История Китая. Гоминьдан - проблемы личного состава, части 3, 4.

Nov 02, 2017 13:22



Оригинал взят у kosarex в Гоминьдан - проблемы личного состава3
https://kosarex.livejournal.com/3026394.html
Мы не совсем понимаем, что на земле осталось весьма мало народов, не понимающих и не готовых к внешнему подчинению. США, Британия, Россия... Причем США и Британия просто защищены морем. Зачем подчиняться, если противник не доберется? У других стран иное отношение, поляки строят из себя неумолимых, но в конфликтах на самом деле всегда думают - воевать или сдаваться. Когда в Цейлоне была очередная резня, англичане сделали пролет тремя самолетами. Цейлон замер, великая держава чего-то хочет, надо сдаваться, а не разборками заниматься. России никогда не предлагали нормальных условий прекращения сопротивления, поэтому никто не задумывается, когда надо сопротивляться, а когда не надо. Всегда надо. Зато в России власть регулярно устраивала войну с народом, и раз за разом власть праздновала беспощадную победу.
Поэтому нам трудно понять, почему в других странах сопротивляются власти в тех или иных рамках, что для этого надо делать, на какие успехи можно рассчитывать, а на какие не стоит. Китай же давно усвоил, что внешние силы могут быть то, слабее Китая, то сильнее. Готовься к победам, но и будь готовым к капитуляциям. В 20-ых годах 20-ого века готовность к капитуляциям была не меньше желания сопротивления. Гоминьдан отнюдь не собирался всерьез воевать с западными странами, они были сильнее. Китайцы даже до конца не понимали, что их не оккупируют из-за того, что их контролировать слишком накладно и неприятно.

Когда английские и американские канонерки обстреляли Нанкин, настроения в рядах наступавших на Шанхай гоминьдановцев изменились не в лучшую для советских советников сторону. Одно дело - заняться шантажом и захватить иностранную собственность в провинции, другое дело - столкнуться с угрозой повторения истории с Боксерским восстанием. Отсюда желание договариваться. Для западных же держав и Японии определенная централизация Китая была плюсом. Войны милитаристов не способствуют инвестициям и спокойной торговле. Нужен хоть какой-то порядок. Однако, избыточная централизация тоже была невыгодна в силу раздела Китая на зоны влияния. Если посмотреть на конечный результат - установление власти Чан Кайши, которую всё-таки надо было учитывать в провинциях, и наличие определенной самостоятельности у иных центров силы, при которой державы в зонах именно своего влияния могли напрямую договариваться с местной властью и влиять на события, то получался почти идеальный вариант для других стран.

Я уже писал, что именно Шанхай был экономической столицей Китая. Но он также был центром иностранных сеттлментов, пользующихся экстерриториальностью. Кстати, в 1938 году Япония захватили Шанхай очень просто - она завезла войска на свою экстерриториальную территорию, поскольку имела право. Ни Чан Кайши, ни иные страны не могли ей помешать. Это война, а воевать с Японией не хотели. Короче, договоренности с Гоминьданом в 1927 году отражали то, что и было нужным. Карманное правительство в Нанкине, столицу крайне удобно в случае чего обстрелять орудиями канонерок, это вам не сухопутный Пекин, личная зависимость Чан Кайши от именно шанхайской, компрадорской буржуазии, которая решала, сколько денег выделить ему на армию, удобство связи Шанхая с другими странами. Правда, просоветские коммунисты мешали, но их разгромили, а советские советники сделали своё дело и были выгнаны.

Получилось, что большевичков просто использовали. В Москве могли сколько угодно рассуждать, что они объединили Китай. В других столицах могли рассуждать о красной угрозе. Все были правы, но более правой и весомой оказалась логика управления страной как отражение соотношения сил внутри Китая и на международной арене. Другое дело, что это соотношение сил было взорвано подготовкой держав ко Второй мировой войне, поэтому оно не могло быть устойчивым. Китай тоже не получил устойчивости и процветания. Процветал регион от Шанхая до Нанкина включительно. Там были деньги, деловая активность, относительно вменяемая власть, имитация западного стиля жизни и так далее. Это мы можем заметить по фильмам. Если другие места в Китае пытаются красиво подать как сочетание старых домов, традиционных одежд, рыноков, лоточников и разных человеческих историй, то Шанхай всегда подается как город, где ездят богатые граждане на машинах, говорят по телефону, едят в роскошных ресторанах, имеют богатые особняки. Это кусок почти Запада с китайской спецификой. И преступники другие - богатые, дерутся за огромные деньги, катаются на такси, имеют по нескольку пистолетов. Ах, жили же люди не хуже английских джентельменов и американских бизнесменов!
Оригинал взят у kosarex в Гоминьдан - проблемы личного состава4
https://kosarex.livejournal.com/3026148.html
https://kosarex.livejournal.com/3026394.html
https://kosarex.livejournal.com/3027243.html
Итак, летом 1927 года, в самый разгар споров о будущем Китая и погрома прокоммунистических частей Гоминьдана, Чан Кайши уходит в отставку. Это как отставка Мао с ряда должностей после повала Большого скачка в 1961 - уход в тень от ответственности, поскольку нельзя терять лицо. Одни гоминьдановцы, по сути, антисоветские, бьют просоветских, просоветские пытаются вступить в союз милитаристом Сунь Чуаньфаном, антисоветские тоже манят его на свою сторону, а именно против милитаристов призывал бороться Гоминьдан, короче, позор, господа офицеры, полный позор. Но в таких уходах с поста есть ещё нечто иное - наличие сподвижников, которые потом выдвинут снова в лидеры. Чан Кайши вновь вернулся к официальной власти в начале январе 1928 года. Съезд, программа, избрание, новые перспективы.

Вопрос в том, что китайцы несколько иначе, чем большевики в России после захвата власти, относились тогда к друг другу на высшем уровне. В апреле 1927 года в Шанхай возвращается Ван Цзинвэй. Это явно прояпонский ставленик, которого на год отлучили от дел. Он пил саке, писал из Японии друзьям письма, а другие воевали. Официально он болел, неофициально болел политической немощью. Большевики ещё были нужны для объединения страны. А потом Ван Цзинвэй выздровел, поскольку он был нужен для достижения договоренностей с великими державами. Зато чуток приболел Чан Кайши, Он обозвал Ван Цзинвэя не только другом, но и учителем, отказался подчиняться Уханьскому правительству, захотел отдать Ван Цзинвэю многие властные полномочия, но не контроль над армией.Здоровье его, однако, чуток улучшилось, поскольку коммунистов в Шанхае и в целом ряде иных мест успешно убивали и бросали в тюрьмы. Китайская компрадорская буржуазия в Шанхае приняла решение поддержать Чан Кайши и начала финансирование его армии.

Поставьте себя на место рядового гоминьдановца. Казалось бы, ещё вчера во имя получения оружия и денег от коммунистов Чан Кайши толкал речи о том, что Китайская революция это часть Мировой революции, начатой большевиками и великим Лениным, что Китайская революция, как и Ленинская, широко разольются по всей планете, свергая власть капитала во имя пролетариата и всех бедных труженников, а ныне Чан Кайши устраивает мочилово китайским коммунистам, бьет ногой под зад советским советникам, гонит вон из страны всю их сеть, замаскированную под российских эмигрантов. Зато коммунисты пытаются броситься в объятия китайских милитаристов, которых они люто ненавидят, били, собираются потом бить дальше. Полезли в объятия к Сунь Чуанфану - тот их оттолкнул, тогда попытались прижать к красной груди Фэн Юйсяна. Этот вдобавок был христианином, а христиан советские большевички считали предметом особой ненависти - антисемит уж потому, что христианин. По отнюдь не русскому советнику Воронцову его ненависть к любым христианам прочитывается как символ веры.

По традиционным европейским понятиям за подобную всеядность надо гнать в три шеи. Мир только недавно пришел к тому, что было давно известно китайцам, - поменьше надо верить программам и постулатам. Важнее, кто кого надует, кто контролирует админресурс, кто начальник. Еврею Ярошу, контролирующему бандеровское движение, абсолютно неважно, сколько евреев в своё время порезали бандеровцы, важнее, что он во власти, а не еврей Тягнибок. Китайцы изначально были готовы к системе, где слова это одно, а дела это совсем другое. Чан Кайши при всей коммунистической риторике объединял страну на капиталистических началах, другие пошли за советскими, считая, что социализм для Китая выгодней. Но рабами программ и постулатов было меньшинство. Именно это не предвидел Интернационал, славший из Москвы свои указания. Если бы коммунисты в 1922 году знали, что китайцы потом построят общество торжества олигархического капитала с компартией во главе, они, возможно, отказались бы от помощи китайцам, но зауважали бы их за способность хитрить не хуже, а даже лучше коммунистов во главе с Лениным.  Тем не менее, китайцы были едины в неприятии западной и прочей, включая советскую, власти над Китаем. Им национализм помогал спорить и договариваться. Милитаристы побежали объединяться вокруг Чан Кайши. Гоминьдановцы получили решающее преимущество. Оставалось только решить вопрос с Сунь Чуанфаном, а у него сил было больше, чем у коммунистов.

Восстание коммунистов в августе 1927 года в Наньчане, которое потом провозгласили рождение китайской Красной армии, отражало факт, что Коминтерн решил пойти ва банк, не имея нужных сил. Восстание подавили, но этим воспользовался милитарист Сунь Чуанфан, двинулся в сторону Шанхая. Чан Кайши ушел в отставку. Западные державы оказались перед угрозой очередной вспышки Гражданской войны в Китае, которая отнюдь не соответствовала их интересам. Короче, я тут возвращаюсь к тому, о чем уже писал. Левое движение де факто оказалось способом наведения элементарного порядка в Китае именно в интересах не только самих китайцев, но и внешних сил. Поэтому Чан Кайши заставил эти внешние силы позаботится о восстановлении его влияния перед угрозой появления очередного бардака как следствие политического вакуума в стране.
___________________________________________________

Напоминание: чубайсообожателю paidiev «случайно» не пропустить вышедшую 4-ю часть настоящей истории Китая, а то закопался по уши в чушь galkovsky.

китай, история

Previous post Next post
Up