В авангарде советского государственно-правового строительства? Заслуженно в психушку.

Oct 20, 2017 17:47



Оригинал взят у gallago в =
Был такой Александр Гойхбарг.
Википедия:
С 1914 года состоял приват-доцентом кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1904-1917 гг. - член РСДРП (меньшевик).
Перевёл на русский язык сочинения Каутского, письма Карла Маркса к члену Интернационала Кугельману.
После захвата власти большевиками стал большевиком. С начала 1918 года работал в Наркомюсте: являлся членом Коллегии НКЮ и заведующим Отделом кодификации и законодательных предположений.
Гойхбарг принимал ближайшее участие в кодификации советского брачного, семейного и опекунского права и был вдохновителем всего советского законодательства.[1] 4 ноября 1918 г. он докладывал на заседании ВЦИК о проекте Кодекса законов о браке. Председательствовал в комиссии по разработке КЗоТ 1918 г.
По формулировке Гойхбарга, одной из задач коммунистического строя является замена частной, индивидуальной, родительской заботы о детях без всяких изъятий общественной заботой о них. Организация государственной опеки, по его мнению[1]:
…должна показать родителям, что общественный уход за детьми дает гораздо лучшие результаты, чем частный, индивидуальный, ненаучный и нерациональный уход отдельных «любящих», но не обладающих теми силами, средствами, способами, приспособлениями, какими обладает организованное общество. Она должна отучить родителей от той узкой и неразумной любви к детям, которая выражается в стремлении держать их около себя, не выпускать из ограниченного круга семьи.

В 1924 году бывший приват-доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского университета А. Г. Гойхбарг писал в своей работе[4]: «Всякий сознательный пролетарий знает… что религия - опиум для народа. Но редко кто… осознает, что право есть ещё более отравляющий и дурманящий опиум для того же народа».

В 1930-1940-х гг. - на юрисконсультской работе в Наркомате внешней торговли.

В 1947 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации[3]. После заключения врачебной комиссии от 10 января 1948 года, в котором было указано, что Гойхбарг страдает маниакально-депрессивным психозом с параноидной окраской и нуждается в стационарном лечении

---------------

Гораздо подробнее живописует эту историю  анонимный автор на сайте про безумную психиатрию.

http://www.k2x2.info/istorija/bezumnaja_psihiatrija/p7.php

После победы большевиков Гойхбарг выл введен в состав советского правительства и вместе с ним в марте 1918 года переехал в Москву. России или большевикам служил искренне. Когда по предложению В. Ленина была назначена комиссия по учету взаимных с капиталистическими странами претензий, Гойхбарг был назначен ее председателем и доказал, что претензии новой России к Западу достигают 50 миллионов царских золотых рублей, что на 13 миллионов превышало предъявленный противниками счет.

Интересненько!  что это за взаимные претензии?

В 30-е годы, не будучи посвящен высшим руководством страны в тайные экономические и политические связи СССР с Германией, всячески препятствовал, работая в Наркомвнешторге, выплате Германии громадных сумм денег. Его протесты по расчетам с фирмами Вольфа, Форда, германским правительством рассматривались на Политбюро, лицемерно признавались правильными, и простодушный Гойхбарг твердо был уверен в том, что сумел сберечь для советской казны сотни миллионов золотых рублей. В 1943-1945 годах по особым заданиям советского правительства выполнял многие конфиденциальные поручения.

То есть заработанные фирмами Форда и Вольфа деньги решил не отдавать сволочам капиталистам и фашистам.
Про конфиденциальные поручения в 45 -- лично я (действительно простодушно)  не догадываюсь,что там могло быть то...   Заводы вывозили открыто...

------
В 47 году простодушный Гойхбарг попадает в переплет.

И тут к нему подобралась беда с Лубянки, 5-е управление МГБ СССР состряпало постановление, в котором указывалось, что, по имеющимся в распоряжении органов материалам, ученый «резко враждебно настроен к существующему в СССР строю», что «на протяжении многих лет вел и ведет среди окружающих антисоветскую агитацию, клеветнически утверждает, что в стране царит гнет и насилие, что наука в стране в загоне и всякая новая мысль преследуется, допускает злобные высказывания по адресу руководитепей партии и советского правительства».

Дьявольская машина допросов закрутилась. Как обычно, в поздний январский час с бедного старика стали снимать показания. Форма допроса стандартная: где родился, учился, был ли под судом и т. п. Но вот следователь объявляет ему главное: «Вам предъявлено постановление об избрании меры пресечения, в котором указано, что вы арестованы за проведение антисоветской агитации».

Гордый и наивный Гойхбарг, полный великого чувства достоинства, считающий все происшедшее с ним диким кошмаром, отвечает: «Прошу министра государственной безопасности, подписавшего ордер на мой арест, довести до сведения вождя народов, что я арестован по указанному обвинению. До тех пор пока я не получу сообщения, что вождю народов это известно и он против этого не возражает, я иного ответа на вопросы следователя давать не буду».

Вот так истинные коммунисты, служившие беззаветно стране и партии, искренне верили, что о «произволе» МГБ в отношении их ничего не знал мудрый и справедливый Сталин и другие члены Политбюро.
Как выглядел гордый и наивный с непроизносимой фамилией  -- даже не удалось узнать...

Хотя панегириков о нем в поиске выскакивает немало.
_______________________________________________________
Александр Григорьевич Гойхбарг: в авангарде советского государственно-правового строительства
Революционное право, на котором были построены первые годы советской власти, показало всю неэффективность революционного правосознания при решении правовых вопросов мирной жизни [1; с. 2].
Возникла потребность не только в формировании новых правовых институтов и правовых форм государственных структур (особенно в сфере хозяйствования и предпринимательства), но и создания законченной правовой системы. Этот вопрос приобрел важнейшее значение. И к его решению новоиспеченная власть подошла с большой долей ответственности и профессионализма. Главным шагом в этом направлении можно назвать подготовку кадров советских юристов. Но здесь стоит отметить, что власть отнюдь не строилась на руинах. В ее руках уже были люди, способные построить законодательство, отвечающее интересам пролетарской революции. Одним из ярчайших представителей таких правоведов был Александр Григорьевич Гойхбарг.

Александр Григорьевич Гойхбарг - яркая и авторитетная фигура первых лет советской власти. Пик карьеры этого правоведа и государственного деятеля пришелся на первые годы НЭПа и связан, в первую очередь, с правоинициативной и правотворческой деятельностью в только начавшем устанавливаться и интегрироваться в общественное сознание государственном аппарате.

Путь к большевикам
Будущий правовед и государственный деятель был выходцем из еврейской семьи [2; с. 306]. Он родился в 1883 году вблизи древнейшего города Каменец-Подольск. Получил прекрасное образование, поступив и впоследствии успешно окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета [3]...был введен в состав нового правительства и вместе с ним в марте 1918 года переехал в Москву, началась его большевистская карьера. По прибытии в столицу, он поступил в Московский государственный университет, где получил диплом магистра права и вскоре стал 25 деканом юридического факультета. Назначение на эту должность можно назвать трамплином для продвижения А.Г. Гойхбарга в государственный аппарат.
Правительственная карьера

По рекомендации М.А. Рейснера он был назначен В.И. Лениным одним из руководителей Наркомюста (Народный комиссариат юстиции): членом коллегии и одновременно заведующим Отделом кодификации и законодательных предположений наркомата [8; с. 10]. Одновременно с этим В.И. Лениным была образована комиссия по учету взаимных с капиталистическими странами претензий. А.Г. Гойхбарг возглавил ее и доказал, что претензии новой России к Западу достигают 50 миллионов царских золотых рублей, что на 13 миллионов превышало предъявленный противниками счет [9; с. 15].

1 апреля 1918 года А.Г. Гойхбарг вошел в состав Конституционной комиссии. Под редакторством М.А. Рейснера и А.Г. Гойхбарга ею был разработан один из проектов Конституции. Впоследствии этот и другие проекты вошли в окончательный вариант Конституции, принятой V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г...

Гойхбарское представление о природе права. Отрицание права

В послереволюционные годы и годы периода НЭПа были активные жаркие правовые дискуссии, на долгие годы затянулся спор по поводу сущности права. А.Г. Гойхбарг одним из первых стал заниматься глубокими исследованиями на эту тему, где четко объяснял сущность, роль и место права в развитии социалистического общества...в послереволюционный период, когда произошел слом царской государственной машины и ниспровержение старого права, отмечалось отрицательное отношение ко всякому праву. Действительно, зачем нам закон (право), если у нас есть диктатура пролетариата [30; с. 3]. Так, А.Г. Гойхбарг стал одним из наиболее активных участников большевистской антиправовой пропаганды. С его подачи получила развитие т.н. концепция «отмирания права». Во-первых, право для него, прежде всего, было буржуазным порождением...
15 января 1948 он был официально арестован все теми же сотрудниками 5-го управления МГБ СССР. Особое совещание при Министерстве государственной безопасности СССР направило его на принудительное лечение в Казанскую тюремную психиатрическую больницу. Лишь спустя семь с половиной лет, а именно 12 декабря 1955 г., дело было прекращено, а принудительное лечение отменено [27].

Единственным спасением для него была попытка реабилитации его самого и тысяч ему подобных. В частности, он написал заявление на имя Председателя Президиума ВС СССР К. Ворошилова в феврале 1956 года [28; с. 18]. И его обращение не осталось без последствий. Вскоре он был реабилитирован. 12 мая 1956 г. Военная коллегия Верховного суда СССР реабилитировала и сына А.Г. Гойхбарга.

В последующем А.Г. Гойхбарг доживал свою жизнь рядовым советским гражданином. Из-за тяжелой болезни Александр Григорьевич уже не смог вернуться к научной и практической деятельности и умер в 1962 г. [29; с. 76-77].
Таким образом, А.Г. Гойхбаргу удалось занять ведущее место в молодой советской юстиции, заявить о себе как о новаторе социалистической направленности...

http://ist-konkurs.ru/raboty/2014/1525-aleksandr-grigorevich-gojkhbarg-v-avangarde-sovetskogo-gosudarstvenno-pravovogo-stroitelstva
Сына тоже отправили в тюрьму, советская соц. законность, всё-таки. И в описании про психушку с 1956 забыли упомянуть, обычное советское лживое описание и в биографиях.

юридические хитрости, советское

Previous post Next post
Up