Нобель известен всем, но коммунисты постарались о полной безвестности Леденцова

Sep 21, 2017 18:21

Оригинал взят у oboguev в Егор Холмогоров в ФБ
Вологодский купец Христофор Семенович Леденцов отписал в 1906 году на развитие русской науки около 2 млн рублей - больше чем прославленный Альфред Нобель!

Благодаря вкладам Х.С. Леденцова финансировались исследования таких светил как химик А.Е. Чичибабин, физик П.П. Лазарев, специалист в области аэродинамики С.А. Чаплыгин, создатель противогаза Н.Д. Зелинский; была начата разведка Курской магнитной аномалии и других важных месторождений.

Но Нобелевская премия есть, а Леденцовской Премии нет. А как бы звучало! Ее бы все звали "Леденцом"!

Мало того, о Нобеле все слышали, а о Леденцове я, хорошо знающий русскую историю, узнал сегодня впервые.

На этом примере мы можем понять каким колоссальным социальным дефолтом была революция.


________________________________________________________
Христофор Леденцов как Нобель: и в России могла бы быть столетняя научная премия
«Я бы желал, чтобы не позднее 3 лет после моей смерти было организовано Общество, если позволено так выразиться, «друзей человечества»», - так писал в своем завещании первый русский грантодатель



Христофор Семёнович Леденцов , рисунок (2012) с фотографии конца 19 века. Изображение с сайта kirillovgallery.ru
«Я не человек науки и техники, и нет у меня дара проповеди, но…»

Этого человека часто называют Русским Нобелем. Это и так, и не так. Леденцов, подобно Нобелю, отдал все свое состояние на пользу науки. Но сами денежные выплаты устроены были по-другому. За счет капитала, оставленного Альфредом Нобелем, выдаются премии. Лауреат может сделать с ними все, что захочет - купить обсерваторию, пустить на ветер, направить на благотворительность, положить в банк и ждать процентов. Христофор Леденцов был более прагматичен. Средства, оставленные им, шли не на поощрение выдающихся деятелей, а на поддержку все еще ведущихся исследований и работ. Но, тем не менее, идея этих премиальных грантов была столь же идеалистична и возвышенна, как и идеи Альфреда Нобеля. Леденцов мечтал о создании научного рая на Земле.

Христофор Семенович Леденцов родился в 1842 году в городе Вологде. Ему сызмальства было во всем тесно - сначала в узеньких детских костюмчиках, затем в провинциальной Вологде, в академической науке, в России, а потом и в традиционных формах благотворительности. Вместо того, чтобы жертвовать на богадельню, коллекционировать модных художников и содержать театр, как делала большая часть его достойных соотечественников, вошедших в историю своими добрыми поступками, он  - виданное ли дело! -  замыслил «Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений».

Впрочем, обо всем по порядку.



Дом Х.С. Леденцова в Вологде (1960-е гг). Фото с сайта okipr.ru
Европа, ломбард, музей

Христофору Леденцову довелось родиться в семье отнюдь не бедного купца. В собственности его отца были земельные участки, винокуренные заводы, доходные дома - всего этого очень много. Христофор оканчивает вологодскую гимназию и поступает в элитное учебное заведение  - Московскую практическую академию наук. В 1862 году взят и этот рубеж - Христофор Семенович оканчивает гимназию с похвальным листом и торжественно входит во взрослую жизнь. В которой он вдруг совершает резкий поворот - оставляет науку и принимается путешествовать по Западной Европе. В первую (а может быть, даже в единственную) очередь в Европе его интересуют не кафешантаны и театры, не вернисажи и модные магазины, а то, как в странах Старого Света организованы те или иные производства.

Затем - новый виток биографической спирали. Христофор - уже не русский путешественник, а вологодский купец, промышленник и благотворитель. На этот раз причиной перемен стала любовь - Леденцов женится на дочери вологодского купца Серафиме Николаевне Белозеровой. Но семейная жизнь не может полностью занять и поглотить человека такого склада.

По его инициативе и на его средства в маленьком северном провинциальном деревянном городке создается первый в России ломбард. Казалось бы, дело не особенно благородное. Но - это как поставить и организовать заемную работу. Видя, в какую финансовую безысходность погружаются крестьяне и мещане, вынужденные обращаться к частным перекупщикам и получать от них за приличные и подчас ценные вещи какие-то жалкие гроши, Леденцов решает навести в деле займов порядок.

Ломбард был открыт в 1888 году, а его основной капитал составили 6 тысяч рублей - вся зарплата Леденцова за годы службы в должности Вологодского городского головы.

Тогда же Христофор Семенович открывает в Вологде богадельню для престарелых - традиционные формы благотворительности все же не окончательно чужды ему.
Облегчу и послужу их делу



Дом Х.С. Леденцова в Москве по адресу: Мансуровский переулок, 4 (1960-е гг). Фото с сайта okipr.ru

В середине девяностых наш герой - снова москвич. Причина безрадостная - безвременная кончина любимой супруги Серафимы Николаевны. Упаковав свою научно-промышленную библиотеку (более пяти тысяч томов редких книг), он вселяется в дом своей сестры, купчихи Обидиной на Мясницкой улице и увлекается новым проектом - организацией Музея содействия труду, который и открывается в 1900 году. Надо ли говорить, что Леденцов не мог остаться непричастным и к созданию Политехнического музея.

А вместе с тем, уже в 1897 году Христофор Семенович создает документ под названием «Нечто вроде завещания». Текст его поражает прямотой и чувством ответственности, которую автор документа берет на себя: «Я бы желал, чтобы не позднее 3 лет после моей смерти было организовано Общество (если к тому времени такового не будет существовать), если позволено так выразиться, «друзей человечества».

Цель и задача такого Общества помогать по мере возможности осуществлению если не рая на земле, то возможно большего и полного приближения к нему. Средства, как их понимаю, заключаются только в науке и в возможно полном усвоении всеми научных знаний…

Я не человек науки и техники, и нет у меня дара проповеди, но рядом со мной идут и люди науки и люди техники и после меня пойдут и те и другие. Облегчу и послужу их делу».

По сути, тогда уже сформировалась идея общества раздачи грантов, хотя самого этого слова долго еще не будет в русском языке.
Жизнь после смерти



Памятник Х.С Леденцову в Вологде (1960-е гг). Фото с сайта okipr.ru

Еще не будучи в привычном смысле слова старым человеком, он тяжело заболел. Российские врачи успехов не демонстрировали. Христофор Семенович, отправился в Женеву, где и скончался от туберкулеза легких в 1907 году. Тело его перевезли из Швейцарии в Вологду и погребли на тамошнем Введенском кладбище. После чего, собственно, и начинается вторая, наиболее важная часть этой истории.

Леденцов оставил по завещанию свое огромное состояние на цели создаваемого при Московском Императорском университете и Императорском Московском техническом училище (позднее - МВТУ) и Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений.

То есть он - еще и родоначальник   знаменитой Бауманки.

В 1909 году утверждается устав Общества. Девиз его и основное направление деятельности придуманы еще Леденцовым при жизни: «Наука, труд, любовь, довольство», оказание помощи в наиболее перспективных практических научных изысканиях.



Диплом члена Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Христофора Семеновича Леденцова, 1910 год. Изображение с сайта elementy.ru

Среди тех, кому регулярно поступали деньги от леденцовского общества, можно упомянуть Ивана Павлова (исследования в области высшей нервной деятельности), Николая Жуковского (аэродинамические исследования), Алексея Чичибабина (изучение производства лекарств из нефтяных отходов) - всех не перечесть.

В 1911 году в Общество обращается Владимир Александрович Вернадский. Он описывает тему своего исследования: «Эта работа, - писал он, -  неизбежно двоякого рода - с одной стороны, она заключается в изучении явлений радиоактивности среди минералов и горных пород Российской империи, но с другой стороны, она связана с исследованием свойств природных соединений тория, урана, редких земель, благородных газов».

Не отказали и Вернадскому.

Деньги выделяются Московскому обществу испытателей природы, Карадагской научной станции, Русскому физико-химическому обществу, станции испытания земледельческих машин и орудий при Киевском политехническом институте. Список можно бесконечно продолжать.
«Примеры фантастических и несообразных проектов»



1909 год. Дом Политехнического Общества, фойе. Фото с сайта retromap.ru

Общество обосновывается в престижном московском здании - доме Политехнического общества в Малом Харитоньевском переулке, 4. Само по себе здание интересно. Автор проекта, архитектор А. Кузнецов писал: «При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии - страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок».

«Производственная тематика» была весьма желательна для здания, вместившего в себя подобные организации.

Академик Павлов так оценивал деятельность Общества: «Общество с обширной жизненной программой и с практическим способом ведения дела, огромный, небывалый фактор русской жизни».



Медаль Общества им. Х. С. Леденцова. Изображение с сайта elementy.ru

Но, разумеется, не всем просителям перепадало. Большая часть, что естественно, получала отказ. Товарищ председателя Общества профессор Н. А. Умов так описывает эту, достаточно деликатную, сторону деятельности Общества: «По 1-е января 1910 г. в восьми работающих при Обществе экспертных комиссиях… рассмотрено и в случае надобности исследовано около 300 изобретений, авторы которых желали получить помощь в совокупности на сумму около 300 000 р. (доход Общества - 7200 р. в год)… По каждому заявлению состоялось мотивированное постановление совета Общества, занесенное в протокол. Из этих заявлений только 18% оказались заслуживающими поддержки, которая и оказана сообразно действительной потребности, в размере около 12 000 р.

Изобретатели, которым было отказано в помощи, то есть 82%, получили подробную мотивировку отказа, и им предоставлена возможность получать дальнейшие разъяснения. Я не имею права приводить здесь примеры фантастических и несообразных проектов, предлагавшихся изобретателями, так как Общество обязано соблюдать тайну доверяемых ему идей; но Общество вменяет себе в заслугу, что разбором подобных проектов, нередко представляющих большие затруднения в улавливании или идеи, или ошибки изобретателя, оно получает возможность охранять от бесплодных затрат труда, времени и материальных средств людей, заблуждающихся по тем или иным причинам».



Дом Политехнического общества, главный фасад. 1909 год. Фото с сайта retromap.ru

Даже Первая мировая война не стала препятствием для деятельности общества. Наоборот - возникли новые горизонты, началось финансирование новых проектов, в первую очередь, связанных с производством медицинских препаратов. Но революцию Общество пережить не могло. 8 октября 1918 года его не стало.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/hristofor-ledentsov-kak-nobel-i-v-rossii-mogla-by-byt-stoletnyaya-nauchnaya-premiya/

империя, советское

Previous post Next post
Up