Игла Клеопатры. Транспортировка 186 тонн из Египта в Англию в XIX веке.

Sep 13, 2017 22:55

Оригинал взят у rutinin в Игла Клеопатры.
Пишет gruppman

Есть в городе Лондоне, что в Великой Британии, одна достопримечательность.
Называется - Игла Клеопатры.
Вот она, на снимке.


Всё, как полагается. И два сфинкса тоже прилагаются.
Что за Игла - Википедия может разъяснить:
Древнеегипетский обелиск в окружении двух сфинксов в историческом центре Лондона, на набережной Виктории. Представляет собой монолит из гранита высотою 18 метров и весом 186 тонн. Вывезен британцами из Александрии в 1877 году.

Сама Игла древняя напрочь:
Обелиск вырезан на каменоломнях Асуана в середине II тысячелетия до н. э. На обелиске нанесены символы фараона Тутмоса III (позднее были добавлены имена Рамзеса II и Клеопатры). Около 1475 года до н. э. вниз по Нилу перевезён в Гелиополь. Предположительно во времена римского императора Августа обелиск был перевезён в Александрию, где он простоял века. К началу XIX века памятник уже был опрокинут и лежал в песке.


А как в Англии то оказалась эта Игла?
А просто - подарили.
Да-да, подарили:
Подарен британцам правителем Египта Мухаммедом Али в разгар египтомании, в 1819 году, в ознаменование победы вице-адмирала Нельсона в битве при Абукире и генерала Эберкромби при Александрии в 1801 году.

Вот только подарили аж в 1819 году, а припёрли её на берега Темзы аж в 1878 году.
Почти 60 лет подарочек в Египте лежал.
Вот как подарок доставили, вот про это и рассказец.

Кажется, первыми, кто стал растаскивать Африку на сувениры, были древние римляне.
Туристы, мля, Средиземноморья.
Даже картинки сохранились. Слонов вот прикупили.


Кроме животины, римляне ещё и успешно вывозили другой египетский антиквариат, в том числе и архитектурный. Но была одна загвоздка. Не всё можно было погрузить на корабль. Средств погрузочных ещё не было.
Но техника не стояла на месте, потихоньку совершенствовалась, поэтому вывозимое наследство фараонов тоже потихоньку прибавляло в весе.
Но рано или поздно всё равно бы всё упёрлось в весовой порог.
Как в случае с этой самой Иглой Клеопатры.
Римляне по суше дотащить её до Александрии смогли, а вот дальше... у них не получилось.

Длина - 69 футов, вес - 224 тонны.
Такой вес и в наши то дни считается серьёзным, а уж тогда, и говорить не о чем.
Так и валялась эта Игла в Александрии до 1819 года, пока не подарили её англичанам.
Англичане страшно обрадовались подарку, но потыкав в тогдашние калькуляторы, приуныли.
Дороговато доставка обходилась.
Как раз тот случай, когда за морем корова -полушка, да рубль перевоз.
По сухопутью тащить эту мандыбу, вообще, не реальная задача.
Ситуацию спас некий сэр Уильям Джеймс Эразм Вильсон, из своего кармана вываливший 10 000 тогдашних полновесных фунтов стерлингов. Ещё 5 тысяч наскребли по подписке среди жителей Лондона.
На такие деньги тут же нашёлся инженер у которого тут же нашлась идея по транспортировке Иглы в метрополию.
Англия же! Великобритания! Правь, Британия, морями...
-Морем потащим - сказал инженер - или Англия не владычица морей.

Так, для справки. Звали инженера - Джон Диксон.
Идея была проста. Вокруг Иглы построить корпус судна, спихнуть это в море, потом взять этот корпус на буксир, и, вперёд, на Пачихезу на Лондон.
Так и сделали.

Вот сам проект.


Процесс постройки судна.


Само судно... ну, как судно?.. корпус для Иглы представлял из себя металлический цилиндр длиной 95 футов, шириной 15 футов, и был разделён на 10 водонепроницаемых отсеков.
И ко всему прочему на корпусе смонтировали киль, руль, мостик и каюты. И небольшую мачту под парус.

А это уже спуск на воду.


И в октябре 1877 года все работы были закончены и началась вторая часть доставки Иглы в Англию. Непосредственная транспортировка.
Судно с Иглой взял на буксир пароход "Ольга"
Капитаном судна Иглы назначили Генри Картера.
И под его началом на борту судна Иглы было пять человек, весь экипаж.

А 14 октября 1877 года разыгралась трагедия.
В Бискайском заливе случился шторм.


Судно с Иглой было цилиндрической формы, и его стало нещадно валять.
С парохода "Ольга" была отправлена шлюпка с шестью моряками для спасения экипажа игловоза.


Но шлюпка в шторме перевернулась, и все моряки погибли.
(Забегая вперёд - их имена были были высечены на памятной табличке, которая смонтирована у основания Иглы).
Пароход "Ольга" всё таки смог снять экипаж игловоза и отрубил буксирный конец.
Им казалось, что Клеопатра тонет.

Но игловоз не утонул.
Через пять дней его обнаружили у побережья Испании. Судно было взято на буксир и доставлено в испанский порт Феррол.
Пришлось Англии заплатить ещё 2000 фунтов за спасение игловоза, и послать новый буксир за Клеопатрой.
Пароход "Англия" на этот раз.

Пароход "Англия" буксирует игловоз из Феррола.




И 21 января 1878 года Игла Клеопатры, наконец, прибыла в Великобританию.
Встречали её под орудийные салюты.


На берегу Британии.


А установили её на место только в сентябре 1878 года.
Подготовка к установке:


Установка Иглы.


Но не правильно думать, что эта Игла Клеопатры, не более, чем просто памятник древности.
Для англичан это в первую очередь память о победах Великобритании на Ниле и при Александрии.

А сфинксы возле Иглы, так они не оригиналы. Это уже бронзовая английская версия.

Само же судно-игловоз было разобрано и пущено на переплавку. Свою задачу оно выполнило.

P.S. В 1836 французы тоже упёрли примерно такой же обелиск из Луксора.
Как они упирались с ним, как тащили, этого я не знаю.
______________________________________________________
И добавка от уваж. 22sobaki о другом обелиске, но транспортировка уже в XX веке

Итальянцы транспортируют обелиск Муссолини, 300 тонн, 1929




____________________________

Оригинал взят у mlle_anais в Roma mussolinea-5: Италийский форум

Сносы сносами, но должна же быть и застройка :)
Пришла пора посмотреть на очень известное и занятное место. Один из двух самых знаменитых римских "фашистских архитектурных заповедников". (Кстати, вот туда как раз туристы группами и таскаются :))
Вот при всём масштабе городских преобразований в городе, где есть форум Цезаря, форум Августа, форум Траяна и т.д. - отчего бы не возникнуть форуму Муссолини? И он появился. Именно так назывался до 1943 года нынешний Италийский форум - комплекс спортивных сооружений в северной части города.
Нам - вон туда, через мост герцога Аостского. Там... занятно, в общем.



На фотографии 1939 года - мост в процессе постройки. А за ним уже есть то, что мы, собственно, будем смотреть (на мосту тоже есть, что посмотреть. Но по техническим причинам я вам этого не могу, увы, показать).



История комплекса в двух словах такова. Он был создан по инициативе Ренато Риччи, возглавлявшего молодёжную организацию "Балилла". Риччи добился у правительства разрешения построить на территории, не предполагавшейся первоначально под застройку, поскольку она была далеко, на другом берегу Тибра, и к тому же подвержена наводнениям, стадион и Академию физвоспитания.
Важную роль в создании форума сыграло происхождение самого Риччи. Он был родом из Каррары - той самой, где добывают мрамор. Их семьи тех самых, кто этот мрамор добывает. И для строительства он пригласил своего земляка - живущего с 1914 года в Риме архитектора из Каррары Энрико Дель Деббио (1891-1962).
Собственно, то, что мы увидим, - это их детище (а увидим мы только фрагмент - да, целостный, сохранившийся с тех времён в неизменном виде, но всё-таки это не всё, что там есть).
Сразу за мостом - центральный вход на форум. Посреди площади - заметная издалека белая мраморная колонна высотой 17,15 метров (это без постамента ;)).


Это "обелиск Муссолини".
Думаю, самые зоркие уже углядели, отчего он так называется ;)
Это монолит. Он добыт в Карраре, в карьере, принадлежавшем родственнику Ренато Риччи.
Вот краткое путешествие каменной дуры по Италии к месту назначения:
Ноябрь 1928. "Монолит Муссолини" покидает мраморный карьер.


Март 1929. На волах - на баржу! (Вы вообще видите тут монолит? Он во-о-он там, в самом верху, едва заметен.)


Ноябрь 1929. На Тибре.


1932. Установка закончена.


С той поры он ни капли не изменился.


И надпись "MUSSOLINI DUX" сверху донизу видна хорошо и издали (гораздо лучше, чем вышло солнечным днём на белом камне на фото). И про балиллу с годом установки сбоку.


Это, безусловно, казус. Фактически это памятник Муссолини. И дело не в том, что не в центре или место не видное. Очень видное. В 1960 году именно на стадионе Италийского форума проходила летняя Олимпиада. Олимпийская деревня находится на другом берегу Тибра. По логике вещей попадать к стадиону надо по этому мосту, мимо обелиска. Да, вопрос о том, чтобы его убрать, поднимался. Но как поднялся - так и упал обратно: это была слишком дорогостоящая операция. (Скандал, к слову, был не только с обелиском - там, за ним, за загородкой, есть ещё кое-что, что действительно подверглось трансформации, но незначительной. Увы, подобраться к интереснейшему памятнику не удалось - наглухо перегорожено было. То ли дело в проводившихся в тот именно день мероприятиях, то ли за него всё-таки взялись реставраторы. Ибо о плачевном состоянии объекта, признанного художественной ценностью, известно...<...>

англия, египет, италия, памятники, флот

Previous post Next post
Up