В продолжение темы погромов -
Советская мифология. Новоузенская резня 1989 в КазССР во имя нерушимой советской "Дружбы народов" можно привести ещё несколько описаний от очевидцев событий 1989 г., а то приползет
грозный батыр Марат Шибутов megakhuimyak и заявит об однобоком освещении событий, так что немного дополнений, а воспевателям замечательной советской жизни продолжать знакомиться с социальными достижениями в Союзе - все же та-акие счастливые тогда были, до сих пор у коммунистов слюнки текут.
Так выглядел город Жанаозен в советское время. Фото с сайта
http://uz.eugk.com. Автор фото - Александр Семенов.
Из комментариев к статье от 2009 года
https://rus.azattyq.org/a/sobytia_v_Zhanaozene/1770564.html "в Тенге добывали газ, а люди сидели в своих домах без газа, и то, что лица кавказской этнической группы захватили торговые точки и соответственно вели себя по отношению к казахам, и рост спекуляции, и то, что порой из крана текла ржавая вода, и воду давали по часам, и то холодную (по обоим трубам), благо летом трубы так нагревались под жарким мангышлакским солнцем, что из крана горячей воды текла сносная теплая вода, и то, что приходилось таскать воду и копить, и ждать следующего приезда водовоза. Был я свидетелем (жил как раз рядом с эпицентром событий) Новоузенских событий, еще школьником, и помню казахов ребят, которым давали попить воды, и которые вновь бежали на войну. Помню одного парня-казаха, которому попали по глазу металлическим прутом, и он у него почти вытек, но он тоже, попив воду, убежал обратно, на битву. Помню стенку казахов на другую стенку. Помню и комендантский час: солдаты в униформах, с собаками, кричащие: По домам! И все это в 9 часов вечера, когда народ привык отдыхать на улицах на вечерней неге и прохладе после 40-градусной дневной жары, да и кондиционеры уже доставали за целый день, и хотелось натурального воздуха. И все это напоминало фильмы об Отечественной войны, что смотрели так часто в советское время. Было непонятно и больно, почему казахи на своей земле жили хуже, чем те же, кто торговал, почему приходилось отстаивать свое право на достойную жизнь и идти на крайности..."
"В основном причины Жана Узенских событий показаны верно. Но мне как очевидцу тех событий неприятно ваше стремление связать события с именем нашего президента.И ссылаться на Р.Алиева вроде у него имеются какие-то компроматы. Это же 1989 год времена правления Кремля .У нас руководителем был Колбин.А Назарбаев только стал первым секретарем. Вы связываете 2 события и пишете о их схожести.Пришел Колбин -декабрьские события , пришел Назарбаев Н.А. - новоузенские события. Но вы абсолютно не правы! Спросите очевидцев. Никак не связано с приходом Назарбаева Н.А. Мы наоборот были рады приходу нашего казахстанского руководителя ! И то, что Р.Алиев хочет связать это событие с приходом нового руководителя никак не связано ! А причины социально-экономические .Вы о них правильно написали. Тяжелые социально-экон. условия вынудили людей выйти на улицы , выражать недовольство во всей области. А кавказцы оказались в роли изгоняемых, как наиболее коррумпированные части населения. И это была правда. Город маленький все было на виду. Прямым рейсом Н.Узень - Мин.воды , когда были талоны, вывозились незаконно в большом количестве продукты питания.Во всех торговых организациях работали люди из кавказа.Люди давно от них устали и были напряжены.Это 1989 год. Полки в магазинах были пусты. А случай на танцплощадке , как спичка в пороховой бочке. Еще один момент. Против т.н. кавказцев были настроены и представители других нацональностей нетолько казахи. Вина в основном лежит на Союзном руководстве и принимали политические и силовые решения они же… Помните как говорил Назарбаев Н.А. став руководителем РК, что весь доход республики уходил в центр Москву, до 90% дохода Казахстана. Тем более Мангистау нефтяной регион , здесь ядерное топливо все подчинялось Москве. Даже был случай , когда руководитель Союзного предприятия игнорировал решения первого секретаря обкома. Пришлось приводить его в обком в сопровождении милиции. Нет причин я считаю обвинять руководство Казахстана в тот период. Они ничего не решали по данному событию все диктовалось из Центра. Интересно то, что представители казахстанских силовых органов (офицеры-казахи) которых послали подавить, помогали как могли своими советами и не применением силы к восставшим людям. Во многом заслуга этих офицеров, что Центр (Москва) не смог применить более жестокие меры. Я думаю была в этом роль руководства Казахстана. После декабрьских событий понимали требования людей."
"Такого рода столкновения в Казахстане происходили неоднократно. Тогда озвучивалась официально такая версия, что чеченцы и другие иноземцы заняли ключевые места в торговле и в иных структурах города и района, насиловали казашек и др. А коренное население-адайцы, как самые горячие казахи, устроили вендетту, поставили цель - выгнать всех неказахов. В данной не сколько в этнической, сколько в социальной резне было несколько сторон и причин конфликта. Виновными и пострадавшими оказались только взорвавшиеся местные молодые люди и кавказское население Жана Узеня. Не была ли эта акция спланированной властями, чтобы всю ответственность за тяжёлое положение населения свалить на чеченцев или это было сведением счётов кланов? Почему за эти уголовные преступления не понесли адекватные наказания непосредственно насильники сразу в качестве неотвратимости и для профилактики? Ответ один - дача взятки, коррупция в органах МВД. Почему эта версия случившего не получила логическое завершение - возбуждением уголовных дел в отношении подкупленных полицейских, прокуроров? Ведь об этих и других фактах в сложных взаимоотношениях местного населения с представителями других этносов было известно акиматам, КНБ, далеко за пределами Адаистана. Ответственность и наказание наряду с признанных судом, зачинщиками беспорядков, исполнителями должны были нести руководители правохоронительных органов, администрации района и области. Но всё спустили на тормоза, сделав козлами отпущения только молодёжь - любителей самоуправства. Это пример того, как безответственная власть Казахстана разрешает социальные конфликты террором, потоплением в крови участников восстания."
Бывший Дом культуры «Строитель», ныне превращенный в городскую мечеть. Один из эпицентров восстания в июне 1989 года. Жанаозен, 6 июля 2009 года.
Взято за 2012 год у
mediaprocessing в
https://polit-calendar.livejournal.com/4436.html События в Новом Узене или Новоузенская резня - межэтнические столкновения 17 - 28 июня 1989 года в городе Новый Узень Казахской ССР между группами казахов и выходцев с Кавказа.
Бунт сочетал в себе элементы сильного социального недовольства, разгула хулиганства, молодёжного мятежа, антисоветской пропаганды и межобщинных столкновений, направленных в первую очередь против выходцев с Кавказа. Точное количество погибших неизвестно (называются цифры от 4 до 200 человек). Архивы восстания были частично уничтожены, частично засекречены. Бунт был подавлен отрядами спецназа, однако практически всё неказахское население (около 25 тыс. человек)в срочном порядке покинуло город или было эвакуировано.
16 июня 1989 года в Новом Узене произошла драка у танцплощадки между группами молодых казахов и выходцев с Кавказа. Восстание началось 17 июня.
19 июня Верховный Совет Казахской ССР ввёл в городе комендантский час. Для подавления столкновений были задействованы бронетранспортеры, танки, боевые вертолёты и другая военная техника. Только на четвертый день удалось подавить волнения.
А вот
картинка глазами спецназа:
Поступила команда прибыть в г.Новый Узень Мангышлакской области Казахской ССР. В его окрестностях вспыхнули массовые беспорядки. Введен комендантский час. Сложившаяся оперативная обстановка свидетельствует -
коррупция поразила все и привела богатый по своим природным и сельхозресурсам край население к нищите. Это послужило толчком к массовым волнениям, переросшим в беспорядки на социальной и
межнациональной почве.
Лидеры националистического толка призывали убивать некоренных жителей республики, поджигать их дома, захватывать
жизненно важные объекты, переименовывать их на свой лад. Задача спецназа состояла в прекращении групповых нарушений общественного порядка, локализации зачинщиков и агрессивных участников беспорядков,
провокаторов и активистов бесчинств, изъятии оружия, патрулирование. Предстояло восстановить правопорядок во всем районе.
Через четыре дня ситуация в Новом Узене перешла под контроль спецназа, массовые беспорядки пресечены.
Спецназ своими действиями обеспечил сохранение правопорядка и безопасность людей, выступил в роли гаранта спокойствия.
А вот
картинка от Радио Азаттык:
... Думается, читателям будет интересно посмотреть на трагедию в Новом Узене глазами очевидцев. Журналистам радио Азаттык об этом событии рассказал Кайрат Досметов, о котором мы уже рассказывали как о лидере казахских беженцев, пытающихся получить политическое убежище в Чехии.
Кайрату Досметову в 1989 году было 7 лет, и жил он в самом центре Нового Узеня. Не берусь утверждать, что именно эти события заложили в его детской душе аллергию к официальной пропаганде советского стиля. Но он сейчас - глава молодой семьи, стал мусульманским диссидентом. И большинство из двух сотен казахских беженцев в Чехии составляют именно молодые люди из Жанаозена, который некогда по-советски назывался Новый Узень.
Вот что рассказывает о новоузенских событиях июня 1989 года очевидец Кайрат Досметов:
«Помню, что тогда вышли на каникулы, я окончил первый класс. Утром проснулся, смотрю: дома все суетятся, бегают туда-сюда, до меня никому нет дела. Вышел на балкон, открыл окно и увидел такую картину: летают военные вертолеты и разбрасывают бумаги - обращение к жителям Нового Узеня с требованием прекратить забастовку.
Кайрат Досметов, лидер казахских религиозных беженцев. Прага, февраль 2009 года
Ходили солдаты и милиционеры в разной униформе. Мне было интересно сидеть и каждому давать имена: увижу в синей форме в береткой - значит синие десанты, в зеленой - зеленые десанты и так далее.
Позже выяснилось, что действия начались уже ночью. По рассказам собравшихся родственников я понял, что казахи сломали окна магазина «Шолпан» и оделись все одинаково.
Взрослые говорили, что начали сами кавказцы, которые издевались над казахской девушкой. Началось все в ресторане «Арай» по адресу: микрорайон 1, возле дома 43. Я жил тогда в этом же микрорайоне, в доме номер 46. Ресторан «Арай» на следующий день был сожжён дотла.
Активные действия начались вечером. Толпа людей, в основном молодые ребята, бегали и бросали камни в солдат, за которыми прятались кавказцы. Казахи знали, где скученно они живут, их было много в нашем микрорайоне, в домах 37 - 38. Оттуда их всех эвакуировали.
Ситуация напоминала Палестину. Нас, 7-летних мальчишек, старшие ребята призывали к помощи. Мы собирали камни в одну кучу, а взрослые подходили и брали камни.
Помню, как солдаты начали стрелять из автоматов. И вдруг толпа, примерно из 500 человек выбежала со стороны Дома культуры «Строитель» и двинулась в мою сторону, за ними солдаты с автоматами. Я испугался и заплакал. Думал, они меня раздавят. Но толпа отбежала к нашему дому, остановилась и яростно стала отбиваться камнями.
Среди них я увидел ребят, которые еле передвигались, они были в крови. Увидев это, я заплакал еще сильнее. Все женщины
Все эти дни, пока шла забастовка, участники акции жили на крышах жилых домов. Они из кирпичей-ракушечников делали себе укрытия и там же спали.
Помню, как начали привязывать красные ленты на окна квартир, где жили казахи, чтобы не перепутать, кого «бомбить», а кого не трогать.
Через несколько дней мы стали переезжать с места на место. Не знаю почему, но говорили, что кавказцы тоже просто так не сидели и отстреливали казахов. Говорили, что действуют снайперы-кавказцы, которые с крыш домов стреляют по людям. Помню, чтобы пройти по дворам, прежде осматривали крыши, затем давали сигнал о переходе.
Был объявлен комендантский час, затем появились страшные, безжалостные десантники. Нам сказали, что они из Москвы. Они вечером, после восьми, разъезжали по микрорайонам на бэтээрах и матом всех гнали домой. Обычно летними вечерами апашки (взрослые женщины) выходили во двор дома, стелили одеяло и гнали «талды-балды» (сплетничали). В эти дни в Узене никто себе не мог позволить такого.
Был случай, когда мой сосед-одноклассник не успел убежать, как его догнал десантник и ударил прикладом автомата. Это произошло на моих глазах. Десантников все боялись, как только их видели издалека, так сразу же во дворе начиналась паника. Люди разбегались по домам. Видел, как один из десантников балдел от этого. Ржал.
Мой знакомый, ныне покойный, рассказывал, что, когда они были в пионерском лагере в Грозном (во время этих событий), их лагерь окружили чеченцы и стали угрожать, что всем казахам будет хана, потом их разогнала милиция. Когда они обратно ехали домой в поезде, кавказцы хотели взять их в заложники, но на полпути были сняты с вагонов и переправлены автобусом. Рассказывали, что их встречали вооруженные палками казахи.
Ну а так, я считаю, трудно было и кавказцам. Например, мой знакомый ингуш по имени Рустам. Они с матерью переехали в Узень из Грозного. Во время забастовок они отказались ехать на Кавказ, считая Узень своим родным городом. После забастовки у них отобрали жилье, а его мать гоняли туда-сюда. Короче, им было очень трудно, отца не было. Мать начала писать письма в городскую власть с просьбой о помощи, но ее не слушали».
Вот воспоминания той страшной истории Кайрата Досметова, бывшего тогда маленьким мальчиком-новоузенцем.
https://polit-calendar.livejournal.com/4436.html__________________________________________________________________
Новоузеньский межэтнический конфликт (16 июня-24 июля 1989 года). В конфликте участвовали 2 стороны: 1) местное казахское население; 2) представители кавказских этнических групп (лезгины, чеченцы, ингуши), как постоянно проживающие в Прикаспии, так и рабочие-вахтовики.
Межэтнический конфликт охватил обширный Прикаспийский регион - Гурьевскую (ныне Атыраускую и Мангистаускую) область, в том числе города Новый Узень, г. Шевченко (Актау), станцию Мангышлак, поселки Узень, Кульсары, Жетыбай, Мунайши, Шетпе, Акшукур, Ералиево, Кзылтюбе.
Причины этноконфликта кроются в комплексе экономических, социальных, демографических проблем, складывавшихся в Прикаспии в предшествующие несколько десятилетий.
Большинство казахстанских чеченцев, ингушей были депортированы в Казахстан в 1944 году, являются потомками депортированных. Еще с 1950-х годов представители кавказских этнических групп в сфере экономики региона, системе разделения труда, прочно заняли определенные этно-экономические ниши, в том числе, доминирующие позиции в сфере торговли, услуг, что обеспечивало им относительно более высокий по сравнению с местным, в основном казахским населением, уровень жизни. С началом развития кооперативов (1987-1988 годы), социальное, имущественное расслоение по этническому признаку резко возросло.
Росту социальной напряженности в регионе также способствовали: усиливавшийся в тот период дефицит всех видов товаров, в том числе товаров первой необходимости, высокий уровень безработицы среди казахской молодежи, обусловленный внедрением Миннефтегазпромом СССР вахтового метода освоения природных ресурсов Западного Казахстана, крайне слабая социальная инфраструктура (нехватка жилья, детсадов, школ, магазинов, столовых, больниц, поликлиник), нарушения в рамках распределительной советской системы принципов социальной справедливости (предоставление приезжим, квартир вне очереди), экологический кризис (Аральская катастрофа, недостаток, загрязненность питьевой воды).
Город Новый Узень возник в 1964 году в связи с освоением нефтяных месторождений. Численность населения города в 1989 году составляла 56 000 человек, в том числе: казахи - свыше 50%, русские - 18%, лезгины - 11%. Миннефтегазпром СССР уделял внимание только добывающей отрасли, социальная инфраструктура финансировалась по остаточному принципу. Каждый второй ребенок в городе не имел возможность ходить в детсад, школы работали с двойной нагрузкой. Союзные ведомства избрали и наладили практику десанта высокооплачиваемых вахтовиков в район Нового Узеня из Баку, Грозного, Махачкалы, других российских регионов. В то же время несколько тысяч горожан были вынужденными безработными.
Этносоциальная напряженность в Новом Узене и, в целом в казахстанском Прикаспии, стала явственно нарастать с 1987 года. Еще до инцидента 16 июня 1989 года, послужившего поводом к масштабному межэтническому конфликту, проявились симптомы нарастания межэтнической напряженности. 28 марта 1989 года в вахтовом поселке Тенгиз произошла массовая драка местных жителей с вахтовыми рабочими. Резкий этносоциальный «взрыв» 16 июня в Новом Узене не явился неожиданностью для городских властей. За несколько недель до развертывания этноконфликта многие горожане предупреждали власти о конфликтных настроениях в молодежной среде, взрывоопасности ситуации. Значительный рост социальной напряженности был связан с очередным резким повышением цен на продукцию кооперативов, владельцами которых являлись, в основном, выходцы из кавказского региона...
Поводом к началу конфликта послужила драка вечером 16 июня 1989 года, на танцплощадке в городе Новый Узень, между молодыми казахами и лезгинами. Милиция приняла меры для прекращения драки, и инцидент, казалось, был исчерпан. Тем не менее, межэтнический конфликт на бытовой почве, стал стремительно разворачиваться. Той же ночью в городе начали формироваться на этнической основе группы жителей, между которыми вспыхнули столкновения, повлекшие 3 человеческие жертвы и десятки раненых.
Пик эскалации и развития Новоузеньского межэтнического конфликта падает на период с 17 по 28 июня 1989 года.
17-19 июня группы молодежи, вооруженные палками, железными прутьями, камнями, учинили погромы в домах граждан, магазинах, административных зданиях, на улицах города. Были предприняты попытки захвата городского отдела милиции, системы водоснабжения, других жизненно важных объектов города Новый Узень. Парализована работа пассажирского транспорта, прекращена деятельность некоторых промышленных предприятий. В ходе беспорядков, конфликтующими применялись огнестрельное оружие, зажигательные смеси.
19 июня в Новом Узене, на площади перед горисполкомом, собралась толпа в несколько тысяч человек. Митингующие требовали решить проблему занятости, другие острые социальные проблемы, наладить продовольственное снабжение, выселить представителей кавказских этнических групп, закрыть кооперативы. Выступившие перед митингующими председатель Президиума Верховного Совета КазССР М.Р.Сагдиев, другие представители власти республиканского и регионального уровня, заявили, что предпринимаются меры по стабилизации обстановки, решению ряда социальных проблем. Однако, попытки властей установить диалог, достичь консенсуса и предотвратить эскалацию конфликта не имели успеха. Толпа митингующих, разделившись на группы по 150-200 человек, покинула площадь и двинулась по улицам города, учиняя погромы, поджоги, вступая в столкновения с лезгинами, представителями других кавказских этнических групп, милицией и войсками МВД. В ходе беспорядков 5 человек получили огнестрельные ранения.
Очевидно, что в этот момент, данный межэтнический конфликт, как и многие другие этноконфликты на определенном этапе, начал приобретать иррациональный характер. Наступил этап, когда «пропадают правые и виноватые, остаются лишь бедствующие… колеблющиеся, сомневающиеся, не совсем озлобленные (а их большинство на обеих сторонах) - по объективным и субъективным причинам - делегируют защиту своего национального достоинства людям, занимающим крайние позиции» [см.: Михайлов В.А. Принцип «воронки», или механизм развертывания межэтнического конфликта // Социс. - 1993. - № 5. - С.58,59].
Вечером 19 июня в городе был введен комендантский час, создан оперативный штаб по локализации и разрешению конфликта, образована специальная правительственная комиссия.
Несанкционированные митинги (в том числе и мирного характера), в которых принимали участие в разных случаях от 100 до 1 000 человек, погромы, поджоги продолжались 19-22 июня в городе Новый Узень, 21, 23 июня в пос. Жетыбай, 21 июня в пос. Муныйши, 23 июня на станции Мангышлак, пос. Кзылтюбе, пос. Шетпе, 24-25 июня в городе Шевченко, 24 июня в пос. Акшукур, пос. Кульсары. Столкновения имели место также в пос. Ералиево, ряде других населенных пунктов региона. В ночь на 22 июня группой вооруженных людей из 6 человек, была предпринята попытка захвата газокомпрессорной станции газопровода Средняя Азия - Центр.
В условиях эскалации конфликта (17-28 июня) власти вывезли значительную часть представителей кавказских этнических групп за город и обеспечили их охрану. Было принято решение закрыть часть кооперативов в сфере торговли и общественного питания. В период эскалации конфликта погибли 5 человек - 3 казаха и 2 лезгина. С 17 по 26 июня из Нового Узеня в Дагестан и Чечено-Ингушетию выехало 3 516 человек. Позже, когда конфликт начал угасать, часть беженцев возвратилась.
Относительное спокойствие в городах и поселках Прикаспия установилось 29 июня. 24 июля 1989 года Указом Президиума Верховного Совета КазССР в Новом Узене был отменен комендантский час. Являясь условным «антииммигрантским», данный этноконфликт не приобрел затяжной характер, характерный для сепаратистских, ирредентистских, автономистских этноконфликтов. Свертывание этноконфликта было обусловлено, отмечаемыми этноконфликтологами закономерностями стадиального развития («жизни») антииммигрантского конфликта.
Наряду с особенностями саморазвития этноконфликта, свертыванию Новоузеньского этноконфликта способствовал ряд субъективных факторов:
- введение 19 июня комендантского часа, действовавшего 36 дней;
- разъединение конфликтующих сторон силами милиции, внутренних войск МВД;
- временный вывоз за город и охрана большинства горожан кавказских этнических групп;
- нейтральная политика, равные санкции властей в отношении конфликтующих сторон;
- попытки властей вести диалог с демонстрантами, населением на митингах (в том числе несанкционированных), собраниях по месту работы;
- временное закрытие части кооперативов в ответ на одно из основных требований демонстрантов;
- оперативная информационная деятельность властей, направленная на опровержение, нейтрализацию слухов;
- оперативное решение отдельных экономических и социальных проблем (решение проблемы дефицита продовольственных товаров, начатая властями работа по решению проблемы занятости местного населения, принятие решения о расширении жилищного строительства, развитии материальной базы социальной сферы);
- деятельность специально образованной правительственной комиссии по разрешению конфликта.
25 августа 1989 года было принято совместное постановление Совета Министров КазССР, коллегии Министерства нефтяной и газовой промышленности и Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР «О неотложных мерах по социально-экономическому развитию г. Новый Узень Гурьевской области». В 1989-1991 годах ряд пунктов этого постановления, предусматривавших решение комплекса экономических и социальных проблем региона, был частично реализован. Последующая реализация комплекса мер была свернута со сменой экономических, политических, социальных условий начала, первой половины 1990-х годов.
Нуртай Мустафаев
Источник:
https://zhanaozen1216.wordpress.com/2012/05/22/22-05-2012-%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D0%BD-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%8C-1989-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0-zhanaozen-novyi-ouzen-in-1989/____________________________________________________________________________
Межнациональные отношения к концу существования СССР были далеки от идеалов официально провозглашенного интернационализма, считавшегося неотъемлемой частью марксизма-ленинизма. Во время перестройки первое столкновение на национальной почве случилось в декабре 1986 года в Казахстане из-за назначения представителя некоренного населения Геннадия Колбина на должность главы республики.
Через два с половиной года в нефтегазодобывающем Новом Узене (ныне Жанаозен) вспыхнули продолжавшиеся 12 дней беспорядки, вследствие которых, по разным данным, погибло от 4 до 200 человек, а более трех тысяч уроженцев Кавказа покинуло Казахстан. В результате погромов, носивших по преимуществу антикавказский характер, были разграблены магазины и административные здания, выбиты окна в жилых домах, сожжены автомобили.
Волнения на фоне социальной неустроенности вскоре распространились на территорию практически всего полуострова Мангышлак (Мангистау), расположенного на восточном побережье Каспийского моря. Пресечь беспорядки, которые официальные власти называли разгулом "хулиганствующих элементов", удалось только благодаря силам специального назначения.
Повторение беспорядков в декабре 2011 г.
Через 22 года после новоузенских событий переименованный в Жанаозен город ждали новые беспорядки, унесшие жизнь 15 человек. Поводом для волнений декабря 2011 года стали протесты нефтяников против низкой заработной платы и неудовлетворительного уровня развития региона. Бунтующими было захвачено здание городской администрации, а также сожжены офис нефтяной компании и гостиница.
До января 2012 года в населенном пункте действовал режим чрезвычайного положения с комендантским часом. По официальным данным властей, в беспорядках виноваты связанные с внешними силами организованные преступные группировки. Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что "трудовой спор нефтяников нельзя смешивать с деяниями бандитствующих элементов, которые хотели воспользоваться ситуацией для своих преступных замыслов".
Источники:
http://homad.ru/novouzenskaya-reznya-v-kazaxstane-letom-1989-goda/http://russian7.ru/post/novouzenskaya-reznya-v-kazakhstane-leto/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com