялся еще в 20-х годах в части Вюртемберга. Пучки соломы обильно смачивали глиной. Для того чтобы размешать глину, выпускали скот, который мял ее ногами. На крышу клали два слоя, каждый около 60 см толщиной. Долговечность ее равнялась 15-20 годам; скат, находившийся под действием западных ветров, разрушался быстрее. При порче обычно снимали лишь верхний слой кровли.
Другой способ покрытия широко известен в XIX в. в Саксонии. В Вюртемберге его применяли лишь с начала XX в. Он давал значительную экономию материала. Отдельные пучки соломы привязывали ивовыми прутьями к обрешетке, для крепости сверху клали деревянные рейки. Толщина такой крыши равнялась 30-40 см. Со второй половины XIX в. наиболее слабые места крыши - конек, края скатов, а также окружность трубы покрывали гонтом или черепицей.
По берегам рек, озер крышу издавна крыли камышом..." http://www.arhplan.ru/history/building/krestyanskoe-zhilische-germanii-avstrii-i-shveycarii-v-xix
Также  об особенностях соломенных крыш: "На сегодняшний день, соломенная крыша в нашей стране, считается чем-то древним и исторически забытым кровельным материалом. В Европе, наоборот, соломенные крыши набирают популярность среди застройщиков и, кроме того, считаются элитными элементами в конструкции коттеджа. Для такой крыши необязательно солома идет в основу конструкции - это может быть тростник, камыш или вереск.
В мире соломенную крышу считают самой инновационной, потому что натуральная основа крыши - это растения, которые могут гнуться как только угодно, и поэтому такая крыша может быть любых форм. Соломенные крыши относят к уникальным покрытиям натурального происхождения.

Соломенная крыша обладает многими достоинствами, среди которых стоит отметить прекрасные теплоизоляционные качества, а также ее экологическую чистоту. Крыша имеет толщину около 35 см, поэтому прекрасно защищает жилье не только от холода, но и от жары, притом в доме нет, ни пыли, ни сквозняков. Крыша из соломы подходит даже для тех жилищ, в которых проживают дети и люди, страдающие аллергией, потому как она не вызывает аллергических реакций в организме и не способствует размножению бактерий...." https://vsemoremonte.ru/avtorskie/solomennaya-krysha
"Крыша, изготовленная из соломы, являлась едва ли не неотъемлемым атрибутом кровли древней избы. Одна из основных причин, почему соломенная кровля пользовалась такой популярностью - доступность материала и его хорошее качество. И даже сегодня все положительные свойства соломы ценятся по достоинству, поэтому материал хоть и не всегда, но иногда применяется как кровельное покрытие...." http://kryshadoma.com/vidy-krovli-kryshi/solomennaya-krysha-svoimi-rukami-osobennosti-ustroystva.html#1




жильё, европа, здания времен империи

Previous post Next post
Up