Подвиги литовских национальных героев в резне евреев в 1941 г.

Dec 27, 2017 18:17

Любая русофобская шушера обожает поминать еврейские погромы в РИ, почему-то забывая упомянуть подвиги доблестной Красной Армии в лице отборных конников Буденного, устраивавших дикие погромы евреев во время Гражданской. Тем более почему-то забывают те же самые достижения цвета европейского пополнения после 1991 г. из поляков и литовцев, про первых недавно писали:
"Документальные исследования профессора Принстонского университета Яна Томаша Гросса в Польше считаются экстремистскими и подрывными. Американский профессор был даже вызван на допрос польской прокуратурой после публикации книги "Соседи": в ведомстве были возмущены утверждением автора о том, что поляки во время немецкой оккупации убили больше евреев, чем немцев. Гроссу такая реакция непонятна - он всего лишь собирает факты и свидетельства..." https://oboguev.livejournal.com/6127278.html

Вспомним про последних
"В Литве разразился скандал вокруг книги Руты Ванагайте "Наши" о геноциде евреев во время Второй мировой войны
"Молодые, неграмотные литовцы в трезвом состоянии так прилежно убивали евреев, что в Литву их везли для уничтожения из других стран. В убийствах добровольно участвовали и школьники, а Церковь равнодушно наблюдала за Холокостом - убийцам даже отпускали грехи. Ради чистоты расы и еврейских зубов в Литве уничтожили около 200 000 евреев. К таким выводам пришла Рута Ванагайте", - пишет издание "Delfi".
Оригинал взят у humus в  Освободители и освобожденные
<...>
Литовец, названный «Торговцем смертью» из-за активного участия в резне 68 евреев в гараже Lietukis Каунас. 25-27 июня 1941



Литовцы добивают евреев во время резни в гараже Lietukis Каунас. 25 июня 1941



«Национальные партизаны» конвоируют евреев в IX форт. Июнь, 1941



Перед расстрелом в IX форте, июнь 1941


источник
____________________________________________________________________

"Одной из особенностей Шоа на советских территориях было чрезвычайно активное участие представителей местного населения...».



Шауляй, Литва. Евреев конвоируют к месту казни. Yad Vashem Photo Archive. фото из http://a-dyukov.livejournal.com/1253218.html

Для евреев западных (аннексированных) советских территорий... - Катастрофа началась с кровавых погромов, устроенных местным населением сразу после вступления немецкой армии.

Немцы вошли в Каунас, довоенную столицу Литвы, 24 июня 1941 года, а уже в ночь с 25 на 26 июня литовские антисоветские «партизаны» устроили кровавый погром в пригороде Каунаса Вилиямполе (Слободке); было убито не менее 800 человек. Они же хватали евреев и отправляли их в 7-й форт каунасской крепости, где было собрано около 7 000 человек, включая женщин и детей. Предлогом для погрома была облава на «евреев- коммунистов». Однако большинство жертв погрома в Вилиямполе были не коммунисты и не те, кто сотрудничал с советской властью, а религиозные евреи.


Литовская милиция уводит евреев на расстрел в Седьмой форт старой каунасской крепости. Каунас, Литва. Конец июня, 1941
Спустя два дня 27 июня в Каунасе начался второй погром с массового убийства евреев в гараже довоенного кооператива «Летукис», затем он распространился на другие районы Каунаса. Всего в эти дни (27-30 июня) было убито 2 300 евреев. В гараже «Летукиса» убийцы вставляли жертвам в горло водяные шланги, и вода под давлением разрывала людей на части (свидетельство Гунзилиуса).



Немецкие солдаты и толпа литовцев разглядывают тела евреев, убитых литовскими пронацистскими партизанами в гараже довоенного кооператива «Летукис» . Каунас, Литва. 27 июня 1941


Молодой литовец рядом с телами своих жертв-евреев . Каунас, Литва. 27 июня 1941


Местная милиция арестовывает евреев. Лиепая, Латвия. Лето, 1941


Евреи, арестованные во время погрома. Львов. Июль, 1941
Самый большой и кровавый погром в начале июля 1941 года произошёл во Львове. 28 июня 1941 года Красная Армия покинула город. Утром 30 июня, одновременно со вступлением частей вермахта во Львов, милиция Организации Украинских Националистов (ОУН) начала облаву на евреев-мужчин, якобы, с целью выявить тех, кто сотрудничал с Советами. Часть задержанных, интеллигенцию направили на всевозможные работы в городе; большинство евреев попало в тюрьму Бригидки  (в советское время - тюрьма НКВД).


Женщина на коленях с поднятыми руками. Львов. 30 июня - 3 июля 1941
В Бригидках немцы и ОУНовская милиция открыли подвалы НКВД, где находились трупы сотен политзаключённых, убитых перед отступлением Красной Армии, и приказали евреям выносить их во двор. Жители Львова - украинцы и поляки - были приглашены в Бригидки на опознание. Вид сотен тел, лежащих во дворе тюрьмы, и евреев, выносящих все новые и новые тела из подвалов, спровоцировал погром. За три дня бесчинств, с 30 июня по 3 июля, погромщики убили 4 000 евреев.

Следующий погром произошел 25-27 июля в ознаменование пятнадцатилетия убийства Петлюры в Париже Самуилом Шварцбартом 25 мая 1926 года. Жертвами «петлюровских дней» во Львове стали ещё 2 000 евреев. Погромы с большим числом замученных состоялись также в Кременце, Тернополе, Золочеве и других городах. Только на Западной Украине в погромах погибли 24 000 человек. Среди главарей погромщиков нередко были представители интеллигенции: инженеры, агрономы, директора школ, юристы и даже священники.


Женщина и девочка - жертвы издевательств погромщиков. Львов. 30 июня - 3 июля 1941
Когда нацисты начали массовые расстрелы евреев на советской территории, они постепенно стали привлекать к ним местную полицию - белорусскую, русскую, украинскую. К маю 1942 года в формированиях шуцманшафт  в Белоруссии и Украине состояло более 300 000 человек, незаменимых при проведении нацистских расстрельных акций. В Литве и Латвии были созданы специальные военно-полицейские формирования, занимавшиеся расстрелами евреев: «Ypatingas Burys», производившие расстрелы в Понарах (Паняряй) под Вильнюсом; 1-й литовский батальон в Каунасе; команда Арайса, уничтожила более 30 000 евреев в Латвии  и другие.
Чем объяснить такую готовность местных жителей участвовать в массовых убийствах евреев, особенно на аннексированных Советским Союзом территориях? Так же, как и в других странах Восточной Европы, на Украине, в Белоруссии и странах Прибалтики существовал антисемитизм. Летом 1941 года на антисемитизм наложилась всеобщая ненависть народов этого региона к советскому режиму и переменам, которые он принес в 1939-1940 годах." http://www.yadvashem.org/yv/ru/holocaust/ussr/chapter_3/collaborationism.asp

* * * * *
«Уже в первый день начала войны, до появления немцев в Гиркальнисе, местные хулиганы устроили разгром синагоги, напали на раввина, избили и ранили его. Особенную активность проявили жители Гиркальниса Лукминас Юозас и Миколайтис Антанас. Вскоре было совершено первое убийство - группа евреев, в основном пожилых людей, была выведена за пределы местечка и уничтожена. Следующая акция администрации местечка против евреев заключалась в изгнании большинства еврейских семей из своих жилищ и их концентрация в трех близко стоящих домах, принадлежавших моему дедушке Шмуэлу Тацу, его шурину Аврому Бляхеру и Шимону Гольдбергу. Эти дома находились на краю местечка, что позволяло предотвратить контакты содержащихся в них людей с остальным населением Гиркальниса. Во второй половине августа, за неделю до уничтожения, узников начали морить голодом. Полагаю, что это было обусловлено не только желанием карателей реализовать свои низменные побуждения, но и пониманием того, что во избежание осложнений при предстоящей физической ликвидации узников целесообразно иметь дело с изможденными, лишенными воли и надежды людьми…
Убийцы. Массовое убийство в Гиркальнисе готовили руководители местных органов власти[3]: Ковальчукас - работник полиции или службы безопасности (saugumas) Расейняйского уезда, уже упомянутый Лукминас Юозас - в качестве начальника полиции Гиркальниса, Мичкус Юргис - руководитель Гиркальнисской волости, и Качюнас Казис - руководитель местечка Гиркальнис. Они представляли собой важную часть вертикали зла, начинавшейся с руководителей Третьего Рейха.
В рытье рвов, в которые сбрасывались жертвы, принимали участие около 80 местных жителей. Из них 14 непосредственно убивали. Приведены неполные данные об основной десятке участников убийств. Оказывается, что среди них были (по тогдашней терминологии) крестьяне-бедняки, полицейские, кулак, владелец пекарни и лавки. Место рождения многих - деревни Гиркальнисской волости, возраст - преимущественно 25 - 35 лет.
В документах [2,3] и в заметке Йосифа Таца (младшего) - сына Лейба Таца, опубликованной в сборнике статей о евреях Расейняйского края [4], приведены более 30 фамилий карателей, принимавших то или иное участие в осуществлении рассматриваемой бойни.
Не могу не обратить особое внимание на упомянутых в начале статьи Лукминаса и Миколайтиса, первого - в связи с его превращением из погромщика в начальника полиции (норма, говорящая о многом!), а второго - из-за того, что в моем далеком детстве я знал его. Он  тогда трудился в хозяйстве моего деда в качестве наемного работника и в доме деда считался своим человеком. Мне он тогда казался очень симпатичным...
Акция уничтожения. Место массового убийства евреев - в районе деревни Курпишки (Kurpiškės), на расстоянии около километра от Гиркальниса. Для осуществления операции был выбран день 21 августа 1941 года. Рано утром, в 3 часа, местная полиция собрала участников расправы. Руководитель волости Мичкус вручил каждому из них лопату. Затем их отвели на место предстоящего расстрела для рытья рвов. По одному свидетельству, рытье рвов продолжалось до 10 утра, по другому - до 14 часов. Были вырыты два рва длиной около 30 метров и один ров длиной около 20 метров. Ширина рвов была около трех метров, глубина - больше двух метров. Доставлять обреченных людей начали еще до окончания рытья. Первая группа из 8 человек пришла пешком, последующих привозили на телегах и в машинах. Евреев заставляли раздеться и разуться. При этом обреченных толкали к краям рвов. Расстрел проводили из пулемета, в раненых стреляли винтовками или добивали их прикладами. Убитых клали во рвы рядами и засыпали землей (слоем толщиной 15 - 20 см), сверху клали следующий ряд убитых. Недобитые маленькие дети засыпались живьем. Первый день расстрела продолжался до 10 часов вечера, на следующий день убивали с девяти до четырех часов дня. После расстрела каратели делили между собой одежду жертв.
Так навсегда прекратила свое существование еврейская община Гиркальниса. Число убитых 130-160, в том числе около 30 детей. Среди жертв - много очень близких мне людей.
Расстрелы в районе деревни Курпишки продолжались и после ликвидации евреев Гиркальниса. Туда свозились евреи из Расейняй и Расейняйского уезда. По одним данным общее число убитых в этой местности - 1600-1650, по другим - около 2000.
Особенностью акции в Курпишках можно считать обращение Лукминаса к группам узников перед их убийством: "Это за вашу помощь советской власти. Вы отправляли многих наших литовцев в Сибирь"[3а]. У меня два замечания по данному утверждению. Первое заключается в том, что имевшее место выселение литовских граждан за неделю до нападения Германии на Советский Союз является делом рук евреев, - намеренная ложь, распространявшаяся с целью "оправдания" совершаемого истребления еврейского населения. При этом игнорировался факт, что среди выселяемых наряду с литовцами были и тысячи евреев, среди которых была и наша семья. (Вопрос о том, кто ответственен за эту депортацию и кого депортировали, подробнее рассмотрен в моих воспоминаниях[5]). Второе замечание относится к факту предъявления лживых претензий людям, буквально стоящим на краю пропасти, в которую они вот-вот будут сброшены. "Сведение счётов" такого рода говорит только о непостижимом ничтожестве карателей.
В документах советских органов, ведших расследование преступления, совершенного около деревни Курпишки, отмечено, что во время выполнения карателями полученного ими задания место расстрела посетил вышеупомянутый Ковальчукас. Полагаю, что он остался доволен деятельностью гиркальнисской команды. Иначе деревня Курпишки не стала бы местом, где по некоторым данным уничтожено больше евреев, чем в любом другом месте Расейняйского уезда[3b].
Ковальчукаса в его инспекционной поездке на место казни сопровождал немец, фотографировавший виденное. Кстати, данных о непосредственном участии немцев в расстрелах евреев в деревне Курпишки не имеется. Если такое участие имело бы место, советские следователи не преминули бы отразить его в подготовленных ими документах…»  http://berkovich-zametki.com/2015/Starina/Nomer3/EZilberman1.php

* * * * *

Оригинал взят у mikle1 в  Забить ломом еврея - лучшее доказательство литовского патриотизма.
<...>



Массовое убийство евреев в гараже довоенного кооператива «Летукис». Немцы наблюдают за избиением евреев литовцами. Каунас, Литва. 27 июня 1941
На 22 июня были запланированы траурные мероприятия в память о событиях во дворе гаража компании Lietukis - компании «Литовское хозяйство», где в присутствии немецких военнослужащих литовские патриоты из числа «восставших» бесчеловечно расправились с первой группой каунасских евреев. Несчастных безоружных жертв забили металлическими прутьями, водой из пожарных брандспойтов рвали внутренности, глумились иными способами над беззащитными евреями. Так началась литовская часть Холокоста, унесшая в результате жизни 95% литовского еврейства.



Немецкие солдаты и толпа литовцев разглядывают тела евреев, убитых литовскими нацистами в гараже довоенного кооператива «Летукис» . Каунас, Литва. 27 июня 1941
Вот как свидетель-немец описывает то, что он увидел в тот день в гараже «Летукис»:

«...С левой стороны большого двора находилась группа мужчин от 30 до 50 лет. Их там было человек 45-50. Этих людей пригнали туда какие-то гражданские. Эти гражданские были вооружены винтовками и носили на руках повязки...

Молодой мужчина в возрасте примерно 16 лет, с засученными рукавами, был вооружен железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом он менее чем за час убил всех 45-50 человек...

После того как все были убиты, молодой мужчина положил в сторону лом, пошел за аккордеоном и взобрался на лежавшие рядом тела убитых. Став на гору, он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным - после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его».

Судя по описанию, участники и зрители массового убийства евреев в гараже «Летукис» воспринимали расправу как национальное празднество или как патриотический акт.

Затем насилие перекинулось на другие районы Каунаса; всего с 26 по 30 июня в Каунасе было убито еще 2300 евреев. Большинство жертв были расстреляны «белоповязочниками» в 7-м форте.

Вот что вспоминал о тех днях раввин Эфраим Ошри, преподаватель ешивы Слободка:

«Вечером в среду [25 июня] литовские фашисты в сопровождении толпы любопытных вошли в еврейскую часть Вилиямполе с топорами и пилами. Начав с ул. Юрбарко, они ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, от комнаты к комнате и убивали каждого еврея на своем пути, старого или молодого».  <...>
* * * * *

"Отмечается, что в наиболее важной части книги - "Путешествие с врагом" - автор ... общается с оставшимися в живых очевидцами тех событий.
"Мне священник Ричардас Довейка сказал, что у меня перед носом закроются двери. Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией - родные сказали, что я предаю родственников и являюсь Павликом Морозовым. Несколько друзей вообще отвернулись от меня - сказали, что мне платят евреи, и я предаю Родину", - сказала в интервью Ванагайте.

"Зурофф плакал на каждом месте. Мне приходилось ждать, пока он читал молитву. И я потом думала - под землей лежат тысячи костей, никак не обозначены эти места. Я потом не могла спокойно смотреть на литовские могилы. Казалось, всему придается слишком большое значение, все так театрально. Я читала протоколы об эксгумации - множество детей с неповрежденными черепами - значит, закапывали живыми. В книге есть свидетельство одного военного - отец ничком ложился в яму, прикрывая ребенка. Военного спрашивали - в кого первого стреляли - в отца или в ребенка? Ответил: "Что мы звери, что ли, стрелять в ребенка на глазах у отца?" Конечно, в отца. Ребенок ведь ничего не понимает", - рассказала автор книги.

Она также прокомментировала тезис о том, что немцы заставляли литовцев убивать евреев.

"В Литве говорят, что заставляли убивать, поили. Военный Ляонас Стонкус рассказал, что если видели, что у кого-то нервы не выдерживали, офицеры не заставляли стрелять, боялись как бы против них оружие не обратили. И не пили - давали после, вечером, или очень мало - боялись, чтобы командующих не постреляли. Можно сказать, что евреев убивали молодые, неграмотные и трезвые литовцы", - отметила Ванагайте.

"А сколько еще по Восточной Европе скелетов в шкафах и под землей - вспомнить хотя бы польские "Колоски" (фильм о массовом убийстве польских евреев в Едвабне в 1941 году - ред, прим. - "Сюжет прост до неприличия. Целиком почерпнут из жизни, но упрощен.  В жизни было так: 10 июля 1941 года половина жителей польского городка Едвабне, что в 85 милях от Варшавы уничтожила вторую половину. Убийцы, во главе с мэром, были католиками. Их жертвы - одна тысяча шестьсот душ - евреями. Поляки убивали их несколько часов в короткой июльской ночи. Руками.
Вооружившись чем попало - ножами, топорами, молотками. У кого были ружья - стреляли. Те, кто уцелел в мясорубке, спрятались в амбаре неподалеку, но ненадолго: амбар подожгли и недобитые евреи сгорели заживо...После победы погибшим поставили памятник - как павшим от рук нацистов. И пол-века жители Едвабне ходили мимо памятной таблички, прекрасно зная правду, но никто и словом не обмолвился.) - и никто, никто не хочет ворошить прошлое"" https://spiritova.livejournal.com/5098.html)

"Ой, как интересно - причем даже не про литовский Холокост (во всей восточной европе евреев с большой охотой убивали, а с Румынией вообще мало кто сравнится), а про то, как на это реагируют в современной Литве", - написал в соцсети российский журналист Илья Красильщик." http://www.isrageo.com/2016/02/07/litvapogrom/

прибалтика, европейские нравы, израиль

Previous post Next post
Up